0
6172
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

08.12.2000 00:00:00

Горячие дни в холодном ущелье

Тэги: Бакуев, Арсанов, Шатой


В начале октября многие средства массовой информации разнесли весть о том, что подразделением федеральных сил в ходе разведывательно-поисковой операции в Шатойском районе Чечни убит двоюродный брат "вице-президента Ичкерии" Вахи Арсанова - известный полевой командир Бауди Бакуев. Тело убитого боевика и его личные вещи были доставлены в Ханкалу, а командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-лейтенант Валерий Баранов представил журналистам пистолет Бакуева, отделанный серебром, золотом и бриллиантами, а также "смертный" жетон бандита. Еще на прошлой войне этот террорист сблизился с Басаевым и Хаттабом. На его совести похищения бывшего представителя президента РФ в Чечне Валентина Власова, генерала Геннадия Шпигуна, других российских и иностранных граждан. В период второй чеченской кампании 34-летний Бакуев командовал "северо-западным фронтом", затем руководил боевиками в Старопромысловском районе Грозного, а в последние месяцы его банда орудовала в Шатойском и Итум-Калинском районах Чечни.

Прапорщик N. является непосредственным участником той войсковой операции, свидетелем гибели Бакуева и некоторых членов банды. Заметки военнослужащего российской армии позволяют не только подробно узнать о реальных событиях тех октябрьских дней, но и дают возможность хотя бы немного прочувствовать атмосферу Шаро-Аргунского ущелья, где служат наши бойцы. Ледяное дыхание гор здесь временами перемешивается с запахами крови и пороха.

СТРАНИЧКИ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ

3 октября: Наша войсковая маневренная группа (ВМГ) подъехала к Шаро-Аргуну, других войск здесь нет, батальон усилили артдивизионом. Вообще-то мы должны прикрывать милицию, которая будет делать зачистку в этом селе, но ее мы пока не видели. Всего нас где-то человек 150-200 - сборная "солянка" с 291-го мотострелкового полка. Что удивительно, в Шаро-Аргуне разрушений нет, такое впечатление, будто войны здесь вообще не было.

4 октября: Разведгруппой из 17 человек вышли за населенный пункт в район Лысой горы. Сама гора лесистая, лишь макушка ее голая. С другой стороны горы - село Дай. Еще две группы работают в других районах. База ВМГ осталась в Шаро-Аргуне.

5 октября: Ночевали в лесу. Утром оставили на стоянке вещи: спальные мешки, рюкзаки - чтобы легче было ходить, все заминировали вокруг и в 9.30 тронулись в сторону Дая вверх по горе. Гора высокая, около 1600 м, склон довольно крутой. Лес очень густой, преимущественно растут граб и бук. Прошли по тропе 300-400 м, все тихо, как вдруг навстречу выезжают два вооруженных мужика на лошадях, вооруженные до зубов, - спускались вниз. Мы, естественно, открыли по ним огонь, по-другому нельзя было. Наш снайпер выстрелил первым, и один из них сразу же повис на лошади, затем на землю упало и подкошенное пулями животное. Другого скакун понес, вверх ногами, в обратном направлении, я лишь успел заметить на нем автомат (потом мы его так и не нашли). А тот, которого убили, оказался полевым командиром Бауди Бакуевым. Пуля попала Бакуеву в голову. Забрали у него записную книжку, радиостанцию, 2 пистолета. Один был маленький, размером с ладошку, импортный, я у нас не видел таких, а второй - Стечкина. Золотом и серебром инкрустированная ручка, волк золотой и внизу девять камушков (потом по телевизору почему-то сказали, что их - семь, ведь и на гербе Ичкерии, где волк лежит, внизу - девять звездочек, а не семь). Хорошо запомнилась его черная кожаная кепка с многогранной звездой посреди и арабской вязью - она потом осталась на память у того парня-снайпера, который его и "снял". Взяли мы тело Бакуева и потащили к себе на базу. На тропе осталась лежать лошадь. Она была белая и очень красивая. Под ней мы обнаружили рюкзак, набитый какой-то бумагой, который так и не смогли из-под нее вытащить - уж слишком эта кобыла тяжеленная была.

Оказалось, Бакуев спускался с горы впереди своего отряда. "Чечи" нас очень скоро заметили и открыли огонь. Мы же их увидели, когда они уже рассредоточивались. Их там было слишком много, точно не скажу сколько. Они сначала были сверху, но потом каким-то образом окружили и погнали нас вверх по горе, по направлению к Даю, вниз было никак не прорваться. Бакуева мы спрятали в густой куст шиповника. Потом уже поняли, почему они стали загонять нас именно вверх: к Шаро-Аргуну гора пологая, а к Даю - крутая, с той стороны сразу не спустишься. К тому же там "мертвая зона" для нашей артиллерии, где боевиков бы просто не достали. Выше мы еще двух "духов" встретили, "завалили". Нас уже взяли в полукольцо. Мы по рации своим: "Ребята, выручайте!". Дали координаты артиллеристам, чтобы этот лес обработали из "Ураганов". Они обработали, да только соседний, а по этому лесу и не стреляли. Кстати, наша Р-158 была без "Историка" (аппаратура засекречивания. - В.У.), а бакуевская даже искала волны, и боевики часто выходили на нас: мол, сдавайтесь! Наконец наши "артелы" обработали этот склон из орудий "Нона", вели заградительный огонь. Тут нам, можно сказать, крупно повезло: хотя в 50 метрах от нас долбали, но нас не задели, обошлись вообще без потерь. Потом нам выслали три машины в оговоренный квадрат, видимо, догадывались, что туда пройдем, и мы благополучно уехали. В общем, выбирались оттуда где-то 3-4 часа.

6 октября: Днем большой группой на МТ-ЛБ выехали на эту гору, чтобы забрать тело Бакуева. Еще нашли у него деньги русские - около семи тысяч рублей, а на теле обнаружили личный, так называемый смертный золотой жетон. Убитых я там больше не видел, хотя всю ночь артдивизион из Шаро-Аргуна обрабатывал этот район шестью орудиями "Нона" ("Града" или "Урагана" так и не дождались). А когда вернулись к месту своей прежней лесной ночевки за оставленными вещами, наткнулись рядом на "духовский" блиндаж, рассчитанный аж на 20 человек. Выходит, что с 4 на 5 октября мы улеглись в 50 метрах от базы боевиков! И теперь печка еще была теплая - значит, совсем недавно здесь находились люди. Похоже, что боевики вместе с Бакуевым вчера направлялись именно на эту стоянку. Мобильность их отрядов поразительная. Почти все они по горам с лошадями ходят: взялся за хвост - она его в гору тащит, а весь груз на лошади. Действительно удобно. Уже под вечер, когда начались сумерки, в Дае стали раздаваться автоматные и пулеметные очереди, и, несмотря на пасмурную погоду, хорошо было видно, как трассеры летают туда-сюда. Там шел самый настоящий бой, видимо, местные разборки, поскольку наших войск там не было. Мы сообщили по рации, что в Дае идет бой, но на это никак не отреагировали - артиллерией его не накроешь, там ведь живут и мирные жители.

11 октября: В горах техники много, но она почти вся разобранная. Едешь по какому-нибудь глухому ущелью, где вообще передвигаться тяжело, там немало машин попадается. Нашли два "Урала". Но в основном попадаются иномарки, брошенные на склонах, джипы с московскими и питерскими номерами, ворованные скорее всего. Сегодня обнаружили "Ниссан - Патрол". Он на ходу, как только аккумулятор на него поставили, сразу завелся и поехал, номера у этого автомобиля тоже российские.

14 октября: С 7 октября "зачищаем" этот район. Западнее Шаро-Аргуна прочесали площадь приблизительно четыре на четыре километра, обнаружили много блиндажей. Только наша группа нашла восемь из них. По свежеструганым бревнам видно, что их построили не далее, как этим летом. "Духи" в одном месте все блиндажи не роют: один - здесь, другой - там, третий... Эти укрытия не вполне блиндажи: на склоне из бревен делаются три стены и накат, а сверху все засыпается землей. В основном они вмещают по 20-30 человек, а один был рассчитан вообще на 60 человек. Внутри установлены хорошие самодельные печки с духовками, удобные нары. В разных блиндажах нашли четыре грузовых парашюта, скорее всего грузы боевикам скидывали с вертолетов. Знать бы, откуда и кто, и с чьей помощью! Там же обнаружили тысячу мин калибра 82 мм - лежали в землянках штабелями, множество зарядов от РПГ-7, "Шмель", установку от ПТУРа. Особенно интересная находка - самодельный миномет: обычная труба, на которой внизу штырь и ручка, только без диска. Удобная техника: воткнул штырь в землю, определил на глаз сектор обстрела, выстрелил и дальше побежал. А в одном из блиндажей была целая куча компакт-дисков и видеокассет с "геройствами" боевиков и казнями наших пленных. Я потом смотрел кое-какие из них, и хоть меня трудно чем-то удивить - вторую войну воюю, - но от одной едва не вывернуло всего. На ней подробно засняли сцену, как одному солдату тупым штык-ножом от "Калашникова" долго-долго перерезали горло.

15 октября: Местное население даже во время проведения операции передвигается в этом районе совершенно свободно. Чеченец идет, спрашиваешь его: "Куда?" Тот отвечает: "За дровами ходил, смотрел, где сушняк". Все документы у него в порядке. Вчера был случай: один молодой солдат-срочник остался стоять на блокпосту в ста метрах от штаба ВМГ. Окопчик рядом вырыт, шлагбаум со стороны Дая. Одному вообще-то находиться не положено, но было время обеда - два других бойца ушли поесть на полевую кухню. К нему подъехала "девятка", оттуда вышли четверо вооруженных мордоворотов-чеченцев с бородами и говорят: "Гранаты, патроны на героин, деньги меняем". Он: "В смысле?" Те: "Мы тебе - героин или деньги, а ты нам - гранаты или патроны". Солдат: "Нет, мужики, у нас все строго, каждый патрон на счету". "Ну, ладно, как хочешь", - сели в машину и уехали в сторону Дая. Он дождался парней, пошел, доложил о случившемся командиру батальона.

16 октября: У нас связь открытая, и боевики очень быстро вычисляют волну и слушают нас, часто и на связь с нами выходят, болтают с нами много. Была тоже ситуация: наши минометчики обстреливали ручей, вдруг выходит какой-то "Туман" на нашего командира: "Перестаньте стрелять по ручью, мы здесь работаем". Мы сбегали в соседний отряд: "Работают там ваши люди?". Они отвечают: "Нет". Тогда еще добавили тридцать мин на тот ручей, но, видимо, уже впустую. Кроме того, действия наших частей не всегда согласованные. Мы когда нашли самый крупный блиндаж, который был рассчитан на 60 человек, сообщили командованию его координаты и пошли дальше. Через три часа возвращаемся назад, чтобы забрать печки оттуда, а он горит. Мы забежали, быстро повытаскивали печки, и тут возвращается группа спецназа ГРУ, говорят: "Вы чего там по блиндажу-то бегаете? Это мы его заминировали и подожгли". Мы, конечно, поудивлялись, но, слава Богу, пронесло!

18 октября: Перед возвращением в полк обошли всю подконтрольную территорию снова - свои растяжки снимали. Приходим в одно место, а там свежая лежка снайпера: выкопал себе ямку, постелил одеяло - как раз вся наша база оттуда просматривается. Мы прошли, все заминировали, а он прошел, украл все наши растяжки - профессионал. Выходит, мы располагались выше Шаро-Аргуна, а он - еще выше, и с его места все наше расположение просматривалось очень хорошо...

Шаро-Аргун-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
346
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
386
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
553
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
471

Другие новости