ВПЕРВЫЕ военные наблюдатели ООН появились в Палестине в 1948 г. По ряду причин в течение последующих 25 лет военных наблюдателей (ВН) от СССР в ООН не было. Операции ООН по поддержанию мира со стороны Советского Союза подвергались жесточайшей критике. Однако в октябре 1973 г. в ходе четвертой арабо-израильской войны произошел глубокий дипломатический прорыв.
"ПОСЛАТЬ!"
Наша дипломатия активно поддержала миротворческие операции ООН на Ближнем Востоке. Были созданы Чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС-2), а количество ВН в Органе ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) увеличилось до 300 офицеров, представлявших 17 стран.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев в Москве на Конгрессе миролюбивых сил 25 октября 1973 г. заявил о том, что мы на Ближний Восток наших людей уже послали. Как говорится, все шло хорошо, пока в это дело не вмешался Генеральный штаб (ГШ). В результате был потерян целый месяц. Первая группа состояла из офицеров, не знавших языка. Из этой группы остались майоры и капитаны, владеющие английским языком, и один полковник - всего 12 человек, а через пять дней после их зачисления (25 ноября 1973 г.) срочно прислали еще 24 офицера (30 ноября).
Мне пришлось готовиться в миротворцы дважды. Из Военного института выделили дюжину курсантов-переводчиков, меня и Алексея Минаева назначают старшими. Инструктаж длится целый день, его проводил ответственный работник МИДа из отдела международных организаций Фулькин. После обеда и длительного перерыва нам сообщили, что все мы отправляемся по своим частям до особого распоряжения. Как выяснилось позже, этот вариант не прошел.
Я отправился в Военный институт продолжать службу. Вскоре сдал кандидатские экзамены по философии и итальянскому языку. О миротворчестве как-то забылось, дальше наступила проза жизни. Получаю задание поехать в Болшево и разыскать древесно-стружечные плиты для института. Однако в воскресенье все переменилось. Звонит дежурный по институту и предлагает в понедельник утром явиться на Арбат.
На Арбате собрали десятка три новых офицеров. Отобрали 24 человека. Нас готовят в миротворцы в течение трех дней. Повторно слушаю выступление мидовца Фулькина. В вечернее время повезли на вещевой склад в Подмосковье, выдали обмундирование, спальный мешок, нож, бинокль и компас. Изобрели для нас и форму одежды с солидным нарукавным знаком (здесь ГШ не подкачал).
А что же происходило на Ближнем Востоке и в ООН? Офицеры, прибывшие в Египет, считаются гостями президента Садата в течение месяца, в миротворчестве не участвуют. При появлении в Контрольном центре ООН им было сказано, что полковники здесь не нужны, так как самый старший здесь майор, а вот капитанов они с удовольствием возьмут.
Наш представитель в СБ ООН Яков Малик срочно шлет в Политбюро и министру обороны письмо с требованием немедленно заменить посланную в Египет группу. Аналогичное письмо направляет и посол из Каира.
ГШ продолжает настаивать на своем и шлет в ООН письмо с предложением послать комбатов и комрот с переводчиками. Из ООН приходит ответ о том, что переводчиков в ОНВУП на БВ нет и не будет.
В Главное управление кадров МО приходит бумага с резолюцией Брежнева: "Послать!" Сразу появляется приказ подобрать и подготовить офицеров из всех родов войск, владеющих английским языком и имеющих водительское удостоверение. Планировалось провести занятие в Рязанском десантном училище и там сдать зачет по вождению автомобиля. За неимением времени Рязань отпала, а зачет по вождению мы сдали в Таманской дивизии. Нам подготовили обычные заграничные паспорта, но вскоре переделали на дипломатические. Зашел и разговор о деньгах, но нас резко оборвал большой начальник, заявив, что в такое важное время денежный вопрос уходит на второй план.
В результате настойчивой работы нашей дипломатии впервые по решению СБ ООН 36 советских офицеров были включены в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине. Первая группа в составе 12 человек приступила к выполнению миротворческой миссии в Египте, в зоне Суэцкого канала, 25 ноября 1973 г. Этот день и принято считать началом активного миротворчества в СССР и России. Предлагается назвать этот день Днем миротворцев.
В 2003 г. исполняется 30-летие этого события. Цифра 36 была взята не случайно. Шведов в ОНВУП было 36, и наши дипломаты потребовали максимальное количество - 36 мест, а поскольку американцы уже были представлены в этой организации, то их число было доведено также до 36.
Взлетаем 30 ноября 1973 г. с Чкаловского аэродрома, самолет берет курс на Каир. На борту - 24 человека. Среди нас было много опытных офицеров, некоторые побывали во многих странах. Мой сосед побывал в 18 странах, владел английским и французским языками. Некоторые офицеры до этого участвовали в боевых действиях и имели награды.
Мы в полете, впереди Египет, неизвестность, голубые каски, ответственное задание Родины и фронтовая романтика. А наши товарищи уже в голубых беретах находятся на переднем крае между двух огней на вахте мира под флагом ООН в зоне Суэцкого канала. За нами великая держава! Начинает сбываться сказанное: "Блаженны миротворцы!.."
САГА О ЛОУРЕНСЕ АРАВИЙСКОМ
Суэцкий канал оставил в моей жизни глубокий след. Еще в детстве после Отечественной войны мы смотрели английский кинофильм "Суэцкий канал" с титрами. Отдельные эпизоды фильма остались в памяти до сих пор.
Затем был Суэцкий кризис 1956 г. В то время я ходил в десятый класс. Помню сообщение в газетах: "Советское правительство полно решимости силой обуздать агрессоров и восстановить мир на Ближнем Востоке". С тех пор такого сильного заявления я не встречал. Эти же слова я снова прочитал через 12 лет в музее обороны города Порт-Саид. Там же видел и экспонаты из Сталинграда.
После четвертой арабо-израильской войны я снова на Суэцком канале в качестве военного наблюдателя ООН. Проводим в 1974 г. инспектирование войск на восточном берегу канала под Суэцем.
Известно, что и Первая, и Вторая мировая война коснулись территории Египта. На берегу Суэцкого канала возвышается монумент в виде камертона. Памятник посвящен защитникам канала от наступления турок в Первую мировую войну.
Мы проявляли интерес к военной истории. Возник вопрос - по какому маршруту проходил на верблюде английский разведчик Томас Эдвард Лоуренс Аравийский (1888-1935 гг.) из Акабы в Суэц в период Первой мировой войны. Оказалось, что ни я, ни мои западные коллеги не могли похвастаться знанием тех событий, это меня очень задело. На легендарном Синае меня иногда посещала одна из девяти муз - покровительница истории Клио (почти как у Высоцкого: "...посетила, посидела и ушла"). И это не случайно, почти десять лет жизни связано с Суэцким каналом или событиями вокруг него.
Служба военного наблюдателя ООН не давала возможности засиживаться на одном месте. Поэтому мне представилась возможность побывать во многих "лоуренсовских местах" - в Сирии, Египте и Палестине.
Вскоре представилась возможность посмотреть кинофильм "Лоуренс Аравийский" с участием знаменитого египетского актера Омара Шерифа.
В бейрутском аэропорту я купил книжку о Томасе Лоуренсе на английском языке со схемами и фотографиями. Через 20 лет я вспомнил об этой книжке при весьма интересных обстоятельствах.
Моя служба в Органе ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине продолжалась пять лет.
В библиотеке Чрезвычайных вооруженных сил ООН я нашел книгу Лоуренса "Семь столпов мудрости", а в журнале "UNTSO News" появилась на эту книгу аннотация, написанная ирландским военным наблюдателем, с которым мы долго беседовали.
В Сирии я посетил средневековые замки, исследованные Лоуренсом в его диссертации "Замки крестоносцев в Сирии и Палестине".
Дальше события переносятся в нашу страну. В Государственной исторической библиотеке я нашел книгу на русском языке "Полковник Лоуренс", изданную Воениздатом в 1939 г. Дотошный книгочей еще в те времена исчеркал ее карандашом и поработал калькой. Я обратил внимание на то, что автор перевода не указан, а редактором был батальонный комиссар. Еще раньше, в 1929 г. у нас была издана книга Лоуренса "Семь столпов мудрости" в сокращенном варианте (сейчас обе книги переизданы). Три издания нашей большой энциклопедии описывают деятельность Лоуренса своеобразно.
Мой знакомый коллега попросил меня заменить его на работе в иностранной авиационной компании в городе Гурьеве накануне нового 1995 г. Вылетая из Москвы, я прихватил с собой "бейрутскую" книгу о Лоуренсе.
Я проработал неделю, а за два дня до нового, 1995 г. приехал новый менеджер по авиационным перевозкам. Я обратил внимание на то, что фамилия нового интеллигентного английского менеджера... Лоуренс!!!
Я невольно открыл книгу - у разведчика Лоуренса два старших брата погибли на империалистической войне в Европе. Внимательно рассмотрел фотографию младшего брата Лоуренса, чертами лица он удивительно похож на нового менеджера. Рискнул спросить - оказалось, что предо мною... племянник Лоуренса Аравийского!!! Встретили мы вместе новый, 1995 г., и под его руководством я проработал целый месяц. Лоуренс-младший говорил, что ему много рассказывали о дяде Томасе.
В 1995 г. исполнилось 60 лет со дня гибели знаменитого разведчика. Я обратился в одну из газет с просьбой коротко напомнить об этом. Мне вежливо ответили, что это "такая древность".
Кстати, о древностях и мифологии. Недавно купил на русском языке "Одиссею" Гомера в прозаическом пересказе... Лоуренса Аравийского!
Кроме того, вышла книга Лоуренса "Семь столпов мудрости" (мемуары об арабском восстании 1916-1918 гг.) в полном объеме, причем имя переводчика указано.
Греческая муза - покровительница истории Клио, кажется, продолжает записывать страницы своего дневника.