0
864
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

15.11.2002 00:00:00

Не прорастай, трава забвенья

Игорь Родионов

Об авторе: Игорь Николаевич Родионов - член комитета Государственной Думы по делам ветеранов, генарал армии, министр обороны России в 1996-1997 гг.

Тэги: вов, солдаты, конфликты, судьбы


Аспект

НЕМНОГО осталось времени до того момента, когда мы будем праздновать 60-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Советский Союз потерял около 26 млн. человеческих жизней. Около 2 млн. солдат и офицеров пропали без вести. Судьбы многих до сих пор не установлены. Учитывая всемирно-историческое значение победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, президент России Владимир Путин подписал Указ "О подготовке и проведении празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" от 5 августа 2002 г. # 841, где предписано федеральным органам власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие в приведении в порядок воинских захоронений и мемориальных комплексов, в поиске и захоронений останков воинов, погибших при защите Отечества.

Тем не менее проблема установления судеб без вести пропавших советских и российских военнослужащих в годы Великой Отечественной войны и в послевоенных вооруженных конфликтах и поныне остается весьма острой. Мы не можем позволить себе, чтобы она растягивалась на десятилетия. Необходимо сделать все возможное, чтобы памятные слова "Никто не забыт и ничто не забыто" превратились в дело, чтобы память о героях-воинах хранилась свято в нашем народе, чтобы их имена знали потомки.

Государственная Дума в мае 2000 г. приняла специальное постановление и обращение "К президенту Российской Федерации об активизации работы по увековечению памяти защитников Отечества". В нем отмечалось, что государственные органы фактически свернули работу по поиску неизвестных воинских захоронений, имеются факты забвения могил и памятников погибшим (умершим) воинам. К сожалению, на это обращение так и не последовало должной реакции со стороны администрации президента России.

В феврале 2001 г. комитет Государственной Думы по делам ветеранов провел круглый стол, где были рассмотрены проблемы поискового движения, рассмотрена концепция новой редакции проекта федерального закона "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".

Учитывая актуальность этой проблемы не только для родных и близких пропавших без вести, но и для всей России, всего общества, в обращении ставился вопрос о создании постоянно действующего органа, наделенного властными государственными полномочиями и финансовыми средствами, основными задачами которого являлось бы установление судеб без вести пропавших граждан не только в годы Великой Отечественной войны, но и в других военных конфликтах, которых было немало за послевоенную историю нашего государства.

Вопрос увековечения памяти погибших при защите Отечества был затронут комитетом и на парламентских слушаниях в апреле 2002 г. по теме "О ходе выполнения государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.". Но федеральные органы власти не принимают (или не хотят принимать) должных мер для ее решения. Однако нам нельзя уподобляться "иванам, не помнящим своего родства". История этого, полагаю, не простит.

В связи с этим напрашивается вопрос: что делать? По моему мнению, надо продолжить работу с организационных основ, так как отсутствие организующего и координирующего органа, обладающего властными полномочиями, - основная причина медлительности и нерезультативности поиска и установления судеб без вести пропавших военнослужащих. Где этот орган будет организован - в президентских или правительственных структурах, - не суть важно. Есть, в частности, предложение вменить эти функции Комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести при президенте России.

Для начала необходимо решить вопрос с наделением такого органа финансовыми средствами из федерального бюджета и укомплектовать ответственными кадрами - патриотами России. Затем ускорить создание необходимого нормативно-правового обеспечения этой работы - поручить Государственной Думе ускорить рассмотрение и принятие в первом чтении новой редакции проекта федерального закона "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". В этой связи Минфину, Минэкономразвития России представляется целесообразным предусмотреть средства на меры по поиску без вести пропавших для министерств и ведомств, осуществляющих эту работу.

Нам крайне необходимо создать справочно-информационную систему о защитниках Отечества, пропавших без вести, в силовых министерствах и иных органах федеральной власти, с тем чтобы их родственники могли точно знать, где они погибли и где находятся их останки. Сейчас близкие и родные вынуждены обращаться с запросами в различные архивные службы, фонды. Например, фонд "Народная память" обладает только частью данных о без вести пропавших воинах в Великой Отечественной войне. На сбор информации требуется слишком много времени. Координировать эту работу должно, по моему мнению, Минобороны России.

Вызывает беспокойство положение с рассекречиванием документов Великой Отечественной войны. По этому поводу издано пять приказов министра обороны России, но дело движется медленно. В связи с отсутствием бюджетного финансирования такая работа проводится только внештатными экспертными группами. Как известно, Федеральный закон "О государственной тайне" (статья 13) определил, что срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. На наш запрос Росархив России ответил, что такая ситуация сложилась в связи с тем, что до настоящего времени отсутствует нормативный документ, регулирующий порядок рассекречивания архивных документов. Пора, наверное, разобраться со сложившейся ситуацией и разрешить ее должным образом.

Мы не должны забыть о многочисленных памятниках и могилах советским воинам, павшим смертью храбрых, без вести пропавшим на полях сражений вдали от Родины, освобождая другие страны от фашизма, выполняя свой воинский и интернациональный долг в локальных вооруженных конфликтах. Это задача Министерства иностранных дел России, ассоциации "Военные мемориалы", силовых министерств и ведомств. И здесь опять-таки многое зависит от выделения на это финансовых средств из федерального бюджета.

Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе - о роли поисковых движений в деле установления судьбы без вести пропавших военнослужащих. Такие поисковые отряды сегодня имеются во многих субъектах Российской Федерации. Они, по моему мнению, должны являться школой мужества и патриотизма для юных граждан страны. Пока же по своему статусу - это общественные объединения. Для окончательного решения задачи установления судьбы без вести пропавших в ближайшие 10-15 лет их сил будет явно недостаточно. В связи с этим, возможно, надо пойти по пути организации на этой базе или отдельно отрядов альтернативной гражданской службы, которые будут осуществлять комплексный поиск без вести пропавших, их захоронение и мемориальные работы.

Проблема эта - государственная, и решать ее надо по-государственному.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1479
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3808
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2137
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2402

Другие новости