Антропология искусства.
Язык искусства и мера человеческого в меняющемся мире / Отв. ред. доктор философских наук О. Кривцун. – М.: Индрик, 2017. – 392 с. |
«Антропология искусства, – написано в небольшом предисловии к этой коллективной монографии, – ставит своей задачей выявление того, какими способами сопрягаются в языке современного искусства ментальное и художественное, экзистенциальное и эстетическое. Притом что первое – всегда драматично, неприкаянно, искажено, а второе – использует язык диссонанаса, далекий от традиционной художественной выразительности».
Авторы среди прочих разбирают следующие темы и вопросы: «Современное искусство как фактор культурной эволюции», «Параметры художественного творчества: безумие, разум, спонтанность», «Образ героя в кино рубежа XX–XXI вв. Мейнстрим и артхаус», «Области скуки. Contemporary Art», «Мое лицо ночью. Искусство экзистенциальной тревоги», «Касаясь плоти мира: Пастернак, Заболоцкий, Бродский» (названия глав) и др.
Ответственный редактор издания Олег Кривцун в статье «Мера человеческого в искусстве: исторические модификации» формулирует несколько тезисов: «Нет единого масштаба, единого критерия, которым мы сегодня могли бы измерить художественное достоинство вещи… в иерархии сегодняшних визуальных языков – все языки равны… эволюция языков искусства была, есть и будет… новое искусство, в том числе актуальное, всегда будет понятно немногим…»
Искусство вечно.
Татьяна Назаренко. Дамская компания. Иллюстрация из книги |
На самом деле во всем этом нет ничего страшного: новое (а часто и не только новое) искусство и понятно немногим, и нужно немногим. Хотя искусство – это и развлечение, и пропаганда. Но и развлечение (то есть и отвлечение) и тем более пропаганда больше нужны государству, чем людям. Людям до сих пор чаще всего важнее, чтобы не стреляли и было что поесть.
А так – да, конечно, искусство вечно.