Из всех приложений, утвержденных Указом президента от 1 декабря 2000 г. #1953, наибольший интерес представляет "Положение о Комитете Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами", основная задача которого - регулирование и контроль деятельности в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.
В начале 90-х годов существовало три специализированных управления МВЭС: Главное инженерное управление (ГИУ) (поставка ВВТ из промышленности и наличия Минобороны), Главное техническое управление (ГТУ) (создание объектов за рубежом, лицензионное производство) и Главное управление по сотрудничеству и кооперации (ГУСК) (взаимодействие с соцстранами в области совместного производства ВВТ). "Регулировал и контролировал" деятельность этих управлений замминистра адмирал Гришин, аппарат которого состоял из двух помощников и отдела (пять или шесть сотрудников). Причем работа была организована так, что, если "партия хотела", заявки инозаказчиков рассматривались в течение суток и необходимые нормативные документы выходили через двое.
Попытка руководителя ГТУ С.Краснова провести глубокое акционирование всей системы ВТС (с привлечением значительной части ВПК) привела к тому, что сама идея (вместе с идеологом) была урезана, на месте трех управлений возникло два внешнеторговых объединения - "Оборонэкспорт" (ранее ГИУ) и "Спецвнештехника" (ранее ГТУ). ГУСК, обремененный полумиллиардным долгом в валюте, растворился в воздухе.
"Оборонэкспорт" и "Спецвнештехника", которые стали жить по уставам, ими же писанным, немедленно начали конкурировать на внешнем рынке. Естественно, что "регулирующий и контролирующий" орган немедленно начал увеличиваться, а с предоставлением в 1994 г. производителям самолетов МиГ-29 права на самостоятельное проведение внешнеторговой деятельности - усиливаться. Отдел превратился в управление, затем - в комитет, под разными наименованиями функционировал в составе МВЭС, Миноборонпрома, Минпромнауки, пока, наконец, не очутился в Минобороны.
Взаимоотношения между органом контролирующим, госпосредниками и субъектами ВТС (т.е. промышленностью) всегда были сложными: деньги - у одних, а функции (выдача лицензий, распределение заявок, курирование цен и пр.) - у других. На проблемы чисто бюрократического взаимодействия накладывались и проблемы неравной оплаты сопоставимого по сложности труда, недостаточной компетентности "кураторов" в связи с их частой сменой и неопределенностью будущего.
В 2000 г. спецэкспортер остался один - "Рособоронэкспорт". После слияния "Росвооружения" с "Промэкспортом" (или наоборот) численность сотрудников - около 2000 человек, немногим менее половины которых - кадровые военные. Наряду с "Рособоронэкспортом" существует и шесть субъектов ВТС, то есть предприятий ВПК, имеющих право самостоятельно поставлять на экспорт ВВТ собственного производства. Теоретически количество субъектов ВТС может увеличиться, но при умелом применении Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения их численность вполне регулируема.
Координирует деятельность существующих и потенциальных субъектов ВТС Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. Он подотчетен Министерству обороны, обязанности председателя исполняет заместитель министра обороны, численность - 250 человек, из них 160 - военнослужащие. Это - по Указу # 1953. Ясность пропадает, когда мы начинаем читать Положение о Комитете, утвержденное тем же Указом.
Во-первых, Комитет является федеральным органом исполнительной власти. Во-вторых, руководство деятельностью Комитета осуществляет президент, координацию этой деятельности - правительство и Министерство обороны в соответствии со своими полномочиями. А вот по вопросам, относящимся к совместной компетенции Комитета и Минобороны, координацию деятельности Комитета осуществляет министр обороны.
Что еще важно, впервые подобная структура стала юридическим лицом, имеет счета, в том числе валютные, в банках и других кредитных организациях, являющихся резидентами Российской Федерации.
Если добавить к этому право на выдачу лицензий на экспорт и импорт продукции военного назначения субъектам ВТС, право на определение исполнителя заявки инозаказчика, право ценового регулирования при поставках на экспорт, а также право на самостоятельное принятие некоторых решений в области ВТС, то мы с полным основанием можем говорить о чудесном эволюционном превращении в течение десяти лет маленького серенького отдела в большой Комитет, который уж очень похож на министерство.
Иначе говоря, за последнее десятилетие сделана, пожалуй, самая тщательная попытка регламентации системы ВТС от получения заявки от заказчика до принятия нормативного акта и факта поставки.
Плоха или хороша предлагаемая система? Она хороша хотя бы потому, что является системой и худо-бедно обобщает опыт последнего десятилетия. Самое плохое, что может ее ожидать, - очередное изменение в связи со сменой руководства. Принятие Указа о введении моратория на все изменения в области системы ВТС на ближайшие 5 лет в этой связи представляется отнюдь не смешным.