Экспертиза
СЕГОДНЯ чрезвычайно необходима специальная система антикризисных мер, направленных на стимулирование экономической активности предприятий и населения. Такая система должна базироваться на информации, показывающей, что происходит на предприятиях сегодня и какие именно проблемы могут появиться в ближайшем будущем.
Кратковременное оживление
Исследование показало, что в первом квартале 1999 г. наблюдалось оживление производства в весьма значительном масштабе - 28% среднемесячного прироста производства в месяц за первый квартал, по официальным данным - 20% ( табл. 1).
С середины 90-х гг. это не первый подъем. В 1996-1997 гг., по нашим исследованиям, в ВПК также был прирост производства ( см.табл.1). Однако он оказался сравнительно недолговечным и не очень значительным. Самое главное, оживление не являлось результатом работы жизнеспособного экономического механизма в ВПК и поэтому не привело к стабильности. Это же происходит и сейчас. Пока перемены в производстве заметно не меняют положения предприятий, и его нынешний уровень по-прежнему составляет не более 20-25% от уровня 1991 г.
АВГУСТОВСКИЙ КРИЗИС
Его влияние на оборонные предприятия России было противоречивым ( табл. 2).
Хотя на 28% предприятий наблюдались позитивные перемены, более трети (38%) не смогли использовать ситуацию себе во благо - на них негативные последствия преобладают (на 34% заметных изменений в связи с кризисом не произошло). Это означает, что нынешнее оживление - в первую очередь результат количественных изменений макроэкономических показателей (прежде всего соотношения рубля и доллара) и не является результатом реструктуризации предприятий. Понятно, что оживление производства сейчас носит неустойчивый характер, не является "самовоспроизводящимся" и при некоторых макроэкономических изменениях (курса национальной валюты и др.) оно прекратится.
Этот вывод можно сделать, проанализировав социальную ситуацию на предприятиях.
Работники не выигрывают
В первом квартале 1999 г., по данным опроса директоров, официальная среднемесячная зарплата была 752 руб. в месяц, что составляло приблизительно 45% от средней по промышленности или 59% от уровня зарплаты в машиностроении.
Однако величина в 752 руб. не исчерпывала всех доходов работников ВПК. В дополнение, 1/5 от этой суммы составили различные денежные (через страховые депозиты и др.) и неденежные (продукция, полученная по бартеру и т.п.) выплаты через предприятия. Это значит, что кроме 752 руб. официальной зарплаты из кассы, работники получали от предприятия дополнительно 154 руб. в месяц. Итого, общая сумма - 906 руб. в месяц.
Кроме того, по оценкам директоров, работники, используя материальную базу предприятия, выполняют "сторонние" заказы (не через администрацию), что дает им в месяц в среднем 12% прироста доходов к деньгам, получаемым от предприятия, или 109 руб.
И, наконец, по результатам исследований ВЦИОМ, ИСЭПН РАН и др., примерно, 1/10 работников имеют дополнительную занятость, которая, по приблизительным оценкам, увеличивает официальные доходы в среднем на 10%, или на 90 руб.
Таким образом, суммируя все перечисленные части доходов работников ВПК, мы получим величину в 1 тыс. 105 руб. в месяц (или чуть больше 40 долл. США по нынешнему обменному курсу), что ниже величины официального заработка работников машиностроения.
Остро недовольные рабочие ушли с предприятий, а остальные, не имея альтернатив, вынуждены были смириться со своим положением. Об этом говорят данные анализа оценок директорами социального настроения работников за последние годы (табл.3). В целом, социальное настроение улучшалось, недовольство уменьшалось. Однако подавляющее большинство работников, по полученным оценкам, недовольны, хотя активно не протестуют. Иначе говоря, неудовлетворение своим положением не исчезло, а скорее, притупилось.
Более или менее устойчивое социальное благополучие как на уровне предприятии, так и на уровне общества может быть обеспечено только на базе экономических достижений. Поэтому анализировалась взаимосвязь социального положения с экономическим развитием оборонных предприятий. Выяснилось, что социальная ситуация на предприятиях различается: на 14% - она относительно хорошая, и это подкреплено экономическими успехами. На 19% предприятий она относительно нормальная (средняя), хотя и неустойчивая, так как не базируется на экономическом благополучии. Но на 67% предприятий - плохая.
Анализ показывает, что на предприятиях, где смогли увеличить производство и получить дополнительную выручку, социальное неблагополучие вызвано не тяжелым экономическим положением, а той политикой заработной платы, которую проводит администрация. Дополнительные средства, полученные за счет роста производства, идут не на социальные нужды работников, а на другие цели. Это относится к значительному числу относительно успешных в экономическом плане предприятий - на 45% из них социальные цели отодвинуты на второй план. Вследствие этого социальная ситуация на предприятиях с разным экономическим развитием различается незначительно. Например, уровень трудовых доходов (в рублях), получаемых как на производстве, так и вне его, на предприятиях неодинаковых типов различается следующим образом: экономически относительно благополучные - 1228, начавшие подъем - 968, экономически неблагополучные - 1125, в целом - 1105.
Иначе говоря, в настоящее время работники оборонки не получают заметных выгод от экономического оживления, так как оно не сопровождается адекватным улучшением их положения. Более того, минимальный уровень зарплаты отмечается именно на начавших подъем предприятиях. Экономия на заработной плате, видимо, является одной из широко распространенных мер, с помощью которых администрация пытается улучшить дело.
Эта ситуация связана с ущербной социально-экономической системой "кланового капитализма", сформировавшейся в стране: позитивный экономический результат, достигаемый на отдельных предприятиях, в конечном итоге попадает в распоряжение малого числа влиятельных клановых группировок, связанных с государством. В итоге он "съедается" несовершенной системой - оседает в офшорных фирмах; разбазаривается в процессе междоусобных политических баталий (например, дорогостоящих "информационных войн" между разными кланами); теряется в результате бессмысленных военных авантюр; "зарывается в землю" в ходе дорогостоящих престижных строительных проектов и т.п.
Ожидания
В исследовании выявилось противоречие между оптимистическими ожиданиями директоров и теми условиями работы предприятий, которые в ближайшее время могут сформироваться в экономике России. Прогнозы директоров на ближайшую перспективу (полгода) оказались сверхоптимистичными (табл. 4). Они ожидают роста спроса на свою продукцию и, соответственно, увеличения производства. Более того, прогнозируется увеличение численности работников, чего не было за все годы рыночных преобразований.
При сложившихся условиях работы предприятий эти оценки представляются реалистичными. Действительно, если говорить о ближайших 3-4 месяцах, то благоприятные экономические тенденции, видимо, сохранятся.
Однако в течение последующих полгода-год условия работы российских предприятий могут измениться в худшую сторону, из-за чего экономическое оживление закончится. Это может произойти в силу следующих причин.
Во-первых, усиление налогового давления.
Во-вторых, рост цен на внутреннем рынке.
В-третьих, значительное и некомпенсированное падение покупательной способности населения.
В-четвертых, нарастание внутреннего дефицита сырья и энергоносителей.
В-пятых, криминализация и силовые методы борьбы за вновь открывшиеся российские рынки приведут к растущим издержкам выхода на них.
В-шестых, кампания по выборам в Государственную Думу, которая стимулирует рост налогов, "оттянет" ресурсы государственного бюджета.
В-седьмых, неблагоприятное изменение внешнеэкономических условий для России.
Нынешняя реформа управления ВПК, "ядро" которой - создание отраслевых агентств, носит по преимуществу "верхушечный" характер и не может обеспечить требуемых перемен на уровне предприятий. Возможно, чем-то более плодотворным была бы переработка и реализация программы реструктуризации и конверсии, принятой правительством в конце 1997 г., но так и не реализованной в силу известных политических причин.