0
4008
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

11.02.2000 00:00:00

"Не щадя живота своего"


Для человека в погонах существует несколько понятий, определяющих смысл его жизни: воинская честь, знамя части и, конечно, присяга. Произнося слова этой торжественной клятвы, юноша действительно становится военным, берет на себя обязательства "стойко переносить все тяготы и лишения военной службы", придерживаться норм воинской этики, выполнять приказы командиров и даже отдать свою жизнь за свободу Родины. В Российской армии за столетия ее истории существовали различные варианты присяги. Но любовь к своему Отечеству, гордость за принадлежность к российскому воинству и славным подвигам предков пронизывали их сквозь века и поколения. Родоначальником присяги, как многих других российских военных традиций, был Петр Первый, лично участвовавший в подготовке ее текста.

Церемония торжественной клятвы с давних пор обставлялась как праздник части с соблюдением заведенных воинских ритуалов. Воинский артикул петровских времен предписывал солдату правую руку поднять над лежащим перед ним Евангелием и говорить за читающим присягу, а по прочтении целовать Евангелие. Более высокие чины клали левую руку на "Божью книгу", а правую поднимали вверх с "простертыми большими персты". Текст присяги был следующим:

"Я (имя) обещаюся всемогущим Богом служить всепресветлейшему нашему царю государю верно и послушно, что в сих постановленных, також и впредь постановляемых воинских артикулах, что оные в себе содержать будут, все исполнять исправно. Его царского величества государства и земель его врагов, телом и кровию, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях, какого оные звания ни есть, храброе и сильное чинить противление, и всякими образы оных повреждать потщусь. И ежели что вражеское и предосудительное против персоны его величества или его войск, такожде его государства людей или интересу государственного, что услышу или увижу, то обещаюсь об оном по лучшей моей совести, и сколько мне известно будет, извещать и ничего не утаить; но толь паче во всем пользу его и лучше охранять и исполнять. А командирам моим, поставленным надо мною, во всем, где его царского величества войск, государства и людей благополучию и приращению касается, в караулах, в работах и в прочих случаях должное чинить послушание, и весьма повелению их не противиться. От роты и знамя, где надлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив непременно и верно, так как мне приятна честь моя и живот мой, следовать буду. И во всем так поступать, как честному, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату надлежит. В чем да поможет мне Господь Всемогущий".

Из петровской присяги видно, что уже тогда появилось столь расхожее в наше время армейское выражение: "Инициатива наказуема". Хотя солдат и должен быть бравым, храбрым и послушным, надлежит ему быть и "неторопливым", что свойственно современным бойцам, твердо знающим: "Не спеши выполнять приказ, его могут и отменить".

На рубеже XIX-XX веков присяга принималась молодыми солдатами только после "одиночного образования, освоения ими понятия о звании солдата, о значении присяги, знамени и воинской дисциплины". Клятва произносилась перед всем личным составом части. Предваряло ее "воспитательное вступление". По прибытии знамени командир части в нескольких словах разъяснял значение долга службы, а затем приказывал прочесть статьи воинского Устава о наказаниях, касающихся нарушений обязанностей службы в военное время, и статьи Свода законов и военных постановлений, объясняющие, за какие подвиги на поле брани награждаются знаками отличия. Расширение Российской империи вносило коррективы и в церемонию основного воинского ритуала. Приводились к присяге молодые солдаты духовным лицом того исповедания, к которому они принадлежали, в случае отсутствия такового - командиром части.

Поступающие на военную службу магометане приводились к присяге по особой форме на том из принятых пяти языков, какой известен присягающему: джигатайско-татарском наречии, турецком, персидском, арабском языках и азербайджано-тюркском наречии. Порядок был следующим: присягающий должен был, держа два пальца руки на Коране, повторять слова присяги, читаемой духовным лицом, по окончании клятвы целовал слова Корана. Лицо, наряженное для присутствия при принятии присяги, было обязано: проверять правильность выполнения оной по тому столбцу, в котором татарского или другого восточного языка слова изображены русскими буквами, наблюдать, чтобы духовные лица во время чтения присяги, а в особенности при окончании оной, не произносили фразы по-арабски "иншах аллах", а по-татарски "аллах-тилясе" (т.е. Богу угодно). За неимением же грамотных мусульман или за безграмотностью приводимого к присяге, лицо, наряженное для привода к оной, должно читать ему слова присяги, написанные русскими буквами. Порядок приведения к присяге евреев, как и форма еврейской присяги, были изложены в Уставе духовных дел иностранных исповеданий.

Христиане присягали на верность службы, произнося следующую клятву:

"Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Александровичу, Самодержавцу Всероссийскому, и Его Императорского Величества Всероссийского Престола Наследнику, верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к Высокому Его Императорского Величества Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, исполнять. Его Императорского Величества Государства и земель Его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водой и сухим путем, баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление и во всем стараться споспешествовать, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всех случаях касаться может. Об ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке, коль скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и допущать потщуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленным надо мною начальникам во всем, что к пользе и службе государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание, и все по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать; от команды и знамя, где принадлежу, хоть в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному (офицеру или солдату) надлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение же сей моей клятвы, целую слова и крест Спасителя моего. Аминь".

В форме торжественного обета на верность службы для язычников и лиц, не приемлющих присяги по их вероучению, отсутствуют упоминания о боге и писании. Интересно, что в отличие от вдалбливаемого в советское время тезиса о самодурстве и самоуправстве "офицерья" присяга предусматривала подчиненным "чинить послушание" только в том, что "к пользе и службе Государства касаться будет". Впервые появляется и формулировка о сохранности государственной тайны.

Октябрьская революция полностью перестроила военную организацию страны. Однако большевистские идеологи понимали, что без такого мощного морального постулата, как присяга, не обойтись. Естественно, что она в корне отличалась от прежних, стала более емкой, конкретной и понятной. Присягал красноармеец не "самодержавцу", а трудовому народу, не только России, но и всего мира. Отсюда и появившийся пункт об уважительном отношении к "гражданам Советской республики". Диктатура пролетариата своей жесткой рукой наводила порядок в стране и армии. Впервые в "красной клятве" звучат зловещие слова о каре, которая постигнет бойца, предавшего идеалы первого в мире социалистического государства. Текст военной присяги был утвержден Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) 22 апреля 1918 г. под названием "Формула торжественного обещания". В марте 1922 г. ВЦИК принял постановление о порядке приведения к военной присяге всех военнослужащих РККА и РККФ и установил единый день ее принятия. Естественно, этой датой стал день трудящихся всех стран - 1 мая.

Коллективно, в строю, во время парада будущий красноармеец или краснофлотец произносил следующие слова:

"Я, сын трудового народа, гражданин Советской Республики, принимаю на себя звание воина Рабочей и Крестьянской Армии.

Перед лицом трудящихся классов России и всего мира я обязуюсь носить это звание с честью, добросовестно изучать военное дело и как зеницу ока охранять народное и военное имущество от порчи.

Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и беспрекословно выполнять все приказы командиров, приставленных властью Рабочего и Крестьянского правительства.

Я обязуюсь воздерживаться сам и удерживать товарищей от всяких поступков, порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской Республики, и все свои действия и мысли направлять к великой цели освобождения всех трудящихся.

Я обязуюсь по первому зову Рабочего и Крестьянского правительства выступить на защиту Советской Республики от всяких опасностей и покушений со стороны всех ее врагов и в борьбе за Российскую Советскую Республику, за дело социализма и братства народов не щадить ни своих сил, ни самой жизни.

Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, то да будет моим уделом всеобщее презрение и да покарает меня суровая рука революционного закона".

В сентябре 1923 г. в текст присяги были внесены частичные изменения, учитывающие образование в декабре 1922 г. СССР. Текст военной присяги, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1939 г., был приведен в соответствие с так называемой сталинской Конституцией СССР 1936 г. Установленный индивидуальный порядок принятия военной присяги, по мнению руководителей страны, способствовал повышению личной ответственности каждого военнослужащего за защиту Советского Союза.

23 августа 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР вступила в силу присяга Советских Вооруженных Сил, противостоящих НАТО и готовых в любой момент вступить в смертельную схватку с оплотом мирового империализма - США. Голосом, дрожащим от волнения и осознания причастности к мощи государства и ее армии, на протяжении 30 лет юноши зачитывали клятвенное обещание:

"Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыханья быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.

Я всегда готов по приказу Советского правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик, и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся".

Кстати, более половины офицеров и генералов новой Российской армии продолжают сверять свой курс именно с этой присягой. Второй раз в жизни давали воинские клятвы лишь военнослужащие, связавшие судьбу с вооруженными силами бывших республик СССР - государств СНГ.

Нынешняя присяга, утвержденная Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г., кратка и проста как солдатская жизнь.

"Я, (фамилия, имя отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине - Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать ее Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1060
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1700
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1545
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2911

Другие новости