C тех пор как война в Ираке превратилась в партизанскую, по меньшей мере семь американских военнослужащих были взяты в плен, 19 - пропали без вести. В американских средствах массовой информации рассказы о пленных американских солдатах стали одной из самых популярных тем.
Захват заложников и пленных был неотъемлемой частью войны с древнейших времен. Психологи считают, что беспомощность военнопленного вызывает у победителя чувство вседозволенности, а сам пленный перестает быть человеком и становится символом врага.
Только к началу XX века появилось международное законодательство (в частности, Гаагская и Женевская конвенции), в соответствии с которыми военнопленные получили определенные права. Однако, как продемонстрировали войны последнего десятилетия, эта правовая система, ставшая частью военной культуры, даже в Европе часто оказывалась недееспособной.
В США тема пленных стала одним из культурных лейтмотивов. В эпоху первых поселенцев, а позже при освоении Дикого Запада, "истории похищения" даже стали отдельным жанром фольклора. Героиней таких историй, устных и письменных, была молодая женщина, обычно захваченная злыми индейцами, и вынужденная бороться за сохранение своей веры и чести.
Ныне "истории похищения" продолжают существовать в удивительно похожей форме. "Дикие индейцы" превратились в "диких мусульман", а вера в Бога видоизменилась и стала верой в американские ценности. Но структура рассказа осталась приблизительно такой же. Это было продемонстрировано в случаях захвата в Ираке двух молодых и привлекательных американских девушек-солдат - Джессики Линч и Шошаны Джонсон. Джонсон, которая во время пребывания в плену подверглась сексуальному насилию, была представлена американскими СМИ как невинная девушка в плену у варваров. Такой же имидж был сформирован и для Джессики Линч, которая по возвращении из Ирака была встречена соотечественниками как героиня - в ее честь были устроены парады, она подписала контракт на написание книги мемуаров и создание телевизионного фильма о ее жизни. Но лейтмотив "невинной девушки в руках у злодеев" является только одним вариантом мифологии американского заложника.
Например, во время и некоторое время после окончания корейской войны мифология о пленных концентрировалась на проблеме "промывания мозгов". Американский термин "промывание мозгов" (brainwashing) появился именно в результате этой войны. На протяжении всей истории победители пытались обратить пленных в свою религию или склонить к переходу на свою сторону.
Как пишет историк Брюс Франклин в книге "Пропавшие без вести: создание мифов в Америке", имидж американского военнопленного вновь изменился во время вьетнамской войны. К концу 1960-х годов большинство американцев негативно оценивали эту войну. Общество потеряло уважение к армии и начало поиск новых героев, что привело к появлению "культа военнопленного". Культ военнопленного сохранился и после окончания вьетнамской войны. Американцы продолжали требовать, чтобы власти продолжали искать пропавших без вести. Это привело к созданию официального праздника - Национального дня памяти военнопленных и пропавших без вести. В этот день на Белом доме вывешивается специальный флаг, созданный как символ признания заслуг этих военных.
По материалам Washington ProFile