ТУРИСТАМ живописный, раскинувшийся среди Баварских Альп немецкий городок Обераммергау известен изделиями мастеров резьбы по дереву, художественной росписью зданий и пасхальными представлениями. Знатокам истории - тем, что в годы Второй мировой войны в нем располагались завод и конструкторское бюро "Мессершмитта". Военные же знакомы с Обераммергау по школе НАТО (штаба верховного главнокомандующего объединенных сил НАТО в Европе).
Данная школа была создана в 1953 г. для подготовки военного и гражданского персонала стран Североатлантического альянса и сегодня представляет собой совокупность краткосрочных (недельных) курсов, на которых слушатели, в частности, изучают: базисную ориентацию НАТО, процедуры защиты от оружия массового поражения, методы ведения радиоэлектронной войны, опыт миротворческих миссий и военно-гражданского сотрудничества, урегулирование кризисов, чрезвычайное гражданское планирование и т.д. С начала 90-х годов на некоторых курсах проходят обучение и представители государств - участников программы "Партнерство ради мира".
Так, в феврале текущего года это военно-учебное заведение посетили шестеро российских студентов-третьекурсников с факультета мировой политики Института США и Канады. Будущие специалисты по вопросам международной, военной, информационной, психологической и экономической безопасности не без интереса прослушали курс "Европейское сотрудничество в области безопасности".
ЭЛИТАРНОЕ "ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ"
С первого же дня положительное впечатление на российских ребят произвела дружественная атмосфера знакомства, царившая среди шестидесяти посланцев разных стран. Хотя большую часть новоприбывших "курсантов" составляли старшие офицеры из стран Североатлантического альянса в возрасте около 40-45 лет, двадцатилетним москвичам как-то сразу дали понять, что они такие же слушатели школы, как и все остальные. Это, естественно, подкупало. Кроме того, россиян, привыкших к тому, что у них на Родине слово "офицер" давно и прочно ассоциируется с такими понятиями, как "бомж" и "бедный родственник", поражало повсеместное отношение всех европейцев к собственным майорам-полковникам как к интеллектуальной элите общества. Тем паче что эта самая элитарность натовских офицеров отчетливо сказывалась в манерах, речи, поведении - буквально во всем.
Все занятия были отлично организованы. За день преподаватели обычно успевали прочитывать до пяти лекций, которые доводились до слушателей в очень живой, весьма понятной и ненавязчивой форме. Для этого, как правило, в обязательном порядке использовали слайды, видеосюжеты, комиксы. Считалось нормальным задавать вопросы преподавателю, причем не только по ходу лекций, но и после них в неформальной обстановке - к примеру, за ужином. Два раза в школе проводились семинары, для проведения которых администрация курса делила слушателей на группы по 10 человек. При этом влияние руководителей школы было минимальным и сводилось лишь к организаторским функциям: слушатели самостоятельно готовили совместные групповые отчеты, выводы из которых обнародовали на итоговом занятии. Все занятия велись на английском языке и без переводчиков, однако ни разу не случилось такого, чтобы какой-либо лектор читал исключительно по бумажке и на плохом английском.
В Обераммергау был представлен максимально широкий спектр мнений: лекции читали специалисты из НАТО, а также важные государственные чиновники и ученые-политологи из стран Западной и Восточной Европы, США, Египта, Израиля. И лекции, и семинарские дискуссии в смысловом отношении сводились к тому, что мир стал единым, международная безопасность неделима, а посему страны-партнеры должны совместными усилиями отражать всевозможные мировые угрозы.
Но, отправляясь в Обераммергау, наши ребята никак не рассчитывали, что им придется не только слушать, но и делиться знаниями - ведь даже программа занятий заранее была им неизвестна. Однако уже в конце первого дня занятий американец - координатор курса предложил одному из членов российской делегации - Владимиру Трибрату - выступить на следующий день вместо некоего британского профессора, который готовил лекцию по теме "Российское видение системы безопасности в Европе", но застрял из-за обильных снегопадов где-то в Шотландии. Естественно, Владимир сразу же согласился, тем более что студенты были даже несколько возмущены тем, что изначально читать лекцию о государственной политике России должен был иностранец, а не российский ученый или чиновник МИДа. В конечном итоге все были довольны: студенты - тем, что своим выступлением они как бы скорректировали ситуацию, администрация - что закрыла "окно".
Сообщение длилось где-то 25 минут. В нем Владимир Трибрат не забыл обозначить вероятные области сотрудничества России и НАТО: борьбу с терроризмом, обмен развединформацией (в рамках этой борьбы), модернизацию оружия в странах бывшего Варшавского договора, военно-технические возможности России в миротворческих операциях, в строительстве общеевропейской ПРО. Откровенное удивление слушателей (наконец-то осознавших, что московские студенты обладают недюжинными познаниями как в военной, так и в политической и экономической сферах) постепенно сменилось доброжелательным интересом к сказанному русским. Со стороны американцев, датчан, испанцев посыпались вопросы, зачастую выходящие за рамки обсуждаемой темы.
ДИСКУССИИ
Когда россияне расходились по семинарским группам, у многих из них появлялись мысли наподобие: "Посижу, послушаю, что там говорят господа военные, а сам воздержусь..." Но, как оказалось, отсидеться молчком в ходе дискуссий никому не удалось, разговор с иностранными военными шел абсолютно на равных, хотя последние и занимались предметами обсуждений практически всю жизнь. Наши студенты также воочию убедились, что НАТО далеко не столь монолитная организация, как это могло показаться на первый взгляд.
Как правило, на семинарах европейцы и американцы несколько настороженно выслушивали друг друга, почти всегда находя, о чем между собой поспорить. Если европейские высокопоставленные чиновники и военные, обсуждая, допустим, детали или стратегию развития Североатлантического альянса, часто сетовали на то, что Соединенные Штаты часто не считаются с позицией других государств, то их заокеанские партнеры по военному блоку использовали любую удобную возможность, дабы напомнить о том, что НАТО без США - "беззубая" организация, не имеющая военного компонента. Так, когда в одной из групп завязалась очередная дискуссия об односторонних действиях США по отношению к своим союзникам в Европе, один из американских полковников и вовсе откровенно заявил: "У нас есть возможность так действовать, поэтому мы будем так действовать!" О России же и лекторы, и слушатели говорили лишь как о возможном союзнике и партнере Запада в войне против терроризма. Натовцы не раз давали понять, что они более чем трезво оценивают нынешний российский военный потенциал.
Сами же москвичи в целом произвели вполне благоприятное впечатление на большинство слушателей, причем один из студентов - Дмитрий Богданов - даже был избран председателем семинарской группы. Единственными делегатами, которые не скрывали своего откровенно неприязненного отношения к русским, были прибалты. Так, латыш с литовцем возмутились чуть ли не с первых же минут семинара: "Почему русский председательствует в группе, тем более студент?" Эстонец, правда, молчал - позже выяснилось, что он просто не владеет английским. (Русский же язык знали все трое, но демонстративно избегали на нем разговаривать.)
Особенно усердно наши ближайшие приграничные соседи сыпали высказываниями о Чечне: "русские не правы", "чеченские партизаны в горах - не террористы, а борцы за свободу" и, наконец, "если там существует конфликт и умирают люди, давайте введем туда иностранный военный контингент". (И это несмотря на то, что на лекциях Чечня упоминалась лишь в контексте борьбы с терроризмом наряду с такими горячими точками планеты, как Балканы и Афганистан.) К чести Дмитрия, он достойно отметал всю эту словесную шелуху. "Давайте, спросим испанского коллегу о проблеме басков", - предложил председатель группы, и все присутствовавшие повернулись к испанцу. Однако тот отшутился, что служит в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, давно не был дома, следовательно, о ситуации в его стране сейчас ничего не может сказать. "Жаль, что в нашей группе нет англичанина, а то бы мы его тоже спросили, что он думает об ИРА, например", - подвел итог этой бесплодной дискуссии наш соотечественник.
РУССКАЯ АНОМАЛИЯ В АЛЬПАХ
По прибытии в школу НАТО россияне поначалу удивлялись, как это европейцы и американцы при всех имеющихся у них разногласиях умудряются не только не порывать окончательно друг с другом, но даже договариваться? Затем уже поняли, что огромная заслуга в этом - наличие их личных контактов. К примеру, из десяти военнослужащих США - слушателей курса - кто-то неоднократно бывал в Европе, кто-то вообще подолгу служил в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. В то же время практически все эти майоры-полковники впервые в жизни общались с русскими, признаваясь студентам, что до этого они черпали информацию о России преимущественно из американских СМИ, которые до сих пор навязывают далеко не положительные стереотипные представления о постсоветском государстве. Появление в Обераммергау образованных молодых ребят из Москвы стало для седоволосых служак настоящим открытием, некой аномалией, изменившей их собственные представления о русских людях. Студенты же несколько по-иному оценивали значимость состоявшейся поездки и личных контактов: "Мы ведь изучаем Соединенные Штаты и НАТО не для того, чтобы туда уехать, но чтобы достойно вести с ними переговоры, зная их внутриполитические и внешнеполитические особенности..."