В соответствии с одним из основных пунктов президентского указа, утверждающего план строительства Вооруженных сил РФ, Ракетные войска стратегического назначения прекращают свое существование как вид ВС. Вначале они превращаются в самостоятельный род войск, а впоследствии - вообще переводятся в состав ВВС.
Основную часть ядерных сил теперь будут составлять морские и авиационные СЯС (МСЯС и АСЯС). При этом авиационные СЯС - наиболее слабая часть российских ядерных сил - будет составлять примерно половину боевого состава СЯС - около 600-700 боезарядов (об этом говорит то количество тяжелых бомбардировщиков, которое находится в боевом составе ВВС).
Расчеты показывают, что с учетом затрат на реализацию предлагаемых мероприятий (резкое сокращение РВСН без продления сроков эксплуатации существующих ракетных комплексов РВСН) увеличение боеспособности сил особого назначения (СОН) будет крайне незначительным (порядка 3-4%).
Если общее количество боезарядов в составе триады планируется довести до 1500 единиц, а в их составе будет 600-700 боезарядов АСЯС и порядка 700 боезарядов МСЯС, то наземная группировка будет составлять 100-200 боезарядов. Будем считать, что вклад АСЯС в решение задач ответного удара СЯС так и останется близким к нулю ввиду их низкой живучести и боевой эффективности. Таким образом, реальная группировка СЯС будет составлять 800-900 боезарядов. При этом в составе МСЯС будет 6-7 РПКСН, из которых на боевом патрулировании в мировом океане смогут находиться 1-2 подводные лодки, т.е. около 200 боезарядов. Таким образом, реально в постоянной боевой готовности будет 300-400 боезарядов, в то время как в США в постоянной степени готовности будут находиться до 1750 боезарядов из общего количества в 3000-3500 без учета возвратного потенциала. Вполне вероятно, что Договор СНВ-2 так и не вступит в силу из-за позиции конгресса США по этому вопросу, но в соответствии с заявлениями президента Буша Соединенные Штаты могут пойти на односторонние сокращения СНВ до уровня Договора СНВ-2. Это приведет к тому, что даже без развертывания национальной ПРО США эффективность нашего ответного удара будет близка к нулю, так как на поражение РК РВСН потребуется 200-400 боезарядов, для поражения АСЯС на аэродромах базирования - всего несколько боевых блоков, для поражения РПКСН в военно-морских базах - также всего несколько боевых блоков. Для поражения 1-2 подводных лодок, находящихся на боевом патрулировании, потребуются силы противолодочной борьбы, имеющие точные целеуказания об их местонахождении и несколько ядерных боезарядов. Таким образом, для недопущения выхода российских СЯС в ответный удар нужно не более 500 боевых блоков. Остальные 1250 боезарядов могут использоваться для поражения ВЭП России и крупных военных объектов сил обычного назначения.
Кроме того, такой вариант развития СЯС не будет способствовать условиям заинтересованности США в возобновлении переговоров с Россией о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений и о сохранении действия Договора по ПРО 1972 г.
Вместе с тем наши СЯС к 20-30-м годам нового столетия станут соизмеримы по своим количественным показателям со стратегическими силами Великобритании, Франции, Китая, а в дальнейшем - Индии и Пакистана. Можно сделать вывод, что Россия превращается не только во второстепенную, но и в третьестепенную ядерную державу, которая к 20-30-м годам нового века пропустит вперед Пакистан и Индию.
Петр РОМАШКИН,
полковник запаса