0
587
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

29.12.2000 00:00:00

аспект

Тэги: Оборонэкспорт, Спецвнештехника


Из всех приложений, утвержденных Указом президента от 1 декабря 2000 г. #1953, наибольший интерес представляет "Положение о Комитете Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами", основная задача которого - регулирование и контроль деятельности в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

В начале 90-х годов существовало три специализированных управления МВЭС: Главное инженерное управление (ГИУ) (поставка ВВТ из промышленности и наличия Минобороны), Главное техническое управление (ГТУ) (создание объектов за рубежом, лицензионное производство) и Главное управление по сотрудничеству и кооперации (ГУСК) (взаимодействие с соцстранами в области совместного производства ВВТ). "Регулировал и контролировал" деятельность этих управлений замминистра адмирал Гришин, аппарат которого состоял из двух помощников и отдела (пять или шесть сотрудников). Причем работа была организована так, что, если "партия хотела", заявки инозаказчиков рассматривались в течение суток и необходимые нормативные документы выходили через двое.

Попытка руководителя ГТУ С.Краснова провести глубокое акционирование всей системы ВТС (с привлечением значительной части ВПК) привела к тому, что сама идея (вместе с идеологом) была урезана, на месте трех управлений возникло два внешнеторговых объединения - "Оборонэкспорт" (ранее ГИУ) и "Спецвнештехника" (ранее ГТУ). ГУСК, обремененный полумиллиардным долгом в валюте, растворился в воздухе.

"Оборонэкспорт" и "Спецвнештехника", которые стали жить по уставам, ими же писанным, немедленно начали конкурировать на внешнем рынке. Естественно, что "регулирующий и контролирующий" орган немедленно начал увеличиваться, а с предоставлением в 1994 г. производителям самолетов МиГ-29 права на самостоятельное проведение внешнеторговой деятельности - усиливаться. Отдел превратился в управление, затем - в комитет, под разными наименованиями функционировал в составе МВЭС, Миноборонпрома, Минпромнауки, пока, наконец, не очутился в Минобороны.

Взаимоотношения между органом контролирующим, госпосредниками и субъектами ВТС (т.е. промышленностью) всегда были сложными: деньги - у одних, а функции (выдача лицензий, распределение заявок, курирование цен и пр.) - у других. На проблемы чисто бюрократического взаимодействия накладывались и проблемы неравной оплаты сопоставимого по сложности труда, недостаточной компетентности "кураторов" в связи с их частой сменой и неопределенностью будущего.

В 2000 г. спецэкспортер остался один - "Рособоронэкспорт". После слияния "Росвооружения" с "Промэкспортом" (или наоборот) численность сотрудников - около 2000 человек, немногим менее половины которых - кадровые военные. Наряду с "Рособоронэкспортом" существует и шесть субъектов ВТС, то есть предприятий ВПК, имеющих право самостоятельно поставлять на экспорт ВВТ собственного производства. Теоретически количество субъектов ВТС может увеличиться, но при умелом применении Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения их численность вполне регулируема.

Координирует деятельность существующих и потенциальных субъектов ВТС Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. Он подотчетен Министерству обороны, обязанности председателя исполняет заместитель министра обороны, численность - 250 человек, из них 160 - военнослужащие. Это - по Указу # 1953. Ясность пропадает, когда мы начинаем читать Положение о Комитете, утвержденное тем же Указом.

Во-первых, Комитет является федеральным органом исполнительной власти. Во-вторых, руководство деятельностью Комитета осуществляет президент, координацию этой деятельности - правительство и Министерство обороны в соответствии со своими полномочиями. А вот по вопросам, относящимся к совместной компетенции Комитета и Минобороны, координацию деятельности Комитета осуществляет министр обороны.

Что еще важно, впервые подобная структура стала юридическим лицом, имеет счета, в том числе валютные, в банках и других кредитных организациях, являющихся резидентами Российской Федерации.

Если добавить к этому право на выдачу лицензий на экспорт и импорт продукции военного назначения субъектам ВТС, право на определение исполнителя заявки инозаказчика, право ценового регулирования при поставках на экспорт, а также право на самостоятельное принятие некоторых решений в области ВТС, то мы с полным основанием можем говорить о чудесном эволюционном превращении в течение десяти лет маленького серенького отдела в большой Комитет, который уж очень похож на министерство.

Иначе говоря, за последнее десятилетие сделана, пожалуй, самая тщательная попытка регламентации системы ВТС от получения заявки от заказчика до принятия нормативного акта и факта поставки.

Плоха или хороша предлагаемая система? Она хороша хотя бы потому, что является системой и худо-бедно обобщает опыт последнего десятилетия. Самое плохое, что может ее ожидать, - очередное изменение в связи со сменой руководства. Принятие Указа о введении моратория на все изменения в области системы ВТС на ближайшие 5 лет в этой связи представляется отнюдь не смешным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1180
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
907
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1091
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
717

Другие новости