0
1707
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

22.03.2002 00:00:00

Скандал на "Чкаловском"

Тэги: авиабаза, Чкаловский


СИТУАЦИЯ

ТО, ЧТО БЕЗОПАСНОСТЬ авиационных полетов в ВВС России вызывает большую тревогу и находится, как принято говорить сегодня, на закритическом уровне, - факт общеизвестный. Причин тому много. Это и изношенность авиационной техники, и ухудшающаяся подготовка летного состава, и неудовлетворительное состояние аэродромной сети. Подавляющее большинство российских военных аэродромов требует сегодня капитального ремонта, а их радиотехническое и светотехническое оборудование далеко не всегда соответствует международным нормам.

ГЛАВНЫЙ АЭРОДРОМ ВВС

Казалось бы, в условиях хронического безденежья надо определить приоритеты в развитии аэродромной сети и начинать ремонт и модернизацию наиболее важных ее объектов, в первую очередь нашего главного военного аэродрома - "Чкаловский". Отсюда постоянно отправляются в командировки высший руководящий состав Вооруженных сил. Распоряжением российского правительства аэродром открыт для международных полетов (имеются таможня, отделение пограничного контроля, санитарно-эпидемический отряд, ветеринарный пост).

Однако сказать, что на "Чкаловском" нет проблем - сильно погрешить против истины. Безопасность полетов и на этом, казалось бы, единственном в своем роде и, по сути дела, уникальном объекте ВВС России, обеспечивается далеко не в полной мере. В частности, здесь есть две взлетно-посадочных полосы (ВПП-1 и ВПП-3). Семь лет назад было принято решение о капитальном ремонте основной ВПП-1, эксплуатирующейся еще с довоенных времен. Тем временем "дошла" до капитального ремонта и ВПП-3, которая уже не обеспечивает по своим характеристикам нормального взлета и посадки самолетов всех типов. На этой полосе имеются большие шелушения и сколы покрытия. Например, взлет тяжелых самолетов производится только с неполной заправкой топливом.

Но прежде чем взяться за ВПП-3 нужно полностью завершить работы на ВПП-1. На сегодня с ее покрытием уже управились, однако установка радиотехнического и светосигнального оборудования, без которого нельзя говорить о пригодности ВПП к эксплуатации в полном объеме, еще не закончена.

ПОИСКИ ПОСТАВЩИКА

В настоящее время в России нет отечественного производителя систем светосигнального оборудования аэродромов (ССО), обеспечивающих взлет и посадку воздушных судов по метеоминимумам 1, 2 и 3-й категорий ИКАО. Несколько предприятий в РФ только приступили к разработке отдельных элементов системы, но, по оценкам специалистов, их сертификация и серийный выпуск при благоприятных условиях могут быть осуществлены не ранее 2004 г. В сложившейся обстановке ССО, так называемые огни высокой интенсивности, для аэродрома "Чкаловский" руководством ВВС было решено заказать за рубежом, тем самым довести уровень "Чкаловского" до уровня международного аэродрома, обеспечивающего посадку воздушных судов по 1-й категории ИКАО.

Еще генерал армии Анатолий Корнуков, будучи главнокомандующим ВВС, обратился к министру обороны маршалу Игорю Сергееву с просьбой о выделении необходимых средств - 1 млн. 234,4 тыс. долл. - на закупку соответствующего оборудования. На запрос главкома министр ответил - "согласен". Было произведено изучение и сравнительный анализ оборудования, выпускаемого известными фирмами, и проведен тендер, в котором участвовали две фирмы - финская IDMAN и немецкая SIEMENS. Немногочисленное число участников тендера не в последнюю очередь объясняется жесткостью условий его проведения. Только IDMAN и SIEMENS, считающиеся на сегодня мировыми лидерами в производстве ССО, смогли в полном объеме ответить требованиям организаторов тендера.

По качеству светотехнического оборудования, его надежности и цены победителем конкурса была объявлена финская компания IDMAN (только один из экспертов был "против"), и с ней 10 апреля 2001 г. был подписан контракт # 148/7005 2001 г. на сумму 2 млн. 72 тыс. 433 немецких марок на поставку вышеуказанного оборудования. Документ был представлен на оплату в Главное управление военного бюджета и финансирования Минобороны. И тут началось такое...

А КУДЕЛИНА ПРОТИВ

Военные финансисты и лично глава ГУВБФ Любовь Куделина усомнились в компетенции специалистов Главного штаба Военно-воздушных сил и правильности проведения тендера. В служебной записке на имя министра обороны Сергея Иванова от 26 июля 2001 г. Куделина подчеркивает: нарушены требования Федерального закона от 6 мая 1999 г. # 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и указа президента России от 8 апреля 1997 г. # 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Но какой собственно ущерб при этом нанесен - о том в записке ни слова.

Вообще-то судить о законности (незаконности) тендера можно лишь после заключения Минэкономики, только оно позволит прийти к каким-то выводам. А говорилось в этом документе, что "состав сведений, содержащихся в конкурсной документации и протоколах заседания конкурсной комиссии, соответствует установленным законодательством требованиям. Вопрос технических требований к закупаемому оборудованию и оценке предложений претендентов должен рассматриваться экспертами-специалистами в этой области". Но заключение Минэкономики последовало через неделю после служебной записки Любови Куделиной.

Справедливости ради надо сказать и еще об одном нюансе записки главы военных финансистов. Дело в том, что на аэродроме "Чкаловский", помимо авиаполков 8-й дивизии особого назначения, базируется авиакомпания "Атлант-Союз". Поэтому-то, в соответствии с распоряжением правительства России 1998 г. # 203 и приказа МО РФ 1998 г. # 397, "Чкаловский" и называется аэродромом совместного базирования. Не касаясь всех тонкостей, связанных с функционированием ОАО "Атлант-Союз", отметим, что при его создании предусматривалось, что компания будет получать с других авиаперевозчиков сборы за взлет и посадку на "Чкаловском" и эти средства пускать на реконструкцию аэродрома.

Задумано было, на первый взгляд, достаточно неплохо, однако авиабаза "Чкаловский" - аэродром в первую очередь военный, коммерческих рейсов там не так уж и много, чтобы можно было бы говорить о существенном притоке средств. Стало ясно, что денег на реконструкцию такого сложного хозяйства, как "Чкаловский", у "Атланта-Союза" не хватит и без бюджетных вливаний Минобороны никак не обойтись. Однако обещания-то прозвучали. Именно на них и ссылается Любовь Куделина в своей записке Сергею Иванову: раз "Атлант-Союз" обещал провести реконструкцию "Чкаловского" за счет внебюджетных средств, пусть выполняет свои обязательства. Однако эта задача для авиакомпании оказалась непосильной, ибо она не собрала и шестой части требуемых средств.

С доводами Любови Куделиной министр обороны Сергей Иванов согласился, а в итоге переоборудование "Чкаловского" фактически сорвано.

ЭТО И ЕСТЬ ЭТАЛОН?

Между тем еще до упомянутой записки, чтобы не потерять времени, уже была развернута работа над проектом установки оборудования фирмы IDMAN, и проектно-сметную документацию практически полностью удалось подготовить, вложив в это немалые деньги. Вдобавок специализированная фирма "Аэролайт", идя навстречу настойчивым просьбам командования ВВС, развернула большой комплекс предварительных работ, не дожидаясь финансирования со стороны Минобороны, исключительно на энтузиазме, за счет своих средств.

Общий итог аэродромных злоключений выглядит таким образом: 2001 г. закончился для "Чкаловского" с нулевыми результатами, срок контракта, подписанного с фирмой IDMAN, истек, что делать дальше - неизвестно. Российских светосигнальных средств - огней высокой интенсивности - как не было, так и нет. В результате этого единственным выходом из патовой ситуации, чтобы как-то спасти положение и не прекращать эксплуатацию главного аэродрома Вооруженных сил в простых метеоусловиях, явилось решение развернуть полевой вариант системы светосигнального оборудования "Луч-4М". Однако надо отметить, что это оборудование весьма далеко от современных требований, поскольку создавалось в 1970-х гг.

На примере "Чкаловского" заметны следы общей порочной системы современного руководства Вооруженными силами - отсутствие желания при имеющихся скудных средствах создать хоть небольшие островки благополучия в армии и на флоте. Понятно, финансирование ВС сегодня оставляет желать лучшего. Но почему даже в этих условиях нельзя создать образцовые объекты, заявив при этом: "Вот оно, наше светлое будущее! По этим лекалам мы будем выравнивать всю военную организацию государства". Однако до сих пор во всех сферах вооруженных сил все одинаково отвратительно. Конечно, на таком фоне "Чкаловский", быть может, и выглядит неплохо. Но разве это и есть эталон для всех аэродромов ВВС?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
868
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1165
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
911
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
746

Другие новости