0
755
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

27.04.2001 00:00:00

Авиапром

Тэги: Пухов, ОПК, реформы


-Руслан Николаевич, разговоры о реструктуризации оборонно-промышленного комплекса продолжаются уже не один год, но воз, как говорится, и ныне там. В чем дело?

- Причин тому много. Во-первых, интерес реформаторов изначально был сосредоточен в других областях экономики, которые позволяют получить быструю прибыль, не требуют таких больших и "длинных" инвестиций, как в оборонке. Нефтегазовая отрасль, черная и цветная металлургия были и остаются гораздо более привлекательными для современных грамотных менеджеров, чем тяжелый бизнес в высокотехнологичном машиностроении. Когда же интерес к ОПК все же сформировался, и появились крупные информационно-финансовые группы, способные масштабно играть на этом поле, грянул августовский кризис 1998 года, который похоронил некоторых из этих негосударственных игроков.

Во-вторых, оборонная промышленность по определению есть область, где государство всегда будет играть значительную роль. Однако государство - это очень плохой менеджер, проводимые его чиновниками преобразования либо некачественны, либо запаздывают.

В-третьих, местные власти и руководители удаленных от Москвы заводов и КБ очень эффективно блокировали процесс корпоративного строительства. Даже покупка контрольного пакета вовсе не является гарантией того, что владельца хотя бы пустят за ворота предприятия. Достаточно вспомнить, сколько сил потратил Каха Бендукидзе, чтобы установить контроль на заводе "Красное Сормово". А уж проникновение нового владельца в финансы, получение информации о кредитной истории предприятия - вещь почти нереальная. Поэтому за пределами Москвы, Московской области и Петербурга влияние общефедеральных информационно-финансовых групп, которые, как бы мы к ним ни относились, были основными носителями идеи корпоративного строительства в оборонной промышленности, оставалось в значительной степени чисто номинальным.

В-четвертых, сопротивление процессам корпоративного строительства оказывают предприятия и КБ, которые в результате этого могут лишиться юридической и, самое главное, финансовой самостоятельности. В этом смысле весьма показательна информационная война, которую ЦКБ "Алмаз" ведет против МФПГ "Оборонительные системы", хотя последние представляют собой пример весьма мягкой производственной кооперации. Ранее подобные конфликты возникали между МАПО "МиГ" и ВПК "МАПО".

- И как можно преодолеть это сопротивление?

- Во-первых, предложить компромиссные варианты, которые учитывали бы интересы регионов и расположенных там предприятий. Только речь должна идти именно об интересах регионов, а не коррумпированных региональных руководителей и связанных с ними местных криминальных авторитетов. Во-вторых, времена меняются. По-моему, центральная власть сейчас обладает гораздо большими возможностями для проведения своей региональной политики. Очень хотелось бы надеяться на то, что время удельных князьков с их связями с местными силовыми структурами прошло. Необходимо понимать, что построение вертикально интегрированных авиационных, ракетных и судостроительных корпораций, помимо чисто экономической, несет важнейшую политическую нагрузку. Такие корпоративные структуры укрепляют Федерацию и в зародыше убивают экономическую базу потенциального сепаратизма.

- Может ли, на ваш взгляд, Россия создать системы вооружений новых поколений?

- В ряде случаев уже создает. Особенно это заметно в области кораблестроения, где существует целый ряд проектов катеров и корветов нового поколения. Более того, фактически в серийное производство запущена неатомная подводная лодка проекта 677 нового поколения, две единицы которых строятся на "Адмиралтейских верфях". По заявлениям главкома ВВС Анатолия Корнукова, в ближайшее время на боевое дежурство встанет первая зенитная ракетная система ПВО нового поколения С-400. Принципиальное значение в нынешних условиях имеет реанимация на новом уровне проекта истребителя пятого поколения.

- Будут ли у России истребители, аналогичные американским F-22 и JSF?

- Скорее всего будут, но создавать надо не аналогичные машины. Необходимо искать асимметричные технические ответы. Кроме того, вопрос надо ставить иначе - можем ли мы позволить себе не делать самолет пятого поколения? На мой взгляд, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

Первое и главное - этого требуют интересы безопасности страны. Ведь JSF задуман как массовый самолет, который без проблем смогут получить все проамериканские режимы. Некоторые из таких стран находятся в ближнем зарубежье России и небезосновательно подозреваются в поддержке вооруженных сепаратистов, действующих против федеральных сил.

Второе. Проведение эскизных и аванпроектных работ, которые, кстати, стоят не так уж и дорого, позволит сохранить, а в чем-то уже и возродить, российскую авиастроительную школу. Это гораздо важнее даже, чем сохранение уже устаревших основных фондов предприятий авиационной промышленности. Достаточно посмотреть, во что выродилась когда-то передовая школа военного авиастроения в Германии.

Наконец, третье. Россия, на мой взгляд, нуждается в реализации общенационального крупномасштабного авиационного проекта, запуск которого позволит получить опыт использования качественно новых методов безбумажного проектирования боевых авиационных комплексов нового поколения, покажет перспективу нашим партнерам на внешнем рынке, позволит выстроить систему международной кооперации, привлечет в авиацию молодые перспективные кадры.

- А как же истребители семейства Су-27? Как долго эти авиационные комплексы будут оставаться конкурентоспособными на мировом рынке и отвечать потребностям российских ВВС?

- Да, конечно, потенциал модернизации здесь огромен. Причем не только в области БРЭО, но и энергетики, радиолокационной и тепловой малозаметности, оснащения их новыми видами вооружений. Модернизация этих самолетов для российских ВВС только начинается, уже найденные и перспективные технические решения еще довольно долго будут удовлетворять наших военных На мировом рынке Россия имеет по самолетам Су-30МК контракты с исполнением до 2017 года. Мне кажется, что именно к этому времени китайские и индийские партнеры как раз и поставят вопрос о необходимости приобретения авиационной техники, которая концептуально выходила бы за рамки семейства Су-27. Значит, именно к этому моменту Россия должна будет иметь соответствующее предложение на рынок. Из этого, кстати, вытекает, что работы по самолету нового поколения должны начинаться уже сейчас.

- Какова могла бы быть роль государства в процессе реструктуризации оборонной промышленности?

- Государство должно работать над созданием нормальной макроэкономической среды, поощрять здоровую конкуренцию производителей электронных систем, завершить создание интегрированных корпораций в авиационной и ракетной промышленности. А в перспективе государство должно уходить от управления оборонно-промышленными активами и сосредотачиваться на финансировании основы национально-государственного развития России - образования и фундаментальной науки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1552
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3985
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2209
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2486

Другие новости