ЭТИМ самолетам изначально была уготована героическая гибель. Сверхзвуковые разведчики Ту-22Р в случае возникновения войны с НАТО должны были сыграть одну из главных ролей в уничтожении американских авианосцев. Четверку "Блиндеров" (именно так называли этот советский самолет на Западе) собирались посылать в бой впереди основных сил. Обнаружив на экранах радаров авианосную группу, одна пара оставалась прикрывать радиопомехами ударный эшелон. Второй паре, в сущности, отводилась роль камикадзе. На предельно малой высоте она сближалась с ордером вражеских кораблей, визуально с расстояния 10-15 км опознавала в нем авианосец и передавала точное целеуказание на ракетоносцы. Последние, выпустив с расстояния 300 км крылатые ракеты Х-22, разворачивались на обратный курс.
Даже у ракетоносцев шансы уцелеть были невелики - по расчетам военных ученых, за авианосец надо было "положить" один или два полка "Бэкфайров". Но по сравнению с разведчиками "бомберы" находились в райских условиях. Те Ту-22Р, которые уцелели после прорыва трех рубежей ПВО авианосной группы, должны были каким-то образом выйти из-под удара нескольких десятков своих ядерных ракет.
При всей фантастичности подобного сценария в НАТО его воспринимали всерьез, и при каждом вылете "Блиндеров" в океан на их учебный перехват выходили все оказавшиеся поблизости перехватчики.
Героическая гибель, к счастью, не состоялась. Мирно завершившие свою службу "Блиндеры" в 1994 г. перелетели с западных аэродромов в Энгельс (Саратовская область). Здесь их сначала поставили на консервацию, а потом постепенно начали уничтожать или, говоря современным языком, утилизировать.
К 1999 г. дошел черед до разведчиков из Зябровки. В этом белорусском местечке был дислоцирован 15-й отдельный гвардейский дальний разведывательный авиаполк, который в советские времена "пас" авианосцы в Баренцевом и Норвежском морях, а прочую натовскую мелочь - на Балтике.
Грустную роль могильщиков взяла на себя дислоцированная в Энгельсе база разделки и хранения - уникальная войсковая часть, специализирующаяся на списанных самолетах дальней авиации России. Она была создана 29 мая 1991 г. в рамках подготовки к выполнению условий Договора СНВ-1. За прошедшие годы через базу прошли 206 боевых машин. Девяносто девять из них утилизировано на основном аэродроме, остальные - на 9 авиабазах, расположенных по всей территории бывшего СССР. Ныне задач стало меньше, и часть сохранила только два филиала: в Рязани и Моздоке.
Вся процедура утилизации происходит на одной площадке. Сначала с самолета снимают пригодные для дальнейшей эксплуатации узлы и агрегаты (за 8 лет ремонтным органам сдано их свыше 39 тыс.). Затем он попадает в стальные челюсти похожего на экскаватор агрегата, раскусывающего обреченную машину на мелкие обломки. Разобранный по категориям лом подается в мощные прессы, превращающие его в брикеты. За ними приезжают вторчерметовские организации, платящие за ценный цветной металл "живые" деньги.
База - одна из немногих частей ВВС, приносящих реальный доход. Однако эта нужная работа не очень хорошо оплачивается - тарифные разряды военнослужащих здесь ощутимо ниже, чем в авиаполках ВВС. Однако та работа, которую выполняют офицеры и прапорщики базы, требует доплаты "за вредность". Умом понимаешь, что Ту-22, первый из которых взлетел 41 год назад, уже отжили свое, но зрелище уничтожаемых ракетоносцев отнюдь не способствует хорошему настроению. Тем более что "Блиндер" хотя и далеко не самый удачный, но уж точно один из самых изящных самолетов ВВС.
Разделка самолетов не единственная обязанность базы. Здесь на хранении находятся 90 Ту-22 различных модификаций, а также 36 Ту-134УБЛ, которые раньше интенсивно использовались для подготовки экипажей дальней авиации. Самолеты боеготовы и могут быть переданы в строевые части для использования.
Возможности базы и ее филиалов по разделке авиатехники превышают 60 самолетов в год и в настоящее время используются не полностью. По оценке экспертов, здесь можно вести утилизацию не только боевой, но и выслужившей сроки эксплуатации гражданской авиатехники. Командование базы неоднократно предлагало использовать эту столь выгодную для безденежных ВВС возможность, однако по российской традиции инициатива завязла где-то в бюрократических инстанциях.
А поскольку число еще не уничтоженных боевых самолетов неуклонно сокращается, офицеры базы смотрят в будущее без уверенности и продолжают резать российские самолеты с помощью предоставленных американцами машин.
Энгельс-Москва