В течение последних десяти лет словосочетание "реформа Вооруженных сил" порядком поистрепалось. Рядовые граждане на него никак не реагируют, а военные знают, что за этими словами, кроме дальнейшего сокращения армии и флота, ничего не стоит. Действительно, все проведенные и планируемые этапы военной реформы представляют собой однобокий комплекс мероприятий, направленных на лишенные смысла рокировки различных военных структур и сокращение их численности. Причем численность Вооруженных сил упорно подгоняется, как в школьной задаче, под уже известный ответ - 1млн. 700 тыс. человек, 1 млн. 500 тыс., 1 млн. 200 тыс., а теперь уже и 850 тыс. человек. Сомневаюсь, что есть хоть какое-нибудь научное обоснование этих цифр, которое в основе своей базировалось бы, скажем, на возможных военных угрозах.
Для того, чтобы сократить Вооруженные силы, большого ума не надо, а чтобы осуществить подлинное реформирование их, нужны, на мой взгляд, в первую очередь высокоподготовленные кадры, руководители, идеологи и организаторы реформ. Однако сплоченной команды единомышленников на самом верху ВС, похоже, нет. Ставшие всем известными расхождения по фундаментальным вопросам военного строительства между министром обороны и начальником Генштаба лишнее тому подтверждение.
Удивляет и подбор кадров на многие руководящие посты в Министерстве обороны и Генеральном штабе. Это или бывшие политработники, или журналисты. Нет сомнения в их высоких моральных личных качествах, однако способны ли они по своей профессиональной подготовке оказаться на уровне тех сложных задач, которые выдвигает сейчас время? Эти люди по воле случая попали на высокие должности, в первую очередь, не за отличия в службе и хорошую профессиональную подготовку, а благодаря только одному - близости к "сильным мира сего".
Одно это показывает, что кадровая политика в военном ведомстве находится в тупике. Об этом же не так давно говорил и глава государства, когда приводил примеры, что большая часть руководителей главных и центральных управлений Министерства обороны и Генерального штаба выросла в пределах Садового кольца и не имеет опыта командования оперативно-стратегическими объединениями и крупными штабами. Наконец, о какой кадровой политике можно говорить, если в Вооруженных силах уже более десяти лет не проводилось аттестования военных, инициатором которого должно выступать главное управление кадров (возглавляемое, кстати, бывшим политработником).
Складывается впечатление, что запас идей, на которых могла бы основываться военная реформа, исчерпан до дна. Наверное, настало время руководству страны приостановить подобного рода "реформы". Для начала надо разобраться с руководящими кадрами, организаторами и исполнителями, сделать необходимые организационные выводы, внести коррективы в планы строительства ВС и только после этого продолжать движение дальше. В противном случае можно "досокращаться" до такого состояния, что кроме "Арбатского военного округа" в Вооруженных силах России никого не останется.