Сегодня вспоминаются события почти пятилетней давности. Тогда, в конце лета 1999 г., военные оркестры не сопровождали марш 51 танка, 369 боевых машин пехоты и бронетранспортеров в дагестанские горы. Там буквально под небесами в мирных селах Рохота, Ансалта, Тандо бесчинствовали бандиты Басаева. Любой ценой надо было уничтожить мощную, хорошо вооруженную бандитскую группировку. От столицы Дагестана Махачкалы, важнейшего порта на Каспии, бандитов отделяли буквально десять часов езды на грузовиках и джипах. Поэтому Генштаб ВС РФ своевременно решил - из нескольких военных округов по железной дороге на станцию Манас (в предгорьях) перебросить несколько сот боевых машин. До горного Ботлиха было всего 250 км. На равнине для танка это не расстояние. Но при перепаде высот от 500 до 2100 м такой марш на повышенных скоростях, да еще со слабо подготовленными механиками-водителями становился опасным.
Бронированные колонны упорно шли по горам. Очень часто многотонные машины зависали над пропастями, гусеницы молотили воздух, и казалось, секунда-другая - и бездонная пропасть поглотит и машину, и экипаж. Обходилось. Казалось, что само провидение помогает. Правда, сорвался в пропасть легкий "уазик" начальника окружной военной автомобильной инспекции, падали другие машины, а танки упорно шли, осыпая в ущелья лавины камней. По словам начальника главного автобронетанкового управления Вооруженных сил РФ генерал-полковника Сергея Маева, "марш был совершен в расчетное время, в установленные сроки танки прибыли в район предназначения".
Под Тандо они заняли господствующие высоты и стали держать под обстрелом дороги и огневые точки бандитов. На одной из горушек боевую позицию держал Т-72. Бандиты несколько раз ее штурмовали. Пять раз гранаты из ручных противотанковых гранатометов попадали в танк. От гибели спасли надежная броня и динамическая защита. Дорога, по которой боевики получали подкрепление, была надежно блокирована. Мотострелки жали руки оглохшему от выстрелов, чумазому от копоти и грязи экипажу, любовно хлопали по нагретой на солнце броне. Однако и танки погибали в горах. До 1 сентября 1999 г. боевики в горах вывели из строя 24 танка и бронемашины. Например, Т-72 оказался весьма слабо защищен от противотанковых мин и фугасов. На взрывах разлетались в клочья узлы и агрегаты, деформировался корпус, гибли экипажи.
Еще менее приспособленными к горной войне оказались боевые машины пехоты, десанта (БМП, БМД). Бандиты обстреливали их из стрелкового оружия сверху, с господствующих высот и при этом выводили из строя радиаторы, приборы наблюдения, прицеливания и освещения, а от ручных противотанковых гранатометов вообще не было защиты.
НАПРАВЛЕНИЕ НА ГРОЗНЫЙ
С разных направлений осенью 1999 г. российские войска вошли в Чечню. В боевых порядках было 519 танков Т-72, 166 Т-80, 803 бронетранспортера, 1707 БМП. Бронированный кулак стал давить огнем и гусеницами сопротивляющиеся части бандитской армии. Но эта война имела свои особенности. Населенные пункты с ходу не захватывались. Артиллерия не уничтожала даже выявленные в них узлы сопротивления бандитов. Среди мирного населения могли быть многочисленные жертвы. Поэтому бронетанкисты окружали города и села, занимали перекрестки дорог, проделывали огнем проемы в стенах домов и поддерживали, если требовалось, мотострелков. По данным специалистов ГАБТу, условия, в которых велись боевые действия в Грозном, других населенных пунктах Чеченской Республики, "характеризовались ограниченностью зон обзора и обстрела, сложностью маневра и управления подразделениями. Наступление состояло из отдельных местных боев и отличалось особым упорством и неожиданностями".
Однако находились ретивые начальники, которые в таких сложнейших условиях ставили танковым подразделениям без поддержки мотострелков самостоятельные задачи по уничтожению противника в населенных пунктах. А там их ждали боевики, которые буквально с дистанции пистолетного выстрела из ручных противотанковых гранатометов "Муха", "Нетто" расстреливали наши машины в самые уязвимые места. Пораженные танки добивались до полного разрушения. Довелось видеть один уничтоженный Т-72. Пробитая броня, разрушенные стабилизатор, автомат заряжения, пробитые внутренние топливные баки, оплавленная электропроводка... Но более уязвимым по сравнению с Т-72 оказался Т-80. Если в его моторно-трансмиссионное отделение или механизм заряжания попадала кумулятивная граната, то мгновенно загоралось топливо, воспламенялись заряды и в конечном итоге взрывался боекомплект. От грозного с виду танка оставались жалкие обгорелые развалины.
Не менее драматичным оказалось положение на поле боя бронемашин. У БМП-1 и БМП-2 граната пробивала борт, двери, крышу. После пожара и взрыва боекомплекта корпус разваливался по сварным швам. С новейшей БМП-3 дело обстояло и того хуже. После попадания гранаты в любое место корпуса заклинивали кормовые двери и люки, не выдерживал удара и разлетался люк механика-водителя, и осколки поражали весь экипаж. Один из танкистов рассказал, что во время следования по дороге их взвод неожиданно обстреляли боевики из 120-миллиметрового миномета. Одна мина взорвалась в десяти метрах. По танкам оглушительно забарабанили осколки. А вот ближайшую БМП они пробили насквозь и ранили десант. На ней слабая броневая защита. Но все эти печальные примеры приводятся не в укор промышленности. На полигонах новейшая техника показывала себя с лучшей стороны. Но самый строгий экзамен оружие проходит на поле боя.
ДАЕШЬ СУПЕРТАНК
Семь лет назад во дворе бывшей Бронетанковой академии для узкого круга лиц состоялся показ танка-робота. Без экипажа Т-72, как балерина, кружил на узком дворике, объезжал углы зданий и деревья. Потом уже на полигоне танк расстреливал из орудия и пулеметов мишени. Но после этих успехов он безнадежно застрял из-за отсутствия денег на доработку в одной из подмосковных частей. А жаль, в Чечне он бы очень пригодился. Роботы могли идти впереди штурмовых колонн и вызывать весь огонь на себя. Сберегли бы немало жизней. Но вместо них рисковали обычные боевые машины и экипажи. Специалисты ГАБТу предлагали различные меры повышения живучести танков и бронемашин на поле боя. Вот некоторые из них.
Прежде всего промышленности советовали защитить танк от ручных противотанковых гранатометов решетчатыми противокумулятивными экранами по бортам и корме. При попадании снаряда в танк от брони в корпусе разлетаются осколки, которые поражают экипаж. Поэтому ее стоит покрыть противоосколочными защитными тканевыми экранами, которые задержат до 80% вторичных осколков при пробитии башни или корпуса. Крайне необходимо надежно изолировать от экипажа боеприпасы, размещать их в специально изготовленной кормовой нише, отделенной от танкистов специальной особо прочной броневой перегородкой. В случае загорания и взрыва разрушительная энергия выбрасывается через верхние люки сброса давления, а люди останутся живы. Топливные баки тоже необходимо переоборудовать и отделить их от обитаемого отделения броневыми плитами. Справедливо военные сетуют и на тормоза в танках. Хлебнули лиха на крутых виражах в горах Дагестана. Советуют установить в трансмиссии дополнительные гидротормоза.
Много рекомендаций по повышению боеспособности и живучести БМП и БТРов. Здесь и дополнительная защита корпусов, и разработка к пушкам и противотанковым управляемым ракетам новых боевых частей зажигательного и термобарического действия, и противопожарные меры.
Конечно, живучесть боевых машин можно повысить. Были бы средства. Но противник через некоторое время найдет эффективное противоядие. А проблему бронетехники для армии уже сегодня необходимо решать в комплексе. Прежде всего избавиться от многообразия бронированных машин. Разные технические и эксплуатационные возможности сказываются на скорости передвижения колонн, маневренности, взаимодействии в бою и защищенности. Одни на марше безнадежно отстанут, другие не устоят перед пулеметными очередями. Ремонтники вынуждены везти огромное количество самых разнообразных деталей и инструментов. В проблему превращается снабжение войск запасными частями, ремонт. В свое время генерал-полковник Сергей Маев предлагал выход, который заключался в том, что "вместо разработки каждого типа бронированных машин в отдельности разрабатывается семейство бронированных машин требуемых типов с использованием унифицированных шасси".
Отдельный вопрос о поддержке и защите танков в бою от гранатометчиков. БМП и БТРы с этой задачей не справляются. Поэтому необходима высокозащищенная и мощная по вооружению боевая машина поддержки танков (БМПТ). Опытно-конструкторские работы из-за нехватки средств слишком затянулись. Такая машина по боевым характеристикам в наибольшей степени приспособлена для ведения боевых действий в горной местности. Ее вооружение попросту сметет с любых круч бандитов и террористов.
И в нынешних непростых рыночных экономических условиях промышленность дает армии необходимое вооружение и технику. Правда, новых, перспективных образцов слишком мало. Только одна дивизия в Забайкальском военном округе вооружена современными танками Т-90. Но и с устаревшими образцами вполне можно успешно воевать. Надо только модернизировать боевую технику в соответствии с рекомендациями военных специалистов из ГАБТу. Как показала недавняя война в Ираке, одной воздушно-космической операцией можно серьезного противника лишь напугать. А в бой американским и британским сухопутным войскам все равно пришлось вступить. Так что рано танки списывать со счетов, как это пытаются делать некоторые спецы, отдавая приоритеты в современном бою авиации. За броней и гусеницами пехотинцам все же безопасней. Ну а промышленные генералы, хотелось бы надеяться, смогут дать танкистам такую технику, которая окажется не по зубам любым огневым средствам.