Организованная и обученная армия, порядок в которой основан на железной воинской дисциплине, всегда являлась гордостью любого государства и народа, предметом зависти союзников и недругов.
В течение последних десятилетий состояние воинской дисциплины в Вооруженных силах (ранее в СССР, теперь и в Российской Федерации) вызывает тревогу и озабоченность. Нарастание негативных процессов не удается приостановить.
КИТАЙСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ
В советские времена старт очередного витка борьбы за дисциплину, как правило, начинался с коллегии Минобороны (Военного совета вида ВС или округа). Это было, без всякого преувеличения, ритуальное действо. Допускалось употребление только раз и навсегда установленной терминологии. Вначале "заслушиваемый" командующий должен был покаяться за допущенные прегрешения и имеющиеся недостатки в области воинской дисциплины. Покаяние могло осуществляться примерно в следующих выражениях: "состояние воинской дисциплины Военный совет (вида ВС, округа, армии) оценивает как крайне сложное. Несмотря на проводимую работу по наведению уставного порядка, воспитанию людей, нам не удается приостановить рост происшествий и преступлений, предупредить гибель и увечье личного состава". Далее следовали давным-давно обкатанные словосочетания: "медленно сокращается количество...", "не удается изжить...", "допущен значительный рост преступлений, связанных с...", "наиболее слабо ведется работа по предупреждению происшествий и преступлений в соединениях и частях..." (В этом месте можно было попинать подчиненных, однако не слишком сильно увлекаясь).
Отстегав самого себя (тут крайне необходимо было чувство меры), в дальнейшем следовало бодрым голосом переходить к другой части доклада - проделанной работе и задачам.
Перед заключительной частью выступления приходилось нагнуться пониже и голосом, густо окрашенным тонами личной преданности, говорить: "В соответствии с вашими, товарищ министр (главнокомандующий), личными требованиями активизирована работа по..." - и в этом месте коснуться любимого конька очередного руководителя министерства (вида ВС) в области укрепления воинской дисциплины. А затем переходить к бравурному концу: "...это всего лишь часть направлений в деятельности, которые мы выделили в работе по укреплению воинской дисциплины. Резервы есть, и свою задачу мы видим в том, чтобы направить их на полное и качественное решение стоящих перед войсками задач".
Министр (главнокомандующий) мог и "отодрать" заслушиваемого за состояние дел в подчиненных частях. Однако, подчинясь законам жанра, не очень сильно. Но не дай Бог, если кто-то начинал "умствовать" да резать правду-матку, или, что еще хуже, пытался вскрыть действительные причины удручающего положения дел. Печальный конец в этом случае был неизбежен.
Положение в войсках не менялось, и через год на очередном подведении итогов по воинской дисциплине следующий "заслушиваемый" бодро начинал с уже ставшего легендарным предложения - "коренного перелома в укреплении воинской дисциплины не произошло".
ПРИЧИНЫ
Так было в советские времена. Долгожданного "коренного перелома" не произошло и при новой российской власти.
В основе такого положения лежит целый комплекс тесно переплетенных между собой проблем. Отметим, что реальное положение дел известно далеко не всегда. Существующая система дисциплинарной практики способствует сокрытию происшествий и преступлений, вынуждает командиров идти на максимальное приглаживание имеющейся фактуры (особенно это касается случаев глумления и издевательств).
Главная причина нынешнего состояния воинской дисциплины - безвластие командиров и безнаказанность подчиненных.
В настоящее время от нарушений дисциплины военнослужащих может удержать только личная воспитанность и элементарная порядочность. К большому сожалению, в целом призывной контингент подобными качествами не отличается. Строить серьезную работу в таких условиях просто нереально, особенно среди тех, кто по своему умственному и физическому развитию заметно отстал от сверстников (а таких сегодня в армии хватает). Помимо всего прочего, в молодежной среде растут пьянство, наркомания. Для многих призванных на действительную службу долг перед Родиной - непостижимая абстракция, зато игра в "неуставные взаимоотношения" - привычное дело.
Приказ командира давно уже перестал быть законом для подчиненного. В некоторых частях и подразделениях многое, если не все, держится на уговорах, взываниях к совести и порядочности подчиненных. Вместо отдачи четкого и недвусмысленного приказа командиры младшего звена чаще всего пускаются в длинные объяснения важности, значимости и целесообразности поставленной задачи.
Безнаказанность порождает массовое уклонение от службы молодых людей на стадии призыва и самовольное оставление частей солдатами и сержантами.
Не менее важная проблема заключается в том, что командиры, особенно младшего и среднего звена обладают недостаточной дисциплинарной властью. Как можно наказать солдата в соответствии с дисциплинарным уставом? Объявить ему выговор, строгий выговор, лишить очередного увольнения, дать внеочередной наряд, вменить арест с содержанием на гауптвахте. Всего этого до смешного мало. На возбуждение уголовного дела командиры частей идут крайне неохотно, фактически только тогда, когда обстановка уже не позволяет воспользоваться другим выбором. Да и "сажать" молодого человека в нашу тюрьму - значит испортить его раз и навсегда.
Нуждается в серьезной доработке статус наиболее серьезного дисциплинарного наказания - воинского ареста и содержания на гауптвахте. Он зачастую не имеет своего воспитательного значения. Кстати, и гауптвахта есть далеко не в каждом гарнизоне, а условия содержания здесь иногда лучше, чем в подразделении. Помимо этого, сам срок ареста смехотворно мал и засчитывается в срок действительной военной службы.
В российской армии нет младшего командного состава (унтер-офицеров) в мировом понимании этого термина. А ведь именно это командное звено вносит весьма и весьма значительный вклад в поддержание дисциплины и уставного порядка.
Заметим, что к вопросам укрепления воинской дисциплины в вооруженных силах зарубежных государств относятся более чем серьезно. Например, в армиях многих стран мира существуют гарнизонные тюрьмы, срок заключения в которых может достигать до полугода. Военнослужащий может быть подвергнут значительным денежным штрафам. Наконец, почти во всех армиях мира за порядком среди военнослужащих надзирают подразделения военной полиции.
ИСПЫТАННОЕ СРЕДСТВО
Чтобы в короткие сроки поправить состояние дел, нужны прежде всего военная и политическая воля и решительность.
Известно, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Порядка и правил, в том числе правил эксплуатации вооружения и военной техники. Вот, скажем, при ведении боевых действий в Чечне значительное количество материальной части выводится из строя по вине личного состава. И какова же ответственность этого самого личного состава за переломанное вооружение? Да в лучшем случае с яркими, доходчивыми выражениями бойцу один раз в ухо врежет командир и два раза зампотех. Воин (а по сути дела, преступник), выведя из строя многомиллионную по стоимости технику, не несет за это фактически никакой ответственности. Всегда ли так у нас было? Отнюдь. Вот, к примеру, только один факт из нашего недавнего прошлого - директива товарища Сталина от 10 августа 1942 г.:
"Наши танковые части и соединения очень часто несут большие потери, при этом потери в танках по техническим неисправностям превышают боевые потери.
Так, на Сталинградском фронте за шесть дней боев в двенадцати наших танковых бригадах при значительном превосходстве в танках над противником из 400 танков вышли из строя 326, из них по техническим причинам около 200. Причем большая часть танков оставлена на поле боя. Аналогичные примеры имели место и на других фронтах.
Считая невероятным такой недопустимо высокий процент танков, выбывающих из строя по техническим неисправностям, Ставка усматривает здесь наличие скрытого саботажа и вредительства со стороны некоторой части танкистов, которые, изыскивая отдельные мелкие неполадки в танке или умышленно создавая их, стремятся уклониться от боя, оставляя танки на поле боя.<...>
Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
Во всех танковых частях иметь небольшие технические контрольные бригады из числа безукоризненно честных техников во главе с ответственным инженером, на которые возложить немедленный технический осмотр на поле боя каждого вышедшего из строя танка для определения истинных причин выхода из строя и нужных мер по оказанию помощи. О результатах осмотра со списком экипажей, уличенных в саботаже или во вредительстве, лицам, возглавляющим контрольно-технические бригады, немедленно докладывать командованию танковой части.
Командирам танковых корпусов, бригад и отдельных батальонов личный состав, уличенный в саботаже или во вредительстве, сводить в штрафные танковые роты и под личным наблюдением командиров танковых корпусов или бригад использовать на наиболее опасных направлениях и тем самым предоставлять им возможность искупить вину.
Безнадежных, злостных шкурников из танкистов немедленно изымать из танковых частей, лишать их присвоенного им звания и в качестве рядовых бойцов направлять в штрафные пехотные роты для выполнения наиболее трудных задач в наземных частях.
О получении и принятых мерах донести".
Есть все основания полагать, что после этой директивы процент вооружения и военной техники, выведенных из строя по вине личного состава, стремительно сократился.
ДИСЦИПЛИНА И ГОСУДАРСТВО
К сожалению, и это, пожалуй, самая главная проблема, в последнее время государство занимает позицию незаинтересованного наблюдателя по отношению к вопросу порядка в войсках. Всеми ветвями российской власти до сих пор практически ничего не сделано для того, чтобы действительная военная служба в ВС стала для молодых граждан не потерянным временем и постылой барщиной, каковой она остается и по сей день (что уж тут скрывать), а престижным и выгодным делом.
В моральном, психологическом и социальном плане молодой гражданин, образцово выполнивший свой конституционный долг, по завершении военной службы должен иметь не мифические льготы, а существенную государственную поддержку в трудоустройстве, получении образования и жилья. Что касается участников боевых действий, то их права в указанной сфере должны быть значительно больше (например, зачисление в престижные высшие учебные заведения без экзаменов).
Кроме того, представляется целесообразным ввести и некоторые ограничения на занятие отдельных должностей в структурах исполнительной, законодательной ветвей власти.
Наверное, правильным было бы учесть и опыт некоторых западных стран, где для призывного контингента предусмотрены следующие градации при увольнении с военной службы: "уволен с почетом", "уволен при невозможности дальнейшего использования", "уволен при нежелательных обстоятельствах", "уволен с позором". Здесь государство создало такой нравственный климат, что военнослужащие, "удостоенные" при увольнении двух последних характеристик, могут напрочь забыть о перспективе устроиться на престижное место работы и службы в государственных и коммерческих структурах. Они теряют всякую возможность занимать и выборные должности в структурах законодательной власти. Выбывший из армии с категорией "уволен с позором" получает практически волчий билет.
Что касается первоочередных мер, которые можно провести даже в условиях кризисного состояния экономики, то среди таковых необходимо выделить следующие. Во-первых, в армии и на флоте необходимо восстановить младший командный состав, во-вторых, расширить и модернизировать диапазон поощрений и взысканий, восстановить материальную заинтересованность в добросовестном ратном труде, в-третьих, обеспечить неотвратимость заслуженного наказания, в-четвертых, пересмотреть существующую дисциплинарную практику. Наконец, должна быть повышена ответственность (вплоть до материальной) военкоматов и военно-учебных заведений за поставку в войска недостойных молодых людей.