0
1973
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

18.07.2003

Карьера летчика

Тэги: афганистан, война, падалка, авиация

Леонид Алексеевич Мазырин - журналист.

...В тот декабрьский день 1993-го в Ростове-на-Дону случилось такое, чего тогда никто и предполагать не мог. Трое мужчин в масках ворвались в середине дня в гимназию (бывшую 25-ю среднюю школу). Действовали нагло и безжалостно. Постреляв в потолок, чтобы нагнать страху, они взяли в заложники 15 мальчиков и девочек 9-го класса вместе с учительницей Людмилой Сельховой. Под дулами автоматов вывели их во двор и загнали в захваченный автобус, охраняемый четвертым сообщником. Бандиты потребовали вертолет с экипажем для полета в Иран, рацию, еду и сигареты. А позже еще и 10 млн. долл.

Чтобы избежать жертв, требования решено было удовлетворить.

ГЕРОИ РОССИИ

Пятерых заложников преступники все-таки вскоре отпустили. Затем, когда в Минводах им доставили мешки с "зеленью", по просьбе и настоянию пилотов освободили и остальных пленников. Теперь в руках всесильного Мусы, как он себя называл, и его подручных остались лишь члены экипажа вертолета - командир эскадрильи Валентин Падалка и штурман Владимир Степанов. Они добровольно взяли на себя миссию бог знает с какими последствиями...

Ведь бандиты чувствовали себя хозяевами положения, у них были автоматы и гранаты, они постоянно угрожали: если что не так, взорвут вертолет вместе с экипажем. Почти четверо суток, находясь под прицелом преступников, практически без отдыха, находясь на пределе человеческих возможностей, пилоты по требованию захватчиков то кружили над каким-то городом, то делали виражи, то опускались чуть не до самой земли, то находились на "отстое". Бандиты, сбросив маски, поочередно отдыхали парами, не спуская глаз с офицеров. Судя по всему, их главарь искал возможность дать кому-то сигнал о себе и своем местонахождении.

Ночь, позади остались уже более тысячи километров. Вдруг обороты винта стали падать... Боясь за потерю десятимиллионного долларового богатства, преступники согласились на посадку в поле. Здесь они спрыгнули на пашню, разделились на две группы и скрылись в лесу. Но вскоре их захватили вместе с "добычей", а суд воздал им по заслугам...

В апреле 1994 г. за проявленное мужество, находчивость при исключительных обстоятельствах Валентин Падалка и Владимир Степанов были удостоены звания Героев Российской Федерации.

"БУДУ ТОЛЬКО ЛЕТЧИКОМ!"

Валя Падалка, паренек из хутора Задонский Азовского района Ростовской области мечтал стать летчиком с детства. Школу закончил с достойными оценками. Однако барьер на пути в курсанты Ейского авиационного училища нежданно-негаданно поставили ему медики. Но духом он не пал и от мечты своей не отрекся. Чтобы не терять даром времени, отправился в Ростовский аэроклуб ДОСААФ.

Учеба давалась Валентину легко, потому что занимался с таким желанием, словно хотел познать весь неизведанный мир вертолетного царства. Особенно интересно было, когда стали готовиться к прыжкам с парашютом, к самостоятельным полетам на Ми-1. Повезло и с учителями: инструктор Виктор Карасев - опытный летчик, покоривший на вертолете не одну спортивную высоту; командир звена Анатолий Баглюк - мастер высокого класса, тонкий психолог и опытный педагог внушал подопечным уверенность в успех полета, будто гипнозом снимал боязнь и страх перед неудачей.

Переподготовку на Ми-4 Валентин прошел в Богодуховском учебном авиационном центре. Только на этом он не собирался ставить точку. Когда узнал, что может продолжить учебу в Саратовском высшем военном авиационном училище, рад был безмерно. Окончил его в 1980-м. Летал на вертолетах Ми-8Т.

Служить лейтенант Падалка отправился в Южную группу войск. В отдельном транспортном вертолетном полку его назначили летчиком-штурманом. Потекла напряженная работа. Надо было не только отлично управлять винтокрылой машиной, но и владеть искусством применения ее бортового оружия для поражения противника. Серьезной проверкой оказались крупные учения "Щит-84". За инициативные решительные действия и высокую профессиональную подготовку 24-летнего капитана наградили медалью "За боевые заслуги".

Здорово все-таки: мирное время, а заслуги у него "боевые". Как тут не уверовать в свой талант!

Не знал еще Падалка, что главные и по-настоящему боевые экзамены у него впереди.

ИСПЫТАНИЕ БОЕМ

В знойный июльский день 1986 г. группа летчиков прибыла в Баграм. Находился среди них и командир звена капитан Валентин Падалка...

...Первый вылет в Афганистане он не забудет никогда. Поступила команда: поднять пару Ми-8 и забрать раненых из района боя. В воздух машины поднялись в два часа ночи. Прошли по ущелью, поднялись на высоту 5000 м, приблизились к точке приземления и запросили по радио обозначить световыми сигналами площадку. Ответ обескуражил: сделать это нельзя, душманы тут же накроют огнем.

Как быть? Что предпринять?

Вспоминает Валентин Падалка: "С пяти тысяч метров до трех тысяч снизились без приключений. Ниже - сплошная тьма. Вел машину по приборам. Даю команду борттехнику Сергею Федягину перебраться в заднюю часть вертолета, открыть люк и пускать осветительные ракеты. Каждую - только по моей команде. Перед самой посадкой за несколько секунд удалось разглядеть площадку. Только ее коснулись колеса, все опять погрузилось в темноту, но душманы нас-таки засекли, и в следующее мгновение рядом разорвалась мина... Но раненых мы погрузили и благополучно вывезли".

- А как же вы высаживали десанты в горах, ведь там порой даже пятачок подходящий найти трудно?

- Находчивость выручала. Присмотришь, бывало, мало-мальски подходящее место и рад. Левую и переднюю стойки приткнешь к надежной опоре, а правая висит.

- Часто случались неожиданные вылеты на задания?

- Чуть ли не каждый день. Вот характерный пример. Как сейчас помню 15 января 1988 года. Тогда душманы заключили с нашим командованием так называемое временное перемирие. Ну, думаем, хоть выспимся вдоволь. Выпили по стопке, поужинали и в 23.00 улеглись. Часа через два звонит командир (эскадрилья была придана тогда десантно-штурмовой группе) и говорит: "Готовь свою пару, "вертушки" для прикрытия - и срочно в Чарикарскую долину..."

Там душманы внезапно напали на советскую базу. Она была охвачена сплошным пламенем. Горели склады, горючее, техника... Огневые точки противника мы подавили. Но как приземлиться, где? Посоветовал по радио дать либо зеленый сигнал, либо ярко-оранжевый, чтобы выделялся на фоне пожара. На земле зажгли сигнальную мину. Сели удачно, между двумя горящими объектами. Правда, раскаленные осколки летели, словно рой светляков. И, кажется, все - именно в твою машину, в тебя. Однако все обошлось: и сами уцелели, и раненых спасли...

...Между прочим, недавно полковнику Падалке снова довелось побывать в Афганистане. И вот как это было...

...Уже с полмесяца находился Валентин Анатольевич в отпуске, как вдруг поступил приказ главкома ВВС: немедленно вернуться на службу. Генерал-полковник Владимир Михайлов распорядился разобрать вертолет Ми-8, погрузить его на "Антей" и вместе с экипажем в срочном порядке перебросить, как говаривали когда-то, "за речку". Здесь Падалке поручили доставлять министра обороны РФ и министра обороны Афганистана, других военачальников высокого ранга в различные регионы страны. Вылетали не раз, в том числе в те места, куда полтора десятка лет тому назад сначала капитан, а потом майор Падалка отправлялся для выполнения боевых задач...

Впрочем, и теперь приходилось нелегко: полеты зачастую проходили в непростых метеоусловиях, порой создавали экстремальную обстановку противники нового режима.

МИРНЫЕ БУДНИ...
ТАК СКАЗАТЬ...

Через все горячие точки прошел после Афгана Валентин Падалка. Участвовал и в обеих чеченских кампаниях. К двум его "афганским" орденам прибавились другие государственные награды. А еще он перевозил пострадавших в госпитали и больницы после землетрясения в Армении в 1988-м, спасал попавших в беду людей из затопленных населенных пунктов во время наводнения на юге России в прошлом году.

Конечно, в последних двух случаях была не боевая работа, но психологические нагрузки при этом выпадали тоже чрезмерные. Летали-то в чрезвычайных условиях, а потому требовалась филигранная точность в действиях экипажей. Следя по телевизору за происходящими драматическими событиями, видя, что приходится делать вертолетчикам, мать Героя Анастасия Михайловна сочувственно вздыхала, а при встрече наказывала сыну, чтобы летал поосторожней, не рисковал.

Летать поосторожней... Сколько бывает подобных советов и от жены, от дочерей! Их понять можно. Но где она, эта грань между риском и расчетливостью? Лишь предельное напряжение человеческих возможностей позволяет пилоту осваивать высоты летного мастерства, овладевать командирским опытом.

Без полной самоотдачи мало где удастся достичь профессионального совершенства, тем более - в авиации. А ему подвластны сегодня не только милевские машины, но и палубный вертолет Ка-27. Он стал летчиком-снайпером. Удостоен звания "Заслуженный военный летчик Российской Федерации." Не обделен, как говорится, и должностью - старший инспектор прославленной 4-й армии ВВС и ПВО, отметившей недавно свой шестидесятилетний юбилей...

Вот только Герой России отнюдь не считает, что добился в жизни всего-всего и имеет право почивать на лаврах...


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пентагон попал под удар

Пентагон попал под удар

Владимир Иванов

В Стратегии национальной обороны США обнаружены серьезные недостатки

0
1714
Москва по-прежнему цель номер один

Москва по-прежнему цель номер один

Александр Бартош

США, НАТО и ЕС рассматривают гибридную войну против России как объединительный геополитический проект Запада

0
1035
Две народные войны

Две народные войны

Сергей Самарин

0
858
Американцы пугают нефтяных экспортеров антикартельным законом

Американцы пугают нефтяных экспортеров антикартельным законом

Ольга Соловьева

В случае прямого конфликта Штатов с ОПЕК цена барреля обвалится ниже 30 долларов

0
2130

Другие новости

Загрузка...
24smi.org