0
2116
Газета Non-fiction Интернет-версия

10.03.2021 20:30:00

В мундирах врага

Без чести и без Родины

Тэги: история, великая отечественная война, коллаборанты, эмигранты, генерал власов, сс, оккупация, партизаны, антисемитизм, виктор гюго


9-14-13250.jpg
Пособники. Исследования
и материалы по истории
отечественного
коллаборационизма /
Редакторы-составители
Д.А. Жуков, И.И. Ковтун.– М.:
Пятый Рим (ООО «Бестселлер»),
2020. – 464 с.
Сборник, вышедший под редакцией московских историков Дмитрия Жукова и Ивана Ковтуна, посвящен различным вопросам сотрудничества с врагом советских граждан и эмигрантов в годы Великой Отечественной войны. Он затрагивает как уже достаточно изученные вопросы, например, историю 29-я дивизии СС, более известной как Русская освободительная народная армия (РОНА), 1-й Русской национальной армии (Зондерштаб Р), Вооруженных сил Комитета освобождения народов России, анализ периодики изменников, так и менее известные проблемы: служба эмигрантов первой волны в качестве переводчиков на Восточном фронте, отдельные судьбы участников тех событий, воевавших в вооруженных силах гитлеровцев или их союзников (Независимое государство Хорватия).

В книге обращает на себя блок статей, посвященных РОНА.

Исследователь из Варшавы Хуберт Куберский подробно воссоздает роль коллаборантов, в том числе и 29-й дивизии СС, в подавлении Варшавского восстания. Напомним читателю, что СС, согласно Нюрнбергскому трибуналу, является преступной организацией. Параллельно он опровергает устоявшиеся в польской историографии еще со времен восстания мифы о том, что роль основных карателей сыграли власовцы, 14-я дивизия СС «Галиция» и калмыки.

Очень интересна статья московского историка Сергея Дробязко о начальнике контрразведки РОНА майоре Борисе Костенко. Под этим псевдонимом скрывался бывший лейтенант госбезопасности Борис Краснощеков. В 1941-м он оказался в окружении, какое-то время воевал в партизанском отряде. Попал в плен и дал согласие работать на СД (Службу безопасности рейхсфюрера СС, также осужденную Нюрнбергским трибуналом), но вскоре перевелся в РОНА. Согласно послевоенным показаниям майора, данным следователям, он помогал партизанам. В свою очередь, народные мстители, не отвергая факта помощи, также рассказывали о вербовке Костенко своим агентом. Приводимые ими подробности как минимум ставят под сомнение добровольность оказанных предателем услуг. Парадоксальность истории этой коллаборации заключается в том, что Краснощеков был евреем, а командованию РОНА был присущ антисемитизм. Впрочем, Краснощекову-Костенко уцелеть не удалось: он сам сдался частям Красной армии, но в декабре 1945 года трибунал СМЕРШ расстрелял бывшего контрразведчика за измену Родине.

Тематически схоже с текстом Дробязко и исследование питерского ученого Бориса Ковалева. Он также, основываясь на материалах судебного дела, реконструирует биографию Анны Воскобойник – вдовы первого руководителя оккупационной администрации Локтя, в котором и возникла РОНА.

К сожалению, статья Ковалева представляется неполной. За пределами его повествования осталась служба Воскобойник во власовской армии, в которую влили остатки эсэсовцев Каминского. А ведь генерал-предатель даже награждал ее.

Интересно с точки зрения историографии коллаборационизма подготовленное и откомментированное московским историком Андреем Мартыновым письмо одного из организаторов «Акции Власов» капитана Вилфрида Штрик-Штрикфельдта другому власовцу поручику Михаилу Томашевскому, в котором он указывал на ошибки, содержащиеся в одной из первых книг о коллаборации писателя и публициста Юргена Торвальда «Кого хотят погубить: Отчет о большом предательстве» (1952), а также приводил новые факты о власовском движении. В частности, им отмечалось, что власовская школа пропагандистов в Дабендорфе изначально создавалась в качестве противовеса командованию Восточных войск, курировавшему в том числе и Дабендорф.

Другой московский историк Алексей Белков анализирует периодику власовского движения. В структуре нацистской военной пропаганды она занимала существенное место и к концу войны имела довольно развитую систему печати. Ученый выделяет несколько уровней газетной периодики: центральная печать («Боевой путь», «Доброволец»), региональная («Страница добровольца»), газеты отдельных частей («Боец РОА», «В штыки!»). Также выпускались методические издания («Бюллетень пропагандиста», «Блокнот солдата Русской освободительной армии»), специальные издания в рамках отдельных пропагандистских акций («За мир и свободу»), а также издания, сфальсифицированные под периодику Красной армии («Сталинский воин», «Фронтовик», «За Родину»). Впрочем, по поводу последнего названия, переиначив Виктора Гюго, можно возразить: нельзя служить Родине, сражаясь против нее.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4222
Ветеранов СВО собираются обеспечить паллиативным уходом

Ветеранов СВО собираются обеспечить паллиативным уходом

Владимир Мухин

Правозащитники предлагают гарантировать достойную заботу участникам боевых действий, получившим увечья

0
2346
Лукашенко назначил Алиева «лидером Кавказа»

Лукашенко назначил Алиева «лидером Кавказа»

Дмитрий Тараторин

Пока белорусская делегация вела переговоры в Баку, Конгресс США взялся решать судьбу Минска

0
2415
На форуме "Россия" стартовала программа "Москва – молодежная столица"

На форуме "Россия" стартовала программа "Москва – молодежная столица"

Татьяна Астафьева

Целый месяц на ВДНХ будет посвящен проектам, важным для юного поколения

0
1466

Другие новости