0
1784
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

05.04.2002 00:00:00

Второе пришествие шурави

Тэги: афганистан, кабул, шурави


Очевидец

НАШ САМОЛЕТ на подходе к Кабулу вошел в плотную облачность. Чтобы не врезаться в горы, командир решил подняться чуть выше. В результате над афганской столицей, лежащей в узкой долине, обрамленной со всех сторон горами, пришлось делать несколько кругов, чтобы сбросить высоту. Сделав последний разворот, самолет в крутом пике пошел к земле. Казалось, еще мгновение и все - конец. Буквально у самой земли командир выровнял машину, и она плавно коснулась бетонки кабульского аэропорта.

Сразу же бросились в глаза следы недавних бомбардировок американской авиации. Сожженные самолеты талибских ВВС, разбитые лайнеры афганской авиакомпании "Ариана", неработающие антенны приводных станций, лагерь миротворческого контингента из состава ИСАФ с развевающимися над ним флагами Великобритании и Франции, огромные "Русланы" какой-то украинской авиакомпании и транспортный туркменский Ил-76, из которых выгружалась техника миротворцев.

Перелет завершился. Теперь надо было решать вторую проблему - где жить. Водитель такси посоветовал остановиться в районе Вазир-Акбархан. Там жили в основном талибские начальники, и он практически не пострадал.

Город встретил нас шумной обыденной жизнью. Работали дуканы, пекарни, по улицам сновали старенькие такси желтого цвета. Среди них попадались "Волги" и "Москвичи-408". Удивительно, как афганцам удалось сохранить такие машины.

Не успели мы выйти из автомобиля у дома, где нам рекомендовали остановиться, как нас обступили афганцы. Узнав, что мы журналисты из России, сразу же послышалось: "Здравствуйте! Как ваши дела? Что нового в России?" Когда наши коллеги с телевидения достали камеру, каждый старался попасть в объектив и обязательно что-то сказать.

СОВЕТСКОЕ ПОСОЛЬСТВО

Утром следующего дня мы поехали в район Кабула, где когда-то было посольство СССР. Картина мрачная: практически одни разрушения. Как сказал сопровождающий нас переводчик-афганец, выпускник факультета журналистики МГУ: "Это наш Сталинград".

В самом здании посольства и в домах на его территории сейчас живут беженцы - около 30 тыс. человек, изгнанные талибами с родных мест. В основном из провинций Парван, Бамиан, Кундуз. Толпа собралась огромная. Благодаря охране из афганцев обошлось без каких-либо эксцессов.

Из рассказов трех племенных вождей картина примерно такая. Талибы, входя в кишлаки, заселенные непуштунами, в лучшем случае давали возможность взять только то, что семья могла унести. После этого дом сжигался или разрушался на глазах людей. В некоторых кишлаках юношей и мужчин, способных носить оружие, отделяли от толпы и также на глазах у всех казнили. Мальчуган 10 лет рассказал, как талибы обыкновенной пилой отпилили головы его отцу и деду.

Окружающие нас люди были одеты в какое-то рванье. На вопросы, когда и какую они получали гуманитарную помощь, все дружно ответили: "Один раз пшеницу. Мы не нужны нашему правительству".

Отношение к России нормальное. Старики время от времени бросали с упреком: "Зачем вы нас бросили в 1989 году? Вышли, и у нас даже перестал идти снег. Уже несколько лет в стране засуха. Вы пришли, снег снова появился. Передайте своему самому высокому амиру, пусть больше шурави от нас не уходят". Интересовались, сколько уже российских специалистов в Афганистане и чем они занимаются.

ШКОЛА "АЛЬ-КАИДЫ"

До 1992 г. в этом здании располагалось одно из подразделений Министерства безопасности Афганистана, во времена Раббани - какая-то структура безопасности. С приходом талибов там обосновалась одна из школ "Аль-Каиды".

На стенах до сих пор сохранились расписания занятий, правила поведения. Над входом в одно из помещений на четырех языках - арабском, пушту, узбекском и таджикском надпись: "Вход без специального пропуска строго запрещен". Остается только гадать, что могло быть там - или секретный отдел, или узел связи, а возможно, хранились деньги или наркотики. В этой комнате на полу мы нашли любопытную записку, своего рода финансовый отчет. Приводим ее дословно: "Джамшеду выдано 37 тыс. российских рублей, 8,2 тыс. евро, 421 тыс. пакистанских рупий, 2 млн. 200 тыс. афгани". Куда и на что пошли эти деньги - снова вопрос. Понятно одно - не на благие цели.

В другой комнате на полу разбросаны контрольные работы по стрелковой подготовке. В одной, написанной на узбекском языке, воспитанник школы, судя по всему, боевик из Исламского движения "Узбекистан", отвечает на вопрос по теме "ТТХ автомата Калашникова". Рецензия и оценка выставлены на арабском языке.

СОРБОЗ САЛИМ

Сорбоз (солдат. - Прим. авт.) Салим охранял нас в Кабуле и днем и ночью. Парень немногословный, лет 30-33-х. Воюет с 17 лет. До 1992 г. служил в армии Наджибуллы. С приходом талибов отсидел почти год в тюрьме, затем, выйдя на свободу, уехал в Талукан, где вступил в отряд недавнего своего противника Ахмад Шаха Масуда. Жену и пятерых детей видит лишь изредка. Некогда. Все забирает война.

По словам Салима, он видел многое. Но самые страшные годы его жизни приходятся на время правления талибов. Забрали его без каких-либо объяснений прямо на улице. В кабульской тюрьме заключенные спали на каменном полу. В лучшем случае изредка бросали им небольшую охапку соломы. Ежедневно избивали. Кормили раз в день: кусок лепешки и немного воды. Смертность среди заключенных была высокая.

Практически каждый день, за исключением пятницы, когда палачи отдыхали, проводились казни. Человек мог потерять голову за то, что когда-то учился в СССР или появился в городе без чалмы. Салим считает, что его спас Аллах, он уберег его от болезни и от топора палача. Из тюрьмы Салим вышел похожим на глубокого старика, и, появившись дома, никто из родных его не признал.

Салим показал все места, в которых проводились публичные казни. Они были практически в каждом районе города. Самые большие, массовые казни проводились на центральном стадионе Кабула. Там людям отрубали кому руку, кому ногу, кому голову в перерывах между футбольными матчами.

АБДУЛ ВАЛИД

Во времена правления талибов Абдул Валид оставался в Кабуле. Многочисленная семья его не имела средств бежать, как соседи, в Пешавар. Жил он в то время в районе Сара-Ходжа. На глазах у объятых ужасом людей талибы сожгли дома вместе со всем нажитым имуществом.

По словам Абдул Валида, тех, кто не разделял взгляды талибов, избивали, подвергали публичным наказаниям, бросали в тюрьмы и требовали выкуп за освобождение. Выкуп за любого человека, находящегося в тюрьме, составлял 3-4 тыс. пакистанских кальдаров или 50 американских долларов. Для афганцев это очень большие деньги.

Талибы запретили в Кабуле телевидение и массовые развлечения, закрыли школы. Цель у тех, кто стоял за ними, была одна - превратить афганцев в безмолвных рабов. Абдул Валид считает, что хозяевами талибов был Пакистан. Особым преследованиям подвергалась афганская интеллигенция и те, кто учился в СССР, знал русский язык. В результате большая часть интеллигенции была вынуждена выехать из страны. Теперь даже простую бумагу в каком-либо афганском министерстве написать грамотно большая проблема.

Абдул Валид убежден, что те, кто был связан с талибами и "Аль-Каидой", сбежали в Пакистан. Часть растворилась среди горожан и пока затаилась. Он считает, что если сейчас мировое сообщество не поможет его народу, в Афганистане может вновь произойти рецидив исламского радикализма.

По словам Абдул Валида, Усама бен Ладен очень богатый человек. На его деньги финансировались отряды талибов и "Аль-Каиды". Среди сторонников талибов он видел представителей других государств - выходцев из Пенджаба, пакистанцев, арабов, чеченцев, уйгуров, узбеков, суданцев. Это люди, для которых война стала смыслом существования и средством получения жизненных благ. Абдул Валид считает, что религия для них лишь прикрытие. Не может истинный мусульманин на словах говорить одно, а на деле разрушать мусульманские святыни. Люди, подобные талибам и боевикам из "Аль-Каиды", - посланцы дьявола, а не слуги Аллаха.

Пока до окончательной стабилизации в Афганистане далеко.

Кабул-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
956
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1289
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
988
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
818

Другие новости