0
1303
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

16.05.2003 00:00:00

Ретромобили на Красной площади

Тэги: красная площадь, парад, автомобиль, ретро, минобороны


ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ по Красной площади командующего парадом войск Московского гарнизона, а также для главы военного ведомства, обычно принимающего парад, предназначены кабриолеты ЗИЛ-155В. Эти автомобили и их водители могут о многом рассказать при более внимательном на них взгляде.

АВТОМОБИЛИ

Впервые кабриолеты ЗИЛ-115В были представлены общественности в далеком 1981 г. Парадный автомобиль ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В по заводской индексации) был создан на базе серии моделей ЗИЛ-4104. От своих предшественников кабриолет отличается прежде всего укороченной на 580 мм базой. Стоит отметить, что кабриолеты собирали практически вручную в спеццехе завода им. Лихачева примерно до 1985 г., когда произошло очередное обновление "модельного ряда" правительственных автомобилей.

Модель ЗИЛ-41044 оснащалась восьмицилиндровым V-образным карбюраторным двигателем рабочим объемом 6,96 литров. Мощность его достигала 305 л.с. Мотор агрегатировался с гидромеханической трехступенчатой автоматической коробкой передач и оснащался двумя системами зажигания - рабочей и аварийной. Имеется два аккумулятора, два бензонасоса и две электрические цепи, две выпускные системы с тремя глушителями каждая. У ЗИЛ-41044 отсутствует правое переднее сиденье, а в центре салона установлена тумба с поручнем. Кроме этого автомобиль оборудован блоком микрофонов и радиостанцией, антенны которой расположены на задних крыльях кабриолета. На начало 1980-х гг. ЗИЛ-41044 представлял собой далеко не последнее слово среди автомобилей своего класса.

Сегодня в гараже Министерства обороны осталось всего три кабриолета ЗИЛ-41044, один из них является резервным. Точное количество выпущенных на заводе ЗИЛ кабриолетов неизвестно. Что касается минобороновских машин, то они уже далеко не молоды - им пошел 23-й год. Несмотря на свое безупречное техническое состояние и безукоризненный внешний вид, кабриолеты давным-давно устарели морально. В мировом автомобилестроении сменилось уже несколько эпох, а отечественные министры обороны более двадцати лет выезжают из ворот Спасской башни Московского Кремля все на одной и той же машине. Сегодня этим автомобилям впору уже открывать парады автомобильной старины, а не служить главным авто для глав военного ведомства. Конечно, хорошо, что министр обороны пользуется отечественной автотехникой, но, впрочем, всему есть предел. ЗИЛ-115 в этом плане достаточно яркий показатель состояния отечественного автопрома, который начинает пропускать крупнейшие мировые автосалоны последних лет, ибо показывать России откровенно нечего, а говорить о российских концепт-карах пока даже не приходится.

Справедливости ради надо сказать, что возраст парадного автомобиля министра обороны находится в полной логической взаимосвязи со сроками службы большинства образцов вооружения и военной техники в Вооруженных силах. В своем огромном большинстве оно было создано еще при советской власти. То есть в этой сфере налицо все признаки органичного единства в оснащении всей армии и ее руководящего состава. В частности, за последние пятнадцать лет в армию новые машины практически не поступали, и не будет большим преувеличением сказать, что весь автопарк Российской армии требует замены. Так что тут как раз тот случай, когда верхи и низы едины - новой техникой не располагают ни те, ни другие.

Безусловно, и военному ведомству надо следить и за автомобильной модой. Раз в три года обновлять автомобиль - неписаное правило даже среди представителей среднего класса, не говоря уже об элите государства, к которой бесспорно относится министр обороны России. Впрочем, нельзя исключать, что сегодня задача создать новый парадный автомобиль и тем более способность своевременно отслеживать все новинки автодизайна - вещи, совершенно неподъемные для российских авторазработчиков и отечественной промышленности в целом. После того как кабриолеты ЗИЛ-115В окончательно исчерпают свой ресурс, вполне возможно, главе военного ведомства придется пересаживаться на коня или на иномарку. Впрочем, похоже, подобная судьба ожидает в обозримом будущем не только седоков парадных автомобилей, но и значительную часть экипажей самолетов, надводных кораблей и подводных лодок.

ПОДПОЛКОВНИК ВМЕСТО ЕФРЕЙТОРА

За рулем кабриолетов ЗИЛ-115В 9 мая 2003 г., как и на предыдущих парадах, находились подполковники - по некоторым сведениям, заместители начальника автобазы Минобороны ВС РФ. Для начала заметим, что во всем Объединенном штабе НАТО в Европе всего четыре служебных автомобиля - командующего, начальника штаба, посла и "гостевая" - для посетителей особо высокого ранга. Все остальные военные в штабе НАТО как-то обходятся без служебного автотранспорта. Российскому же Минобороны без целой автобазы никак нельзя.

По логике, во время главного смотра войск за руль парадного автомобиля во избежание каких бы то ни было афронтов надо усадить непременно высококлассного водителя-профессионала. То есть специалиста, имеющего большой стаж практической работы и ежедневно проводящего за рулем не менее шести-семи часов рабочего времени. Иными словами, это должен быть автопрофи самой высокой пробы.

Возникает вопрос, отвечает ли подобным критериям старший офицер Вооруженных сил? В частности, может ли быть высококлассным водителем-профессионалом армейский подполковник? Подполковник в любых вооруженных силах - это или командир подразделения (батальона-дивизиона), или офицер, находящийся на штабной (административной, преподавательской) работе. Иными словами, водить автомобиль ему некогда, и при любом раскладе шести-семи часов рабочего времени, которые надо ежедневно уделять совершенствованию своего водительского мастерства, у подполковника нет.

Если же старший офицер столько времени каждый день проводит за "баранкой", то в этом случае он объективно не может командовать подразделением или же выполнять любые другие обязанности по военной службе в соответствии с присвоенным ему званием. Словом, при подобной загруженности шоферскими обязанностями подполковник не будет иметь никакого, даже морального права именоваться подполковником.

Впрочем, эта коллизия достаточно точно соответствует состоянию нынешнего российского офицерского корпуса. Если обязанности водителей выполняют подполковники и тем более если они оттачивают свое шоферское мастерство в рабочее время, то это более чем наглядно говорит о том, что подполковников в Российской армии столько, что их нечем занять, и они выполняют функции ефрейтора-сверхсрочника. По большому счету это верно, поскольку и сегодня в Вооруженных силах Российской Федерации на редкость искаженная картина процентного соотношения между рядовыми, сержантами и офицерами. Из общей численности армии и флота России офицеры в настоящее время составляют около половины, причем 50% из этой половины - старшие офицеры. Напомним, нормой армий индустриально развитых стран Запада считается, когда офицерский состав составляет не более 10-12% от общей численности ВС.

Впрочем, в современной Российской армии вполне возможен вариант, при котором подполковник совершенствует свое водительское мастерство, занимаясь ночным извозом. Иными словами, днем он руководит подразделением, а в темное время суток нещадно "бомбит" москвичей. "Ночная бомбежка" составляет существенную прибавку к семейному бюджету офицера, иногда значительно превышающую денежное довольствие. Хотя армейская "получка" и немного подросла за последнее время, все же ее размер относительно сытно жить служивым пока не позволяет. Не должен подполковник в нормальных Вооруженных силах челноком сновать ночами по проездам и переулкам Москвы в целях снискания хлеба насущного, а днем успешно руководить своим подразделением.

В итоге ситуация, при которой старший офицер находится за рулем даже "парадного" автомобиля, свидетельствует скорее о тяжелом нездоровье Вооруженных сил России, чем об их благополучии. Зачем же выставлять все это напоказ именно на военных парадах так же, как и автомобили-ретро, символизирующие скорее день вчерашний, если не позавчерашний? Или мы такие, как есть, и не смущаемся примет своей отсталости даже на помпезных мероприятиях?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
543
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
636
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
867
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
587

Другие новости