0
1564
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

23.04.2004 00:00:00

Верховного главнокомандующего не устроила реформа министра обороны

Тэги: реформы, силовые структуры


Едва министр обороны Сергей Иванов успел убедить российскую общественность в том, что военная реформа в Вооруженных силах страны завершилась и они переведены на рельсы плановой боевой подготовки, как президент России и верховный главнокомандующий Владимир Путин заявил, по сути, о новом витке их реформирования. Именно так аналитики "НВО" расценили сделанное им 19 апреля на встрече с членами правительства заявление о том, что он начинает работать с руководителями силового блока по изменениям в этих министерствах в рамках административной реформы. "Эти изменения должны соответствовать духу и принципам тех изменений, которые происходят в сфере административной деятельности", - уточнил президент.

Следом председатель комитета Госдумы по обороне генерал-полковник Виктор Заварзин сообщил, что нижняя палата Федерального собрания активно подсобит главе государства в процессе реформирования российских министерств и ведомств силового блока, ибо потребуется корректировка законов "Об обороне", "О милиции", "О воинской обязанности и военной службе" и других. "Под новые задачи, сформулированные президентом, нужны новые структуры", - сказал Заварзин. Речь, как сообщил источник Интерфакса-АВН в Госдуме, идет об объединении ряда силовых структур, как это произошло ранее с правительством.

Возможно, считают эксперты "НВО", задуманные Путиным реформы в военных и военизированных структурах более чем нужны, однако то, как о них объявляется, свидетельствует о том, что на уровне верхних эшелонов власти в стране нет согласованной политики в отношении подходов к этим "назревшим переменам". "Иной раз создается впечатление, - бытует мнение среди ряда офицеров аппарата Минобороны, - что наш министр дезинформирует войска и общественность, когда говорит одно, а Путин вскоре заявляет совершенно другое".

В силовых структурах, по наблюдениям источников "НВО", в эти дни наблюдается повышенный ажиотаж. Главы силовых ведомств помнят, чем могут закончится "рекомендательные" беседы в кабинете у президента страны. Не далее как 7 марта прошлого года президент побеседовал с тогдашним директором Федеральной погранслужбы Константином Тоцким, "успокоил" его, а уже через четыре дня сместил его с должности и лишил ФПС самостоятельного статуса, объявив о передаче "зеленых фуражек" в ФСБ.

Сергей Иванов же, в то время, как главы других силовых ведомств в эти дни "повышенно" нервничали, проводил это время в Китае в обществе своего коллеги генерал-полковника Цао Ганчуаня, с которым обсуждал вопросы обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Могло создаться впечатление, что новые "путинские реформы" Минобороны коснуться в меньшей степени. По некоторым данным, подготовкой документов по преобразованиям в военном ведомстве ведает только узкий круг людей, которые все проблемы обсуждают напрямую с министром обороны. А он уж их "выносит" на обсуждение в Кремль. Однако, как теперь выясняется, в военном ведомстве также грядут заметные изменения.

Отчасти о них сообщил из Китая сам Иванов. Оказывается, теперь в Минобороны будет создан центральный аппарат, которого, по словам министра, раньше никогда не существовало. "Какие органы центрального военного управления в него войдут, еще предстоит определить", - сказал он. Численность этой структуры составит около 10 тыс. человек, или менее полпроцента от всей численности Вооруженных сил, включая и гражданский персонал. При этом он напомнил, что в российской армии сегодня 1 млн. 230 тыс. военнослужащих, а гражданского персонала - 860 тыс. человек. В ближайшие полторы недели глава военного ведомства собирается представить на утверждение президенту новое положение о Министерстве обороны. Однако при этом Сергей Иванов высказал опасение: "Утвердит ли президент все наши предложения и в какие сроки, мне не известно".

Оказывается, бояться ему есть чего. Число заместителей министра обороны (сейчас их девять), в соответствии с принципами административной реформы, должно быть урезано до двух. "Военное ведомство России не может эффективно функционировать с двумя замами, - возразил Сергей Иванов из Пекина. - Заместители министра обороны - это не чиновники, а военачальники, которые в соответствии с боевыми уставами, наставлениями, приказами осуществляют руководство войск по вертикали. Например, замминистра обороны по вооружению осуществляет командование заместителями по вооружению командующих военными округами, соединениями и так вплоть до батальона". И выразил надежду, что "никто не будет ломать структуру военного управления, поскольку это чревато потерей управления войсками".

Вместе с тем, как сообщили корреспонденту "НВО" Владимиру Мухину источники в Минобороны, сокращению будут подвергнуты и аппараты главных и центральных управлений. Меньше станет замов и у начальника Генштаба. В результате всего этого, главное силовое ведомство страны "похудеет" как минимум на 500 - 600 человек.

Предполагаются и структурные перестройки. Помимо формирования штата трех федеральных служб и агентства по спецстроительству, в Минобороны будет образовано "мощное" управление по разработке нормативно-правовых документов. Если раньше этим занимался кабинет министров, то теперь по указу президента, этим должно заниматься Минобороны. Правда порядок внесения на рассмотрение законов в Госдуму останется прежним - то есть через правительство. Одновременно с этим будут уточнены и функции Генштаба - уже готовится новое положение об этом ведомстве. Генштаб, как ранее заявлял сам министр Иванов, избавится от финансовых, хозяйственных, снабженческих функций и будет заниматься оперативно-стратегическим планированием и организацией боевой подготовки в войсках.

Федеральное агентство специального строительства (Росспецстрой), по указу Путина, как известно вливается в главное управление специального строительства МО РФ и, таким образом, весь военно-строительный потенциал государства окажется под крышей одного ведомства. У Росспецстроя гораздо больше возможностей в возведении жилья, оборонных спецобъектов, чем в ГУССа Минобороны.

В то же время Железнодорожные войска, которые должны стать частью Минобороны, находятся в полном неведении о том, что их ожидает, то есть кому их подчинят, пока непонятно.

В штабе Внутренних войск МВД корреспонденту "НВО" Александру Бабакину рассказали, что в последнее время витало немало слухов о том, что войсками будет руководить непосредственно глава государства - 300-тысячная структура станет национальной гвардией. Но пока это слухами и остается.

Источники "НВО" в силовых и иных госструктурах не подтвердили, но и не опровергли информацию о возможном преобразовании самого военного ведомства в Министерство военной безопасности России, куда в этом случаи вошли бы само Минобороны, а так же подчиненные ему все вновь созданные федеральные агентства. Однако если это произойдет, то, как прояснили ситуацию эксперты, будет сформирована жесткая вертикаль власти: федеральные агентства не будут непосредственно подчиняться кремлевской администрации, а только одному министру обороны.

Что касается спецслужб, то источники "НВО" на Лубянке сообщают, что в ФСБ ходят разные слухи, "но о какими-то глобальными изменениями пока не пахнет". Действительно, после 11 марта прошлого года, когда Владимир Путин упразднил Федеральную службу налоговой полиции (и создал на основе ее структур Комитет по контролю за наркотиками), а Федеральную пограничную службу (ФПС) "накрыл" крылом ФСБ, каких-то более значимых перемен внешне ожидать не приходится. Тем более, что та же ФПС до сих пор все еще "вливается" в ФСБ. Так, на Лубянке планируют взяться за региональные управления. И тогда, например, пограничный штаб Северокавказского пограуправления из Ставрополя, где он сейчас дислоцируется, переедет в Ростов-на-Дону, а Юго-восточный штаб "зеленых фуражек" переместиться из Челябинска в Омск.

Другая перемена в спецслужбах может заключаться в том, что Служба внешней разведки (СВР) вернется в состав ФСБ. Однако, как считает генеральный директор национального антикриминального и антитеррористического фонда (НААФ) ветеран внешней разведки Олег Нечипоренко, это маловероятно. По его мнению, эти разведывательное (СВР) и контразведывательное (ФСБ) ведомства в условиях угроз современного мира должны играть определенно самостоятельные функции. А главная цель реформы российских спецслужб, по оценке гендиректора НААФ, как раз и "должна заключаться в совершенствовании структуры государственной безопасности с учетом нынешней оперативной обстановки и динамики ее развития как внутри страны, так и за рубежом". Кроме того, как сказал Нечипоренко, смысл реформы, если таковая намечается, должен заключаться и в том, чтобы спецслужбы "хоть немного вздохнули" после более чем десяти лет их бесконечного реформирования, которое безостановочно шло с начала 90-х гг. Да уж, как вспомнишь, так вздрогнешь: КГБ - ФСК - СВР - ФСБ - ФПС...

Кстати говоря, в контексте предстоящих изменений в силовом блоке, в том числе и в спецслужбах, нелишне вспомнить, как в середине 70-х гг. прошлого столетия конгресс США не оставил практически живого места от своих спецслужб, структуры которых особо не изменялись с окончания Второй мировой войны. Критики тогда было, что называется, выше крыши. Однако, как теперь считают специалисты, время показало, что это был диалектический подход - спецслужбы Штатов освободились от устаревших форм работы и весьма адаптировались к изменившейся обстановке пика холодной войны. В этом смысле можно было бы указать на ряд громких операций проведенных тем же ЦРУ против Советского Союза и стран соцлагеря. Сегодня же, на фоне развивающейся борьбы с международным терроризмом Вашингтон снова идет в ногу со временем - год назад в США было создано Министерство внешней безопасности, которое "подмяло" под себя ряд структур нескольких силовых ведомств США. Так что в этом смысле упомянутое выше заявление Путина находится в рамках тех современных тенденций, которые ныне обозначились в мире.

Более или менее понятно, как будет реформироваться Пограничная служба ФСБ. Об этом в своем недавнем интервью одному государственных изданий рассказал первый замдиректора ФСБ - руководитель Пограничной службы генерал-полковник Владимир Проничев. То, что пограничники "влились" в ФСБ, он считает положительным фактором. Это, по его словам, уже позволяет создавать единые банки данных, собирать и систематизировать информацию на лиц, которые представляют угрозу государству, и прежде всего - террористов. Заявленная же ранее трансформация Погранслужбы из войсковой организации в специальную службу, в составе которой будут и погранвойска, продолжается. Не тормозится и процесс упрощения системы управления и устранение излишнего дублирования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
777
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
841
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
585
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
720

Другие новости