0
1928
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

19.09.2003

Корабли на дне морском

Тэги: конвой, PQ17, городницкий

Российские ученые обнаружили на дне Баренцева моря два затонувших корабля из знаменитого союзнического конвоя PQ-17, разгромленного немецкими самолетами и подводными лодками в июне 1942 г. Известный бард и океанограф Александр Городницкий, входивший в состав геофизического отряда экспедиции, рассказал нашему корреспонденту об удивительной находке.

-ЭКСПЕДИЦИЯ была организована общественной организацией "Полярные конвои". Она проходила в Баренцевом море на военном гидрографическом судне "Сенеж" и имела своей целью именно обнаружение останков кораблей погибшего конвоя PQ-17, известного своей трагической судьбой. Экспедицией руководил один из видных русских гидрографов, контр-адмирал Вячеслав Анатольевич Солодов. А я был приглашен в большей степени как поэт и посвятил песню "Памяти конвоя RQ-17".

┘Каждый твердо в звезду свою верит.
Только знать никому не дано,
Кто сумеет вернуться на берег,
Кто уйдет на холодное дно.
Не дожить им до скорой победы,
Ненадежной мечте вопреки.
Это ваши отцы или деды -
Помолитесь за них, моряки.

Немного истории. Во время войны с 1941 по 1944 год, когда внезапно напавшая Германия уничтожила большую часть российских танков и самолетов, наши союзники - Великобритания, США, Канада - по интернациональному соглашению "ленд-лиз" начали поставлять России необходимое вооружение. Поскольку все пути, кроме Арктики, были перекрыты, вооружение поставлялось караванами транспортов из Англии, Исландии, Канады. Это были так называемые "конвои" - караваны транспортных судов, охраняемых военными кораблями. Мурманск и Архангельск в эти годы стали постоянными портами назначения ценных стратегических грузов - в Россию следовали танки, самолеты, топливо и другие виды тяжелого вооружения. Судьба конвоев складывалась по-разному. Большинство из них достигали российских берегов. И только PQ-17 выпала доля навсегда лечь на дне морском. Его судьбе посвящены рассказы, стихи, документальные и художественные фильмы, романы Валентина Пикуля "Реквием каравану PQ-17" и Алистера Маклина "Корабль его величества "Улисс". Практически весь конвой был уничтожен немецкой авиацией и подводными лодками. Причины до сих пор не ясны: ведь силы судов охранения союзников в несколько раз превосходили силы противника. Однако по приказу британского Адмиралтейства "охранники" неожиданно бросили транспорт с ценным грузом на произвол судьбы, фактически подписав смертный приговор тысячам своих товарищей. Немцы атаковали суда конвоя методом "волчьей стаи", разом налетев с воды и воздуха. В ходе этой операции были уничтожены сотни единиц военной техники, затоплены 28 из 35 союзнических кораблей. Безусловно, это одно из крупнейших военных преступлений в истории.

- В воспоминаниях бывшего Главкома Северного флота Головко говорится о предательстве Великобритании: по его мнению, караван был брошен в Баренцевом море для того, чтобы выманить из норвежских фиордов один из крупнейших боевых кораблей Германии "Тирпиц", отвлечь, а затем, застав врасплох, неожиданно уничтожить.

- Есть и такая версия. "Тирпиц", кстати, тогда так и не был потоплен, так что жертва оказалась бессмысленной.

- У того же Головко есть свидетельства о том, что именно в тот момент, когда караван подвергался немецкой атаке, "Тирпиц" удалось вывести из строя не англичанам, а советской подводной лодке "К-21". Капитан подлодки Лунин поднял перископ прямо в центре вражеской эскадры, отдал приказ выстрелить по скоплению судов, в воздух полетели обломки, а подлодка успешно ушла из вражеской базы.

- Кстати, когда эта подлодка шла мимо вражеского наблюдательного поста, оттуда засигналили фонарем, и Лунин отдал приказ передать в ответ немецкое ругательство. Это вполне устроило противников, так что на долгое время они успокоились. И все же, как бы привлекательно ни звучали подобные истории, тысячи людей и бесценный груз погибли. Если бы каравану удалось достичь Мурманска, вооружения хватило бы на 50-тысячную армию.

Советские моряки проявили большое мужество, спасая тонущих союзников. В частности, отличился сторожевик "Мурманец", на котором служил старшим помощником капитана старший лейтенант Валентин Дремлюг. Он лично спас 47 человек. Ныне он - профессор Высшей военно-морской академии имени Макарова, один из крупнейших российских океанологов и вообще светлая личность. Сейчас ему за 80.

- Как вам удалось обнаружить корабли?

- По примерным координатам, известным из архивных документов, мы искали пока что два американских транспорта - "Олапана" и "Алко-Рейнджер". Оба этих судна были затоплены одной и той же немецкой подлодкой в июле 42-го у берегов Новой Земли. Нашим отрядом геофизиков руководил замечательный российский ученый, профессор Михаил Спиридонов. На вооружении нашего отряда был подводный геолокатор бокового обзора - прибор, который позволяет обнаруживать объекты на грунте в широкой полосе - до 500 м с каждой стороны от судна. Мы провели плановые съемки на двух полигонах размерами 10х10 миль каждый, и нашли оба судна. Правда, несколько в стороне от тех координат, которые изначально были указаны. На локаторе бокового обзора получилась отчетливая картинка: видны даже несколько танков, выпавших с борта судна. А ведь прошло уже 60 лет. В таких случаях обычно судно полностью или частично заносится современными осадками, и для его обнаружения приходится применять магнитную съемку. Так произошло, например, с британским крейсером "Эдинбург", везшим большой груз золота.

- Правда ли, что средний возраст участников экспедиции составил 84 года?

- Речь идет только о группе ветеранов полярных конвоев 1941-1944 годов, не испугавшихся отправиться в штормовое Баренцево море, несмотря на преклонный возраст. Таких смельчаков было семеро. Каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Например, Евграф Евлогиевич Яковлев - потомственный помор из архангельской деревни. В 1943 году, поступив в 14 лет в школу юнг в Соловках, он прошел путь до капитана. Во время войны работал на танкере "Алтай", переоборудованном из лесовоза. На палубе танкера находились бочки с бензином, и когда немцы бомбили и обстреливали судно с воздуха, он под обстрелом срывал с бочек горящий брезент, чтобы все не взлетело на воздух. "А вы не боялись?" - спросил я, имея в виду опасность ситуации. "Боялся, что от начальства попадет, - брезент-то новый", - бесхитростно отвечал ветеран. Поразил меня и эпизод о том, как после бомбежки он переживал об испорченной новой "фланельке": дескать, испачкал казенную форму чем-то черным. Оказывается, это была кровь - моряка ранил осколок.

Или еще один замечательный потомственный моряк - Алексей Андреевич Нахимовский. Когда-то его отца, родившегося в Китае, подобрал и усыновил русский крейсер "Нахимов". От крейсера и пошла его фамилия.

Канадским ветеранам Хиллу Вилсону и Бобу Ферли тоже есть что вспомнить. Боб, например, рассказал, что в 1944 году он перевозил из Англии в Мурманск тысячи русских военнопленных, которых Черчилль выдал Сталину. Другой участник экспедиции - Билл Лоус во время войны был сержантом ВВС США. У него случился роман с русской девушкой Зиной. Билл рассказал, как он откармливал ее из своих пайков, спасая от голодной смерти. И вот совсем недавно 83-летние "Ромео" и "Джульетта" встретились в Архангельске. Билл полон романтических воспоминаний и до сих пор ее любит.

- Я слышала, что в экспедиции был какой-то немец, который когда-то топил суда конвоя. Неужели это правда?

- Да, был. 90-летний Хайо Херман - летчик, полковник Люфтваффе, любимец Геринга, награжденный высшими орденами Германии. В 1942-1943 годах командовал соединением из сорока "Юнкерсов-88". Трижды был сбит, прыгал с парашютом. Попал в плен в Австрии в 1945 году, 10 лет отсидел в лагерях под Казанью и в Воркуте, дважды пытался бежать. И после всего этого он любит Россию и утверждает, что это великая страна. Он никогда не был нацистом и до сих пор уверен, что служил своей стране как честный солдат.

- Русские "дедушки" не пытались его придушить?

- Внук одного из наших ветеранов, узнав об участии в экспедиции бывшего врага СССР, с надеждой спросил: "Дедушка, а вы его там утопите?" Ничего подобного. Состоялась невероятно трогательная сцена примирения бывших врагов. Деды плакали, обнимались и вместе опускали венки на воду. Для них вся эта экспедиция стала актом примирения. Наверное, это естественно для людей, проживших трудную, полную противоречий жизнь. И тем не менее такое было бы невозможно еще лет 10-15 назад. Изменились времена. Люди не хотят испытывать мстительных, враждебных чувств друг к другу.

- Планируются ли подобные экспедиции в будущем?

- Работа по обнаружению погибших судов лишь начинается. Она имеет не только мемориальную ценность, но и прикладное значение. Ведь речь идет о ценных грузах, которыми буквально усеяно дно многих морей и океанов. А Баренцево море - это вообще огромная могила затопленных судов, погибших в различные времена. Нынешняя экспедиция демонстрирует готовность России выйти в цивилизованный мир и протянуть руку дружбы как своим бывшим союзникам, так и противникам.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org