Парадокс общественного сознания: всего за сто лет одежда цвета хаки перестала считаться символом военной службы. Ныне хаки воспринимается как эмблема силы, красоты и энергичного стиля жизни.
1848 г. Военная форма цвета хаки была впервые введена для отдельных подразделений британских войск в Индии. Ее изобрел майор Ходсон, выпускник Кембриджа, увлекавшийся живописью. Офицеру поручили командовать батальоном разведчиков и ловить бандитов. Однако последние издалека замечали красные мундиры английских солдат и скрывались. Майор нашел нестандартное решение для исправления положения: он переодел своих солдат в хлопковые костюмы цвета болотной тины. Слово "хаки" появилось благодаря фамилии индийского портного, который выполнил первый заказ. В 1849 г. первые 900 солдат были переодеты в хаки. После этого батальон Ходсона имел минимальные потери и достигал значительных успехов. Его командир сделал блестящую карьеру: уже через восемь лет стал генералом и возглавил пехотный корпус, который также попробовал переодеть в хаки. Но безуспешно. Более того - за самоуправство Ходсона отправили в отставку.
1899-1902 гг. Командование британских войск, серьезно страдавших от огня стрелков, вооруженных дальнобойными магазинными винтовками, на войне против буров (тогда независимые республики Трансвааль и Оранжевая, ныне входящие в состав ЮАР), было вынуждено переодеть в форму хаки всех солдат.
1906 г. Военная форма одежды защитного цвета принята в русской армии, понесшей, в частности, и из-за белых гимнастерок большие потери в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг.
1914 г. После начала Первой мировой войны форму цвета хаки получают почти все войска мира. Цвет хаки стал ассоциироваться исключительно с армией. Правда, французские солдаты и офицеры вплоть до окончания боевых действий в ноябре 1918 г. так и не расстались с мундирами и шинелями блекло-голубого цвета.
1960-е гг. Появление моды "сафари": рубашки и брюки цвета хаки полувоенного образца, предназначенные для охотничьих экспедиций. Хаки становится модным цветом среди представителей богемы: так, классик современной живописи Эндрю Уорхолл любит шокировать великосветскую публику, появляясь в хаки на званых приемах.
1986 г. Компания Levi Srauss & Со начала производить брюки цвета хаки для среднего класса. Примерно 20% всех мужских и 15% женских брюк, проданных в этом году, были цвета хаки.
1991 г. Компания Alcoa, одна из крупнейших компаний мира, впервые в истории бизнес-этики Запада узаконила для своих служащих возможность появляться на работе не в костюмах, а в обычных брюках. Цвет хаки был признан подходящим для официальных мероприятий. Ведущие модельные дома создают элегантные костюмы цвета хаки.
1997 г. Появляются первые модели брюк цвета хаки, рассчитанные на молодежь (baggy). Они оснащены большими карманами и широченными штанинами.
2002 г. Цвет хаки постепенно уходит из вооруженных сил. В большинстве армий мира полевая форма, как правило, - камуфляжная, а создатели парадных мундиров традиционно предпочитают яркие цвета. Появляется ткань хаки, которая обладает двумя уникальным свойствами: она грязеотталкивающая и ее не нужно гладить, используется для пошива модных брюк. В популярных журналах о некогда сугубо военной материи говорится следующее: "Хаки - это не просто цвет. Это эмблема силы, красоты и энергичного стиля жизни".
Александр ВИКТОРОВ
Публикация подготовлена на основе материалов агентства "Washington ProFile" и Военной энциклопедии.