0
1857
Газета Non-fiction Интернет-версия

24.02.2021 20:30:00

Лисья морда с жадными глазами

Станиславский на кукольный лад

Тэги: театр, кукольный театр, станиславский, россия, ньюйорк, сша, революция, первая мировая война, павел фаворский, наталия сац, валентин серов, сергей образцов, шаляпин, иван крылов, шекспир, макбет


театр, кукольный театр, станиславский, россия, нью-йорк, сша, революция, первая мировая война, павел фаворский, наталия сац, валентин серов, сергей образцов, шаляпин, иван крылов, шекспир, «макбет» Леди Макбет – первая в истории театра кукол. Фото из рецензируемой книги

В калейдоскопе высших в своих жанрах достижений начала ХХ века: художники Русского авангарда, театр и система Станиславского – кукольный театр Ивана Ефимова и Нины Симонович-Ефимовой занимает столь же почетное место. Сам жанр, кукольное действо, может, ныне и менее актуален (сравнить хоть популярность ученика Ефимовых, Сергея Образцова, его театра в 1970-х годах с сегодняшней), но это не умаляет значение великих новаций «кукольных Станиславского и Немировича-Данченко». Это сравнение подкрепляет европейско-американский успех книги – предшественницы ныне обозреваемой: «Записки петрушечника» (1925) Нины Симонович-Ефимовой в 1935 году были переведены и изданы в США. Карл Бьемонт в своей книге «Куклы и кукольная сцена» («Puppets and puppet stage», Лондон, 1938) назвал книгу Нины Яковлевны столь же ценной для кукольного театра, как «Моя жизнь в искусстве» Станиславского – для театра драматического. Правда, в отличие от «старшего театрального собрата» Ефимовы не могли гастролировать, и спектакли по «их системе» ставили американские последователи. Кукольный театр Пол Мак Ферлина (Детройт) прислал своим учителям афиши их «Задумчивой интермедии». На Всемирной конференции деятелей кукольных театров в Нью-Йорке был прочитан доклад о «новой системе Ефимовых». В 1959 году Ивану Семеновичу и Нине Яковлевне (посмертно) присвоили звание почетных членов УНИМА (Международного союза деятелей кукольного театра). Книгу «Театр движущейся скульптуры» можно назвать «Записки петрушечника-2»: составители Иван Голицын и Екатерина Ефимова (соответственно правнук и внучка основоположников) включили большую часть текста своей прародительницы, добавив статьи, воспоминания современников, коллег и друзей – Павла Флоренского, Владимира Фаворского, Наталии Сац, Сергея Образцова, Бориса Шергина и др. Добавления эти, особенно для не заставших взлета популярности кукольных театров, – прекрасный, информативный экскурс по теме.

Наталия Сац: «До революции мы знали длинноносого Петрушку, обитателя ярмарок и базаров, задорного бунтаря. Он был любим многими, но его слова и поступки казались однообразными, варьировался один и тот же сюжет. Впервые Ефимовы создали кукол для совершенно другого репертуара: большого, полноценного, прибавили к народно-традиционной культуре глубокое миропонимание. Особенно хороши звери. Не зря Ефимов – один из лучших русских художников-анималистов! Лисья вытянутая морда с жадными глазами и псевдокроткой улыбкой, юбка с большой оборкой, пестрая ситцевая кофточка и пылающий хвост, чудесные гроздья спелого винограда – все художественно в басне «Лисица и Виноград». Очень выразительны журавль в синем фраке, с размеренными движениями «слишком порядочной» птицы, наглый Волк («Волк и журавль»); Барбос, «бодрый, на все готовый, с блестящим носом, который надо лизнуть перед выходом на сцену, чтобы он лучше блестел (сделан из черного стекла)». В сказке «Принцесса на горошине» Нина Яковлевна неподражаемо показывала принцессочку с капризным личиком, аристократическими ручками, донельзя избалованную. Вероятно, такой представлял ее сам Андерсен. Нина Яковлевна дополнила текст сказки французской песенкой, которую напевала Принцесса. Королева-мать, чтоб закрыть горошину, приносила новые и новые перины, спрашивая у маленьких зрителей: «Как думаете, еще матрац нести?» – дети с восторгом кричали: «Еще, еще, тащи еще!..» и заливались хохотом.

Особенно удавались Ефимовым персонажи простых людей, зверей. Помню басню Крылова «Пустынник и Медведь», какую-то застенчивость доброго Медведя, естественный страх Пустынника. В басне было то, за что мы так любим театр, когда видим сердцевину живого на глазах меняющихся отношений... Пустынник доверчиво ложился на колени к Медведю, тот трогательно заботился, пытаясь отогнать муху от спящего друга. И когда Медведь, желая убить муху на лбу Пустынника, ударил его камнем, не только маленькие, но и взрослые зрители чувствовали растерянность. Не случайно артист Московского Художественного театра (еще – к заявленной аналогии! – И.Ш.) Лужский, посмотрев басню, сказал: «Я поймал себя на том, что горло сжалось от слез: ведь Медведь так старался!» Ефимовы – подлинные первооткрыватели совершенно нового искусства. Когда в 1918 г. мы решили создать первый театр для детей, абсолютно закономерно, что один из залов должен быть предоставлен Нине Яковлевне и Ивану Семеновичу, к тому времени любимцам московской детворы».

7-14-11250.jpg
Нина Симонович-Ефимова, Иван
Ефимов. Театр движущейся
скульптуры.– М.: Русскiй Мiръ,
2020. – 480 с. (Большая
Московская Библиотека – БМБ).
Сергей Образцов: «Дело не только в их историческом первенстве. В период рождения нового вида театра пути его развития определили Ефимовы: театр движущейся скульптуры, непосредственный родственник пластического, изобразительного искусства. Кукла сама по себе, еще до начала движенья, уже произведение искусства, образ. Они впервые в кукольном театре поставили несколько сцен из трагедии Шекспира «Макбет». Ефимовы, первыми вступившие на абсолютно новую, неизведанную дорогу кукольного театра, совершили меньше ошибок, чем многие шедшие следом. Могли попасть в плен традиции «человеческого» театра – избегли. Может, потому, что были художниками. Они не насиловали своих кукол, не нагружали их натурализмом, «психологией», бездейственными монологами и диалогами. Их куклы явили себя в физическом поведении, в сочетании с лаконичным текстом решали сюжет спектакля. Ефимовы – создатели особой функциональной анатомии куклы»…

Представленные в Третьяковке, Русском музее, скульптор Иван Ефимов и художник Нина Симонович-Ефимова создали новый театр в возрасте… по-дантовски: «земную жизнь пройдя до середины», по-современному: «в кризисе среднего возраста». К коему кризису добавились Первая мировая (Иван Ефимов ушел добровольцем) и революция, обнулившие достигнутые статусы. Крестьяне бывшего тамбовского поместья навещали, подходили к ручке «барина», он спрашивал шутливо: «Ну что, крепостные, соскучились по барину?» Они серьезно отвечали: «Соскучились». Летом 1920 года Ефимовы с немалым риском выступили перед бывшими своими крестьянами. Нина Яковлевна вспоминает годы физического голода: «…когда новый общественный класс выходил на поверхность, театр оказался искусством более понятным и нужным массам. Живопись, в которой у меня было уже некоторое имя (вещи в музеях, в частных собраниях, упоминания в прессе), пострадала. Мне 39 лет, муж на войне, я с ребенком – в семье сестры. В 1917 г. я пробовала басню «Мыши». Чтоб слепить голову мыши, купила на Сухаревке мышеловку, поймав мышонка, сделала с натуры голову человеческой величины. Превратить ее в папье-маше меня научил формовщик Училища живописи, где я была студентом… Оттиснули голову в двух экземплярах. Мышь-брюнетка в белом платье и Мышь-блондинка в черном. К шее у обеих приколота длинная-длинная полоска вуали, которая прочерчивает волнистую линию за бросившимися за борт ее носительницами. Я играла за троих: на руках две мыши, а лицо мое, иногда выглядывающее из-за балагана в матросской шапке, было лицом матроса, говорящего от автора».

Выразительное лицо Нины продолжило галерею лиц сестер Симонович: Маша, Надя, Аделаида «висят в Третьяковке» на картинах Серова: «Портрет Надежды Дервиз с ребенком», «Портрет Аделаиды Симонович», «Девушка, освещенная солнцем». И в Музее Орсе в Париже «Портрет М.Я. Львовой»… Валентин Серов, недавно так мощно, всероссийски выставленный, прославленный вплоть до песни Шнура («Сходили я и Вова на выставку Серова»), – двоюродный брат Симоновичей. И первый ценитель. Нина Яковлевна вспоминает: «Во время забастовки в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества я жила в семье Серова, моего двоюродного брата. На площадке внутренней лестницы устроила с мальчиками Серовыми теневой театр, и Валентин Александрович был усердным ценителем. Приходил, приводил смотреть своих гостей. Валентин Александрович говорил, что силуэт – это лучшее, что я делаю». Через десятилетия она продолжит: «Больше всего меня увлекало движение куклы, жест, и сама Кукла как движущаяся скульптура». И в обозреваемой книге все движется, вертится, от картин, кукол – к аудитории: «Петрушка после своего «вступления» объявлял приход Ивана Андреевича Крылова, советовал с ним поздороваться: «Он ведь Писатель. Баснописец!» Степенно выходил Крылов, беседовал. Дети считали всех кукол кукольными, но Крылова «настоящим», он был больше остальных. Сыграла Станиславскому, Шаляпину, в Художественном Театре, актерам и Немировичу-Данченко»…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4142
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
2350
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
1792
Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Сергей Никитин

США добиваются от Аргентины закрытия китайского спутникового центра

0
2114

Другие новости