Как стало известно "НВО" из осведомленных источников, начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин 2 марта категорически запретил какое-либо участие журналистов в трехдневных экспериментальных учениях Воздушно-десантных войск под Рязанью. Возможно, допущены будут разве что "придворные" и "самые проверенные". Похоже, обжегшись на молоке (то есть на Северном флоте с неудачным пуском морских баллистических ракет, к расследованию чего подключился сам главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов), Генштаб дует на воду и теперь готов засекречивать все маневры. Ведь если бы не журналисты, общественность вряд ли узнала бы о сорванных стартах ракет со стратегических подводных атомоходов. Поведение Квашнина выглядит тем более странно, что в тот же вторник и.о. министра обороны Сергей Иванов заявил, что, если не считать ВМФ, в других видах и родах Вооруженных сил все обстоит благополучно, в том числе и по созданию и апробации во время учений новых образцов техники и вооружений.
Между тем учениям крылатой пехоты на полигоне Рязанского института ВДВ "Сельцы" придается весьма важное значение. По их итогам планируется рассмотреть вопрос о возможности увеличения воздушной гвардии на 10-12 тыс. военнослужащих. Если это произойдет, то численность ВДВ достигнет 45-47 тыс. солдат и офицеров. С другой стороны, это намерение Генштаба, по мнению военных специалистов, свидетельствует о том, что в настоящее время самые элитные войска России, несмотря на все заверения военного руководства страны, пока не могут в должной мере решать возложенные на них задачи. По мнению аналитика Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, "российские ВДВ в настоящее время подготовлены так, как должна быть подготовлена хорошая пехота, которая у нас вообще на нуле". Кроме того, по его мнению, возможное увеличение численности десантников связано с недавно обнародованной "доктриной Сергея Иванова" о возможности нанесения превентивных ударов по ряду стран (в том числе и СНГ), откуда могут происходить угрозы для национальной безопасности России.
Исходя из всего этого, подготовкой 31-й отдельной воздушно-десантной бригады (ОВДБр) постоянной готовности, на базе которой пройдет учебно-боевой эксперимент, занимается лично командующий ВДВ генерал-лейтенант Александр Колмаков, а также представительная комиссия главного управления боевой подготовки Вооруженных сил во главе с генерал-майором Вячеславом Бибиковым. По некоторым данным, сюда приедет не только начгенштаба Квашнин со свитой генералов Минобороны и Генерального штаба, но и десятки высокопоставленных чиновников из администрации президента РФ, которые будут наблюдать за экспериментальными маневрами. Вот почему учения должны пройти без сучка и задоринки. И без лишних свидетелей (журналистов), которые в случае чего могли бы разнести всю сермяжную правду о ходе учений, как это случилось на Северном флоте.
Присутствующим покажут новую боевую технику, которая уже в этом году должна поступить в десантные дивизии. В частности, один из образцов легкого десантируемого танка, который, как заявил в интервью "НВО" накануне учений генерал-лейтенант Александр Колмаков, имеет довольно мощное вооружение. Оно, по словам главного десантника страны, "не уступает вооружению наших современных тяжелых танков, стоящих на вооружении Сухопутных войск". Кроме того, как сообщил Интерфаксу-АВН начальник штаба ВДВ генерал-лейтенант Николай Стаськов, пройдут войсковые испытания других новых образцов аэромобильной боевой техники: "Речь прежде всего идет о 125-мм противотанковой артиллерийской установке "Спрут" и модернизированной боевой машины "Бахча", которые с этого года начнут поступать на вооружение в наши войска". Одновременно будет апробирована новая организационно-штатная структура боевых подразделений в составе бригады и проверена мобильность и огневая мощь подразделений ВДВ.
По оценке военных специалистов, с учетом принятия на вооружение в подразделения ВДВ новых образцов вооружения и техники, огневая мощь десантников должна увеличиться почти в 2,5 раза. С учетом же возможного увеличения их численности в ближайшее время крылатая пехота (состоящая ныне из четырех дивизий, отдельной бригады, разведполка и полка связи, учебного центра, Рязанского института и частей обеспечения, всего 35 тыс. военнослужащих) обретет мобильные и хорошо вооруженные резервы, которые смогут эффективно решать задачи в случае возникновения каких-либо локальных конфликтов. Для России с ее затянувшейся на долгие годы антитеррористической операцией в Чечне это весьма актуально. Помнится, в декабре 1994-го тогдашний министр обороны (и бывший командующий ВДВ) Павел Грачев не смог взять Грозный одним воздушно-десантным батальоном полком. Видимо, теперь военные стратеги полагают, что современная крылатая пехота должна это делать без проблем. В чем и должен убедить окружение Путина эксперимент на учебном полигоне.