Судьба
В октябре 2001 г. на открытой площадке музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе была смонтирована 305-мм железнодорожная установка ТМ-3-12. Система эта сама по себе уникальная, в СССР было изготовлено всего три такие установки. Серьезные трудности встретились и при доставке 340-тонной махины длиной 33,92 метра. Но самое любопытное - история этой установки, достойная приключенческого романа в духе Пикуля.
Идея создания тяжелых железнодорожных установок с использованием качающихся частей корабельных орудий калибра 305-356 мм была выдвинута в январе 1927 г. инженером Ленинградского металлического завода Дукельским.
Первыми были созданы шесть 356-мм железнодорожных установок, получившие индекс ТМ-1-14, а затем - шесть 305-мм установок ТМ-2-12. Для последних использовались 305-мм стволы длиной в 40 калибров, изготовленные фирмой Виккерса в годы Первой мировой войны для замены орудий на старых русских броненосцах.
Проектирование следующего типа железнодорожных установок - ТМ-3-12 - началось в ЦКБ-19 в 1935 г. Изготовление лафетов установки велось на заводе им. Марти в Николаеве. А вот 305-мм орудия для ТМ-3-12 были подняты в буквальном смысле со дна моря, точнее, с затопленного в 1916 г. в Севастополе линкора "Императрица Мария".
Устройство железнодорожных установок в значительной мере было обусловлено их принадлежностью к ВМФ. Дело в том, что в середине 20-х годов все железнодорожные артустановки калибра 180-203 мм, использовавшиеся белыми и красными в годы Гражданской войны, были переданы флоту, и там оставались по крайне мере до 1991 г. Это решение принесло большой вред в годы Великой Отечественной войны, когда ни одна тяжелая железнодорожная установка ни разу не стреляла по морским целям, а вела огонь только по сухопутным объектам в интересах армии. Замечу, что и в Гражданскую войну белые и красные железнодорожные установки 99,9% стрельб выполняли по наземным целям. Подчинение флоту было обусловлено панической боязнью советского руководства в 1925-1939 гг. увидеть линкоры британского "Гранд флита" у своих берегов.
Основным способом стрельбы советских тяжелых железнодорожных установок была стрельба с бетонного основания. Строительство этого сооружения размером 16x16x3 м длилось несколько недель. Установка превращалось из железнодорожной в обычную береговую, которая обладала рядом преимуществ, особенно при стрельбе по движущимся целям.
У ТМ-3-12 был и дополнительный метод стрельбы - с колес. Так как угол поворота 305-мм орудия на железнодорожной установке не превышал 5 градусов, то стрельба производилась со специальных железнодорожных веток (усов) с радиусом закругления 500 м. Для изменения угла горизонтального наведения на 10 градусов транспортер должен был передвинуться по ветке на несколько десятков метров вперед или назад.
В боекомплект установки ТМ-3-12 входили старые бронебойные и фугасные снаряды образца 1911 г. весом 470 кг. Дальность стрельбы таким снарядом составляла 29 км. В 30-е годы на вооружение был принят легкий дальнобойный фугасный снаряд образца 1928 г. Его вес составил 314 кг, а максимальная дальность стрельбы - 44 км.
Из трех изготовленных ТМ-3-12 была сформирована отдельная железнодорожная батарея # 9. К началу финской войны она находилась на своей штатной позиции - на бетонных основаниях в районе озера Каравалдайское на южном берегу Финского залива. В ноябре 1939 г. в руководстве РККА царило шапкозакидательное настроение, там собирались брать линию Маннергейма пехотой "на ура". Поэтому об использовании тяжелых железнодорожных установок и тридцати 305-мм гаубиц образца 1915 г., находившихся в Белорусском ВО, никто и не подумал.
Но "закидать шапками" позиции финнов на Карельском перешейке не удалось. Какой-то умник велел стрелять батарее # 9 через Финский залив по финским укреплениям между озерами Куолем-ярви и Кипинолан-ярви. Выпустили девять 305-мм снарядов без корректировки, как говорится, в белый свет, как в копеечку, тут начальство и велело стрельбу прекратить. Решено было перебросить часть железнодорожных батарей на Карельский перешеек. Первой 20 декабря 1939 г. пошла 180-мм батарея # 17, а 26 января 1940 г. за ней последовала батарея # 9, которая поступила в оперативное подчинение начальника артиллерии 7-й армии.
11 февраля 1940 г. начался генеральный штурм линии Маннергейма. Однако по воле начальства морские железнодорожные батареи калибра 180, 305 и 356 мм не наносили ударов по дотам и не поддерживали огнем наступающую пехоту. Им была поставлена задача вести огонь по объектам противника в глубоком тылу. В частности, батарея # 9 с 11 по 25 февраля выпустила 165 фугасных снарядов по железнодорожной станции и городу Выборгу. Как писалось в секретном официальном труде "Советско-финская война 1939-1940 гг. на море" (Москва, 1945 г.), "стрельба велась по площади, без корректировки самолетами, так как в районе целей противник имел сильную противовоздушную оборону, не допускавшую полетов самолетов-корректировщиков".
После окончания советско-финской войны СССР получил в аренду военно-морскую базу на полуострове Ханко. Там было начато строительство мощных стационарных береговых батарей, но для их ввода в строй требовались долгие месяцы, а пока, чтобы перекрыть Финский залив огнем артиллерийских орудий, на Ханко были переведены железнодорожные батареи # 9 и # 17.
Со 2 июля 1941 г. советская ВМБ и город Ханко начали подвергаться огню 254-мм орудий финских броненосцев "Вайнамайнен" и "Ильмаринен". Позиции броненосцев находились в радиусе действия наших железнодорожных установок, но финны сумели так замаскировать свои корабли в шхерах, что их точное расположение было неизвестно советскому командованию, и стрелять было попросту некуда. В ответ с 27 июля 305-мм железнодорожная батарея # 9 и 180-мм батарея # 17 периодически открывали огонь по финскому городу Таммисаари. Стрельбы корректировались самолетами И-153. Была разрушена железнодорожная станция, уничтожено несколько поездов. Из-за сильных разрушений финское командование произвело эвакуацию жителей города.
После принятия решения об эвакуации Ханко под присмотром командующего гарнизоном генерал-майора Кабанова утром 1 декабря 1941 г. началось уничтожение железнодорожных установок. Позже генерал описал этот процесс: "В дуло заряженного ствола опускали множество тяжелых металлических предметов, крупные гайки, костыли или крепления рельсов к шпалам, осколки снарядов, стравливали давление в компрессорах и накатниках, придавали орудию угол возвышения, и производился выстрел. Ствол пушки разрывался, противооткатные приспособления ломались".
Так были уничтожены все три уникальные установки ТМ-3-12 батареи # 9. Однако через несколько месяцев на Карельском перешейке заговорили 305-мм орудия финнов. Разведка подтвердила, что это стреляли 305-мм орудия с транспортеров ТМ-3-12. Контрразведка блокадного Ленинграда начала разыскивать и трясти "ханковцев". Самому Кабанову повезло, он к тому времени командовал береговой обороной на Тихоокеанском флоте. А то ведь под горячую руку и "хлопнуть" могли за оставление врагу боеспособных орудий.
Тайну 9-й батареи у нас узнали только после выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 г. Вскрылась почти детективная история, начавшаяся в ноябре 1920 г. В те дни генерал Врангель увел из Крыма в Константинополь армаду из 132 вымпелов. При этом он заранее продал весь флот Франции. Факт этот по сей день упрямо игнорируется нашими историками.
Ни Франция, ни ее союзники надобности в боевых кораблях не испытывали и посему позволили белым поиграть "в солдатики" в ВМБ Бизерта во французском Тунисе. Флагманским кораблем опереточной флотилии был линкор "Генерал Алексеев" однотипный с "Императрицей Марией". До октября 1919 года линкор назывался "Воля", а до 29 апреля 1917 г. - "Император Александр III". Вооружение линкора состояло из двенадцати 305-мм орудий длиной в 52 калибра и двадцати 130-мм орудий.
В 1924 г. Франция признала СССР и в ноябре того же года прикрыла бизертскую оперетту. Колониальные власти разогнали остатки экипажей, а сами корабли оставили ржаветь в гавани и постепенно сдавали на лом. В 1928-1931 гг. пошел на лом и "Александр III", а его 305 и 130-мм орудия были складированы в арсенале Сиди-Абдула в Тунисе.
С началом финской войны французы предложили орудия "Александра III" Хельсинки. В январе 1940 г. двенадцать 305-мм орудий (точнее, их качающиеся части) были погружены на три финских судна "Джульетта", "Карл Эрик" и "Нина". Через Норвегию восемь стволов орудий были доставлены в Финляндию. Три орудия были в 1942 г. установлены на отремонтированных транспортерах ТМ-3-12 9-й батареи, захваченных на Ханко. Остальные - на береговых установках. Судну "Нина" так и не удалось разгрузиться в Норвегии, и в апреле 1940 г. оно было захвачено германскими десантниками.
Немцы переделали четыре 305-мм орудия на фирме Круппа. Там для них изготовили два типа снарядов - тяжелый 405-килограммовый с дальностью стрельбы 32 км и легкий 250-килограммовый с дальностью стрельбы 51 км. Крупп изготовил для орудий Обуховского завода четыре одноорудийные башенные установки.
305-мм русские орудия получили у немцев наименование 30,5 см K.14(r). Все четыре установки немцы в 1941 г. отправили на британский остров Гернси (Нормандские острова были захвачены летом 1940 г.). Там была построена хорошо укрепленная 30,5-см батарея "Нина", бетонные казематы которой на несколько этажей уходили под землю. Стрельба из 30,5-см K.14(r) велась в условиях хорошей видимости по данным 10-метрового оптического дальномера, а при плохой видимости - с помощью РЛС типа "Вюрцбург". Замечу, что в нашей береговой обороне в годы войны о таких станциях и не слыхивали.
После гибели в ходе авианалета главного строителя батареи капитана 1 ранга Мируса батарея "Нина" получила название "Мирус". Кроме нее на островах Гернси, Джерси и Олдерней немцы в 1941-1943 гг. построили еще 15 береговых батарей калибра 15-22 см.
Береговые батареи Нормандских островов перекрывали своим огнем почти половину западной части пролива Ла-Манш и защищали 110-км полосу побережья департамента Манш. Огонь батареи "Мирус" сильно мешал судоходству союзников, что особенно сказалось в июне - августе 1944 г. в ходе вторжения в Нормандию.
Союзники боялись даже приближаться к Нормандским островам, о которых в британских штабах ходили страшные легенды. Немцы хорошо замаскировали батарею "Мирус", и англичане не знали о существовании 305-мм батареи на острове Гернси, зато были в полной уверенности, что на острове Олдерней существует некая 406-мм батарея. На самом деле там были три батареи с одиннадцатью орудиями калибра 15-17 см. По сему поводу к Олдернею 12 августа 1944 г. подошел британский линкор "Родней" и открыл огонь с предельной дальности из своих девяти 406-мм пушек, но особых повреждений германские батареи не получили, зато "Родней" попал под огонь батареи "Мирус".
Под защитой "Мируса" немцы на Нормандских островах настолько обнаглели, что 9 марта 1945 г. высадили небольшой десант на французское побережье. Союзники в панике бежали, а десантники захватили порт Гранвилл, где взорвали портовые сооружения, и даже увели оттуда на Нормандские острова английское торговое судно, груженое углем.
Официально военно-морские историки Англии и США историю с "Мирусом" тщательно обходят.
Но вернемся к злополучной 9-й железнодорожной батарее. По условиям перемирия с Финляндией все ее трофеи, захваченные у СССР, подлежали возврату. В том числе в январе 1945 г. были возвращены в боеспособном состоянии и три транспортера ТМ-3-12 бывшей батареи # 9.
Из соображений секретности, естественно, от своих, батареи присвоили # 294, хотя все другие железнодорожные батареи сохранили прежние номера.
На 1 января 1984 г. две установки ТМ-3-12 все еще находились в строю в подчинении командования Ленинградской ВМБ, а одна экспонировалась в музее Береговой обороны Балтийского флота на Красной горке. Теперь она встала на последнюю стоянку в мемориале на Поклонной горе.