0
840
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

08.09.2000 00:00:00

Неотделим от истории России


Вернисаж

ТрагедиЯ "Курска" не отменила выставки "Балтфлот". Экспозиция в Новом Манеже стала первым подарком к 300-летию Балтийского флота, которое Россия будет встречать в 2003 г. Молодые фоторепортеры Яков Титов и Александра Филатова посетили флотские базы.

Трудно говорить о "положительном образе флота" после Баренцева моря. Но жизнь продолжается. Яков Титов и Александра Филатова отсняли свой большой репортаж до того, как случилась трагедия. И этот репортаж говорит: чтобы ни случилось, флот все равно будет. Без него - нет России.

В течение месяца два молодых фотографа работали на Балтийском флоте. Для фотографа такая работа - редкая удача. Суть в том, что им никто не препятствовал. Наоборот, два молодых репортера работали с личного благословения командующего Балтийским флотом адмирала Владимира Егорова.

Все двери перед ними были открыты. И результат очевиден: первый в 90-х годах фотопроект о флоте, который интересен эстетически.

Борис Соболевский - полковник в отставке, ветеран войны. И Сергей Барщевский - капитан, авиатехник: молодой человек с суровым лицом и шрамом на щеке. 72-летний Николай Куликов - техник маяка на мысе Таран с 1953 г. И Елена Мадина, старший сержант и младший вычислитель: симпатичная веснушчатая девушка, которая весело улыбается в объектив. Те, кто помнят Балтийский флот, каким он был десятилетия назад. И те, кто пришел в него не так давно. Связь вне поколений и чинов. Техники в чистом виде выставка не показала. Флот - это те, кто в нем служит. И в этом - новизна подхода Якова Титова и Александры Филатовой. Портреты перемежаются жанровыми снимками. Но в центре внимания фотографов - люди: от матроса-срочника до адмирала Егорова.

Армия красива в бою. Флот тем более.

Яков Титов и Александра Филатова снимали флот в мирное время: этим летом. И тем не менее им удалось сделать эффектный снимок боя: "Мыс Таран. ЗРК С-300. Пуск" - тот момент, когда ракета только вылетела. Отличный репортаж: многие ли из наших фотографов снимали ракетный залп? Хорошо построенный кадр: посредине - колючка, над ней - ракета, летящая за рамку кадра, посередине - облако дыма, внизу - спина человека в камуфляже, присевшего на траву. Он прижимает наушники к голове, и у зрителя закладывает уши. Вот реальный образ - ощущение боевой мощи передано через жест участника событий.

Флот хорошо снимали в тридцатых. И в сороковых. Потому что в снимках той поры отчетлива расстановка акцентов: сильные люди, красивые корабли, смелые ракурсы. Иван Шагин создал знаменитый портрет флота: гордый моряк рядом с огромным орудийным дулом. В этом снимке были все три момента: напряжение человеческого духа, преклонение перед технической мощью, резкий фотоприем, который подчеркивал контраст между техникой и человеком и силу человека, способного управлять такой техникой. С тех пор флот снимать разучились. Причина ясна: эпидемия секретности.

В тридцатых задача была ясна. "У могучей советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела морской и океанский флот",- заявил Вячеслав Молотов, Председатель Совета Народных Комиссаров на первой сессии Верховного Совета СССР в январе 1938 г. Работа классиков советского репортажа напрямую связана с 10-летней "Большой кораблестроительной программой". Линейные корабли и тяжелые крейсера были главными героями времени. А значит, целью фотографов.

Фотография - одно из лучших средств пропаганды. Термин "пропаганда" сегодня принято воспринимать негативно. Но без очевидной политической задачи не было бы знаменитых карточек репортеров тридцатых. Именно то, что цель была предельно ясна, позволяло им развернуться всерьез. Мастера советского фото сделали немало. Но их время давно ушло. А сегодня флот вновь обретает цель.

Говорят, что денег на флот сегодня нет. Правда в том, что их никогда не было.

В 2003 г. Балтийскому флоту исполнится 300 лет. Советский Союз не мог строить тяжелый флот: по мнению военных историков, "стоимость постройки только первых четырех заложенных линкоров типа "Советский Союз" достигала почти четверти годового бюджета страны", тем не менее в 1938-1940 гг. мы начали строить самые большие в мире военные корабли. До войны они так и не вошли в строй. Так что вопрос не в том, есть ли деньги, а в том, есть ли цель. И если цель состоит в том, чтобы сохранить трехвековое присутствие России на Балтике и оставить калининградский анклав в составе страны, то без мощного флота не обойтись.

Первая мировая, финская, Отечественная: подводники защищали миноносцы и прикрывали конвои, топили пароходы и вели разведку у портов противника. "С-51" установлена в поселке Гремиха на базе как памятник. Рубка "Щ-307" стоит на Поклонной горе, лунинская "К-21" - в Североморске, "Народоволец" - на вечном приколе в Шкиперском протоке Санкт-Петербурга. Все это подлодки, которые вошли в историю.

"Кронштадт. Тренировка по заделыванию пробоин на подводной лодке" - вот снимок Титова и Филатовой, на который тяжело смотреть после трагедии с "Курском". Вода хлещет сверху, матросы спасают лодку. Но фотографы все-таки выставили этот снимок. Как бы ни было тяжело это знать, аварии на подлодках были и будут всегда. И всегда будут нужны учения. И фотографы, которые их снимают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
249
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
415
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
305
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
180

Другие новости