0
1623
Газета Non-fiction Интернет-версия

24.08.2017 00:01:00

Создавая портрет эпохи

Тэги: искусство, музеи, история, москва, грибоедов, пушкин, чайковский, лев толстой, хамовники, замоскворечье


30-13-13.jpg
Музей как лицо эпохи.
– М.: Редакция журнала «Знание – сила», 2017. – 512 с.

Эта книга – итог проекта «Музей как лицо эпохи», который осуществил научно-популярный журнал «Знание – сила». Причем осуществил отнюдь не случайно. Журнал, уделяющий много внимания истории, культуре, неоднократно писал о музеях. В разные годы выходили статьи о достойных представителях этих «хранилищ прошлого», о том, как они «стряхивают пыль веков» и осваивают новые формы работы, как стараются соответствовать времени, превращаясь в центры интеллектуального притяжения, где возможно объединение людей разного возраста и разных пристрастий. Казалось бы, все темы исчерпаны. Но нет!

Есть сельские, городские усадьбы или даже отдельные дома, связанные с именами людей выдающихся – писателей, художников, композиторов, государственных деятелей. Дома эти давно превратились в музейные объекты и дают прекрасную возможность увидеть обстановку, в которой жили эти люди, давно ставшие историческими личностями, ознакомиться с их вещами, картинами, рукописями, партитурами, письмами, книгами, словом, всем тем, что составляло смысл, содержание их жизни. И через них, через обстановку, вещи увидеть, понять этот смысл, почувствовать биение, нерв их ежедневного существования.

Но как бы это ни было само по себе важно и интересно, значение музейных объектов культуры гораздо шире. Когда-то здесь, в залах, гостиных, кабинетах, текла жизнь. Звучали речь, музыка, смех, здесь обсуждались самые важные на тот момент вопросы – семейные, политические, здесь увлеченно спорили о жизни, музыке, литературе… Это можно «услышать». Узнать, какие книги читали, как обставляли и украшали свое жилище. Были консерваторы или либералы, скучные или веселые. И главное: чем занимались, чем прославились? Прошедшая жизнь здесь как бы остановлена, и мы можем ее разглядывать, изучать.

Книга, венчающая проект «Музей как лицо эпохи», повествует о шести усадьбах (и пяти эпохах):

1. Палаты бояр Романовых, которые расположены на улице Варварке в Москве и являются филиалом Государственного исторического музея. Это рассказ о жизни в Москве и в России XVI–XVII веков.

2. Хмелита – родовое гнездо Грибоедовых и центральный объект Государственного музея-заповедника «Хмелита». Усадьба находится в Смоленской области неподалеку от Вязьмы. Это прежде всего рассказ о второй половине XVIII века, о том, чем жило семейство Грибоедовых и их друзья, что занимало и тревожило этих людей и как формировалось мировоззрение будущего автора «Горя от ума».

3. Городская усадьба на Старой Басманной в Москве, связанная с именем Василия Львовича Пушкина, поэта, дяди Александра Сергеевича Пушкина, человека яркого и весьма достойного. Теперь это музей В.Л. Пушкина, филиал Государственного музея А.С. Пушкина. Рассказ о дворянском быте начала XIX века.

4. Городская купеческая усадьба в Замоскворечье, в Щетининском переулке, теперь там Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Это тоже рассказ о первой половине XIX века, но о купеческом быте и о жизни самого Тропинина, дом которого находился неподалеку от нынешнего музея, на Полянке.

5. Дом в Клину, который снимал в последние годы жизни Петр Ильич Чайковский. Теперь это Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского. Речь о второй половине XIX века.

6. Городская усадьба Льва Николаевича Толстого в Хамовниках. Ныне Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках, филиал Государственного музея Л.Н. Толстого. Речь о жизни Льва Николаевича, его семьи и о жизни в Москве в конце XIX – самом начале ХХ века.

В книге собраны не только статьи и интервью, напечатанные в рамках проекта в 2017 году, но и более ранние публикации, вышедшие в журнале в разное время начиная с 60-х годов ХХ века. Все они рассказывают о том или ином периоде отечественной истории, о разных сторонах жизни в России, дополняя друг друга и создавая объемный портрет эпохи, которой они посвящены.

Важно отметить, что практически все статьи, представленные в сборнике, написаны профессиональными историками, искусствоведами и научными сотрудниками музеев. Это же относится и к содержащимся в сборнике интервью – их давали знатоки своего дела. Среди авторов такие известные историки, искусствоведы, как Нина Молева, Андрей Левандовский, Валентин Янин, Сигурд Шмидт, Александр Каменский, Юлия Кудрина, Виктор Безотосный, Елена Съянова и другие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
352
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
262
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2025
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1557

Другие новости