0
2555
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

30.06.2000 00:00:00

Схватка в стратосфере

Анатолий Докучаев

Об авторе: Анатолий Иванович Докучаев - военный журналист, полковник


Секретное оружие ЦРУ - самолет-разведчик U-2.
Фото из книги "Полная энциклопедия мировой авиации"
УТРОМ 9 апреля 1960 года в квартире начальника штаба воздушной армии (управление дислоцировалось в Ташкенте) Аркадия Ковачевича раздался звонок.

- Товарищ полковник - цель, - сообщил оперативный дежурный.

- Выезжаю.

На командном пункте Герой Советского Союза полковник Константин Маношин, фронтовой летчик-истребитель, доложил:

- Цель возле Семипалатинска.

- Как она там оказалась? - вскипел сразу Ковачевич.

Вскипеть было от чего. Самолет-незнакомец находился от Государственной границы уже в 200 километрах. Более того, в районе секретного объекта - Семипалатинского ядерного полигона. Такого еще не было. Впрочем...

В феврале 1959-го современная по тому времени станция П-30 истребительного авиационного полка корпуса ПВО обнаружила воздушную цель на высоте 20 000 метров. На запросы та не отвечала. Было сделано предположение, что цель вторглась в воздушное пространство СССР. На ее перехват на самолете МиГ-19 (потолок этой машины был 15,5 тысячи метров) был поднят опытный летчик, командир эскадрильи. Он сумел разогнать МиГ и за счет динамической горки вышел на высоту примерно 17,5 тысячи метров. Сообщил, что видит над собой выше на 3-4 тысячи метров самолет. Но на высоте 17,5 тысячи метров МиГ-19 продержался несколько секунд.

Когда пилот приземлился, то доложил результаты своего наблюдения. Он нарисовал самолет-нарушитель: крестообразный, с большими крыльями, небольшими закрылками. Об этом сообщили в Москву, в Главный штаб Войск ПВО страны. Оттуда вскоре прибыл с группой специалистов командующий истребительной авиацией генерал-полковник авиации Евгений Савицкий. Итог работы комиссии озадачил весь полк - наблюдения пилота были взяты под сомнение. Савицкий заявил: летчик выдумал.

Однако такой самолет был, и о нем знала советская военная разведка, но не владела точными и полными данными. Создавался он в большой, большой тайне. Это был "Локхид U-2". Главное достоинство - способность достигать больших высот - более 20 000 метров. На фирме считали, что самолет практически неуязвим для истребителей и ракет. То есть был создан стратегический разведчик. Первоначально ЦРУ заказало 20 самолетов, создав службу "10-10" - специально для проведения воздушной разведки.

...9 апреля 1960 года ближе к рассвету из одного ангара аэродрома в Пешаваре (Пакистан) выкатили самолет. За несколько минут он набрал высоту более 18 тысяч метров. Слева был Афганистан, справа в лучах солнца лежал Китай, а впереди - Памир, впереди Советский Союз, главный объект изучения, которого страшились многие пилоты "10-10". Предстояло пролететь над четырьмя сверхсекретными оборонными объектами Советского Союза. Первым на намеченном маршруте был Семипалатинский ядерный полигон.

Из материалов расследования факта нарушения Государственной границы СССР:

"9 апреля 1960 года в районе Памира, 430 километров южнее города Андижан, через государственную границу СССР со стороны Пакистана перелетел иностранный самолет. Радиолокационными постами отдельного корпуса ПВО Туркестанского военного округа из-за преступной беспечности нарушитель был обнаружен в 4 часа 47 минут, когда углубился на нашу территорию более чем на 250 километров. Указанный нарушитель вышел к Семипалатинску..."

Анализ документов, опрос участников тех событий подводят к следующему выводу. Цель могла быть и обнаружена, но ее проводка осуществлялась с провалами, у боевого расчета не было уверенности, что они "ведут" нарушителя госграницы, и на главную сеть оповещения противовоздушной обороны самолет-шпион "был выдан" с опозданием.

И потом в Туркестанском военном округе помнили приезд генерала Евгения Савицкого в Ташкент в феврале 1959 года, когда самолет-"невидимка" барражировал в небе советских среднеазиатских республик. Тогда тот сделал вывод, что не мог на такой большой высоте (20 000 метров) долго держаться самолет. Понятно, подобный инструктаж военачальника из Москвы не мог не отразиться на действиях боевых расчетов ТуркВО через два месяца.

Но и американская разведка ошибалась насчет возможностей советского зенитного ракетостроения и самолетостроения.

В ОКБ Павла Сухого и Артема Микояна активно шла работа над созданием скоростных высотных истребителей. Первенство здесь держало ОКБ Сухого, где в 1958-м развернулись активные работы над новым истребителем-перехватчиком с 4 управляемыми ракетами класса "воздух-воздух".

Опытная модификация получает наименование Т-431. 14 июля 1959 года советский пилот Владимир Ильюшин устанавливает на этом самолете мировой рекорд абсолютной высоты - 28 852 метра, т.е. почти за год до полета U-2. На базе Т-431 в Новосибирске организуется серийное, подчеркнем, серийное производство нового одноместного истребителя-перехватчика - Т-3 (войсковое название Су-9). Уже в 1959-м он начинает поступать на вооружение авиационных и истребительных полков, с тем чтобы закрыть имевшиеся бреши.

Утро 9 апреля 1960 года для летчиков противовоздушной обороны майора Бориса Староверова и капитана Владимира Назарова выдалось на редкость напряженным. Впрочем, предоставим слово самим участникам тех событий.

"В то утро мы дежурили с Володей Назаровым, когда объявили повышенную готовность, - рассказывает полковник в отставке Борис Староверов. - Сообщили, что иностранный самолет пересек государственную границу на юге. Мы заняли места в самолетах. Но минуты бежали, а команды на взлет нет... Нас мучили два вопроса. Первый: почему так долго не поднимают, нарушитель улизнет. И второй: как мы пойдем на Семипалатинск? На обратный путь у нас топлива не хватит. Значит, нужен аэродром для посадки. Мы знали, что под Семипалатинском есть сверхсекретный объект, а неподалеку секретный аэродром.

Где-то через час после объявления готовности в полк прибыл начальник авиации нашей армии ПВО генерал Яков Пазычко. "Трусы! Вылетайте немедленно, - сразу закричал он. - Идите вдоль Иртыша, там найдете аэродром, а оттуда вас наведут на цель". Мы возразили: кто нас будет наводить, с тем аэродромом у нас нет связи. А если наведут, что нам делать после проведения атаки - катапультироваться? Генерал остыл и принял наши возражения.

...Из полка ушло сообщение "наверх": пара Су-9 готова к взлету, может идти на перехват нарушителя госграницы, дайте координаты запасного аэродрома. А оттуда запрос: аэродром секретный, есть ли у летчиков соответствующие допуски?

"Разрешение" воспользоваться летчикам ПВО взлетно-посадочной полосой военно-воздушной базы стратегических бомбардировщиков Ту-95, что располагалась близ Семипалатинска, было востребовано аж в правительстве СССР. Интересная картина получилась: U-2 бороздит небо над ядерным полигоном, а главком Войск ПВО страны маршал Сергей Бирюзов сидит и ждет: дадут его самолетам разрешение на взлет или нет.

Разрешение на взлет было получено в районе семи часов по московскому времени. Понятно, когда Владимир Назаров и Борис Староверов прилетели в район ядерного полигона и стратегической базы ВВС, то U-2 уже ушел - в направлении еще одного важного военного объекта - полигона противоракетной обороны.

В районе Балхаша американскому летчику страшно повезло. В тот день стрельб на полигоне никаких не планировалось и ракет на позициях не было.

Обследовав его, U-2 взял курс в направлении ракетного полигона Тюра-Там (космодрома Байконур).

К тому времени огромный куст советской ПВО был приведен в высшую степень боеготовности.

Из материалов расследования факта нарушения Государственной границы СССР:

"Самолеты Су-9, обладающие более высокими боевыми качествами для перехвата целей на больших высотах и скоростях, были использованы совершенно неудовлетворительно... Два экипажа на Су-9 из состава Бакинского округа ПВО прибыли в район Мары с большим опозданием, когда иностранный самолет был уже за государственной границей"

Генерал-лейтенант в отставке Аркадий Ковачевич этот документ комментирует так: "Факты - вещь упрямая. Но только обстановка была сложнее и запутаннее, чем в этих строках....

Итак, я настоял на взлете. Старший лейтенант Куделя и капитан Дорошенко устремились в район полета самолета-нарушителя. Вначале их "вел" свой командный пункт, нo возможность радиотехнических средств ограничена. Чуть позже по моей команде истребителей "взял "КП хозяйства Шилова. Взять-то взял, а вот что с ними делать, не знал.

Капитан Дорошенко показал себя тогда блестяще. Во-первых, он единственный на 17 500 метрах обнаружил U-2 - тот шел на три тысячи метров выше. И, во-вторых, сумел выйти на высоту нарушителя госграницы. Дорошенко передал, что видит цель чуть выше и следом: падаю. Удержать Су-9 без соответствующей подготовки на 20 тысячах метров ему оказалось не под силу.

U-2 все далее и далее уходил к границе. Вскоре комдив Шипов передает мне, что летчик Дорошенко в районе границы - топливо на исходе. Я Шилову: поднимай МиГ-17 и выводи Дорошенко на близлежащий аэродром. Садился Дорошенко практически без топлива, но успешно приземлил истребитель.

Сразу же после 9 апреля в Ташкент прибыла многочисленная комиссия - возглавлял ее начальник Главного штаба Войск ПВО генерал Петр Демидов. Перед отлетом в Москву Демидов спросил Аркадия Ковачевича: можно ли было перехватить нарушителя? Тот ответил, что нет, пока не готовы - ни системы наведения, ни средства перехвата.

Тем не менее позже, по словам генерал-полковника в отставке Юрия Вотинцева, "на заседании Политбюро Центрального Комитета партии, пользуясь данными проводки, председатель Госкомитета по авиатехнике - министр СССР Петр Дементьев и генеральный авиаконструктор Артем Микоян заявили: в мире нет самолетов, которые бы могли 6 часов 48 минут идти на высоте 20 000 метров. Не исключается, что этот самолет периодически набирал такую высоту, но затем он непременно снижался. Значит, теми средствами противовоздушной обороны, что имелись на юге страны, его должны были уничтожить".

В апреле 1960 года Маршал Советского Союза Родион Малиновский издал приказ по факту нарушения госграницы СССР. В нем давалась строгая оценка действий должностных лиц Войск ПВО и ВВС, командования ТуркВО. Присутствовали там слова "преступная беспечность", "недопустимая расхлябанность" и т.д. Генерал Юрий Вотинцев и полковник Аркадий Ковачевич, в частности, были предупреждены о неполном служебном соответствии. Командующий войсками Туркестанского военного округа генерал армии Иван Федюнинский получил строгий выговор.

"Когда 1 мая был сбит U-2, пилотируемый Френсисом Паурэсом, и стали известны тактико-технические характеристики самолета-шпиона, определилось четко - в корпусе не было средств для пресечения полета самолета-нарушителя 9 апреля, - поведал автору заметок Юрий Вотинцев. - Мы сделали, на мой взгляд, все, что могли. В августе 1960 года в Москве проходило служебное совещание. По его окончании маршал Бирюзов пригласил к себе в кабинет, открыл сейф и показал написанный им рапорт на имя Малиновского. Бирюзов указывал в нем на обстоятельства действий сил корпуса 9 апреля, на показания Пауэрса, докладывал, что средств для пресечения полета U-2 в корпусе не было, ходатайствовал перед министром обороны о снятии с меня взыскания. На рапорте я увидел резолюцию: "Товарищу Бирюзову С.С. Генералу со взысканием, наложенным МО, нужно ходить не менее года". Внизу стояли две буквы - P.M. - Родион Малиновский. Взыскание сняли ровно через год - вот так закончилась для меня та история".

...Советское правительство сделало закрытое заявление руководству США, но за океаном решили отмолчаться, мол, не пойманный - не вор. Отечественная и мировая печать узнала о апрельском шпионском полете U-2 только 6 мая 1960 года, уже после провала Пауэрса. Тогда на сессии Верховного Совета. Никита Сергеевич Хрущев сообщил "об агрессивных действиях, имевших место за последние недели со стороны Соединенных Штатов Америки". Он отметил, что американские самолеты часто пересекали нашу государственную границу и вторгались в пределы Советского Союза. Последний такой агрессивный акт был совершен 9 апреля 1960 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
879
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
635
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
315
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
427

Другие новости