0
8578
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

23.07.2004

Литерный поезд

Тэги: сталин, императоры, поезда


Как-то уже после войны Сталин возвращался с юга в Москву. Подъезжая к Серпухову, локомотив вдруг "закашлял", скорость снизилась. Тут же выключили дизель. Пока состав скользил по наклонной, помощник машиниста, открыв люк в полу тепловоза, вынул обледеневшие фильтры грубой очистки топлива. Состав плавно набрал скорость, и вождь, к счастью, не узнал о происшедшем. Не доезжая до столицы, он спокойно пересел в машину и отправился в Кремль. Как потом выяснилось, на одной из закавказских станций в топливные баки залили солярку вперемешку с водой...

Об этом эпизоде из своей трудовой деятельности рассказал машинист того самого литерного поезда, почетный железнодорожник Виктор Лион. Если бы тогда быстро не отыскали причину сбоя, о последствиях можно только догадываться.

ЦАРСКИЕ ПОЕЗДА

Впрочем, спецвагоны и литерные поезда, как и особые требования к ним, - примета не только сталинской эпохи. Первый российский литерный поезд появился еще у Николая I. 3 ноября 1836 г. он совершил на нем первую поездку. Тогда на участке между Кузьмином и Павловском проследовал поезд, где, как утверждают историки, в восьмиместном купе вагона 1-го класса находились государь с императрицей и наследником. В дальнейшем монарх с челядью ездил на "экстренных поездах".

Позднее на Александровском заводе были построены два вагона: для императора с семьей и вагон-кухня. Приближенные размещались в двух вагонах 1-го класса. Таким образом, первый в Империи литерный в полном смысле этого слова появился в 1874 г. и состоял из 4-х вагонов. Особо выделялся императорский вагон голубого цвета - он был длиннее остальных (36 м). Расположенные с обеих сторон десять окон венчали позолоченные двуглавые орлы. Со временем состав увеличился до 15 вагонов. Были вагоны министра путей сообщения, мастерская, электростанция, пять вагонов для свиты...

Как бы серьезно власти ни относились к охране императорского поезда в пути, но и они не всегда могли оградить его от отдельных инцидентов. Первое ЧП произошло в октябре 1888 г. Следовавший из Севастополя в Гатчину поезд потерпел крушение. С рельсов сошли два паровоза. Несколько вагонов полностью разрушились. Среди них - столовая, где завтракали император с императрицей и приближенными. Погибли в общей сложности 19 человек. Комиссия из высокопоставленных чинов вынесла вердикт: злого умысла не было, виной всему разгильдяйство.

К 1917 г. царская фамилия обладала уже несколькими собственными поездами. Особое внимание обращает на себя построенный на Александровском заводе в 1894 г. Это был один из самых современных и комфортабельных поездов в мире. Своего рода произведение искусства на колесах. В нем было предусмотрено практически все для полноценной жизнедеятельности августейших особ и свиты: отопление и вентиляция, канализация и внутренняя телефонная связь, снабжение водой.

Но, пожалуй, главная изюминка - внутреннее убранство. Самые изящные - опочивальня, салон-столовая, мужской и дамский вагоны для царской фамилии. В концах вагонов помещения для камердинеров. Стены кабинета для царя отделаны кожей темно-фиолетового цвета - капитоне. На окнах - бархатные занавески и светлые шелковые шторы. Обтянутая кожей мебель изготовлена из красного бука с резьбой.

Передвижения проходили в обстановке полной секретности. Даже начальник движения до последнего момента не знал ни времени отправления, ни маршрута, ни станции назначения.

После Великого Октября литерные поезда были, можно сказать, преданы забвению. В условиях гражданской войны, когда Россия была буквально поделена на части между враждующими сторонами, в ней царил разгул бандитизма, пускаться в долгий путь мог только идиот. Так что новые партчиновники доверяли мобильным и более надежным средствам передвижения: автомобилям, конным экипажам.

СТАЛИНСКИЙ ЛИТЕР

Новое значение литерные поезда и вагоны обрели в самом начале Великой Отечественной. В небе тогда господствовала немецкая авиация. Поэтому президиум Верховного Совета СССР запретил членам Политбюро пользоваться воздушным транспортом на большие расстояния. Оставался единственный способ передвижения - железной дорогой.

Виктор Лион в то время работал машинистом 2-го класса. Как-то в ноябре 42-го к нему и к его напарнику Николаю Кудрявкину подошел полковник безопасности Кузьма Лукин и предложил поработать в транспортном отделе Главного управления охраны. Они отказались. Спустя месяц просьба повторилась. А для большей убедительности привезли на Лубянку. Упираться уже не было смысла...

В служебные обязанности новоиспеченных машинистов-охранников входило обеспечение безопасности движения поездов литеры "А": осмотр локомотива, замена его на новый в случае обнаружения неисправностей, в пути следования - контроль за выполнением локомотивной бригадой необходимых правил.

Свою, так сказать, историческую миссию сталинский литер начал в конце 1943 г. Тогда полным ходом шла подготовка к Тегеранской конференции. Сейчас о ней известно практически каждому. А вот о подготовке - единицам. Между тем участие в ней принимали сотни человек. В том числе и Лион с Кудрявкиным.

На базе вагонов особой нормы был сформирован необычный состав. В него вошли несколько вагонов-салонов, вагон для охраны, штабной вагон с отдельным купе для коменданта поезда, других сотрудников, вагон-гараж на две автомашины, вагон-ресторан и продуктовый. В начале и в конце спецпоезда - платформы с защитными установками и спаренными крупнокалиберными пулеметами.

Самое пристальное внимание уделялось вагону-салону. На первый взгляд, он почти ничем не отличался от обычных. Но если присмотреться, в нем не было одного тамбура. За счет этого салон заметно удлинился. Полностью бронированный, он потяжелел на 20 тонн. А вот мебель выглядела весьма скромно, даже аскетично: стол, стулья, кресла, отделение для душа, санузел.

Перед отправлением на станцию Николаевка прибыли три паровоза. Первый, контрольный, согласно инструкции отправился перед поездом на расстоянии перегона, второй тащил литерный, третий замыкал состав на расстоянии не дальше одного перегона. Несмотря на повышенные меры предосторожности, эксцессов и тут избежать не удалось.

На одной из подмосковных станций поезд остановился. В небе послышался гул немецких бомбардировщиков. Все замерли, затаив дыхание. Никто не вышел из вагонов. Молчали и зенитки на платформах. Если бы немцы знали, кто находится в поезде...

Другая поездка - на Ялтинскую конференцию - проходила тоже не без нюансов.

- Вагоны особой нормы, - поясняет почетный железнодорожник Лион, - оснащены винтовой стяжкой, поэтому нельзя делать первоначальную разрядку тормозной магистрали больше, чем предусмотрено инструкцией.

Но так уж получалось, что машинисты вынужденно отступали от инструкции. В результате поезд частенько резко тормозил. Один раз даже разбилась посуда. У высокопоставленных пассажиров это вызывало раздражение. Комендант литерного пообещал наградить каждого машиниста продуктовым набором: литр водки и кило колбасы, если тот проведет состав по своему участку без толчков. Старались все. Но "награды" удостоился только один.

После той беспокойной поездки локомотивный парк несколько обновили, закупив в США два тепловоза. Перед Потсдамской конференцией Лион с Кудрявкиным провели пробный поезд по маршруту Москва-Потсдам-Москва.

...На одной из станций Сталин подошел к бригаде, поздоровался с Лионом и поинтересовался, доедет ли тепловоз до Берлина. Получив утвердительный ответ, вождь сел в вагон-салон.

Когда подъезжали к Одеру, заметили, что старый мост разбомблен. Чтобы проехать по наведенному, пришлось заранее сбросить скорость до 5 км в час. Тормозные колодки сильно нагрелись и задымили. Заметив это, помощник машиниста высунулся из кабины локомотива и, зацепившись за мачту семафора, выпал из окна. Поезд остановился. Бедолагу уложили на носилки, оказали первую медпомощь и отправили в госпиталь. Уже через неделю в Потсдаме он вернулся в строй.

Обратный путь протекал без происшествий. Неприятность ожидала уже на Белорусском вокзале. Помощник коменданта потребовал остановить поезд так, чтобы подножка вагона-салона оказалась аккурат напротив ковровой дорожки, ведущей в депутатский зал. Вот как описывал тот случай Виктор Яковлевич:

- Выезжая на малой скорости, я, конечно же, видел ковровую дорожку. Но семафор оказался в закрытом состоянии. Поэтому сосредоточился на телефонной трубке и тормозном кране. Вдруг неизвестно откуда выскочил стрелочник и замахал красным флажком. Поезд остановился, увы, не там где надо. Сталину пришлось добираться по мокрому перрону...

А Лиону пришлось писать объяснительную. Но его вины не признали. Более того, локомотивную бригаду наградили медалью "За боевые заслуги".

...В 1975 г. на совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе члены советской делегации прибыли в Хельсинки на специальном литерном поезде.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Безопасность Америки превыше всего

Безопасность Америки превыше всего

Владимир Иванов

Вашингтон решил оставить своих союзников один на один с террористами

0
2910
Непростая судьба Рамзая

Непростая судьба Рамзая

Виктор Гаврилов

Почему имя Рихарда Зорге столь долго находилось в забвении

0
789
Спецслужба нового времени

Спецслужба нового времени

Виктор Гаврилов

Советская военная разведка на первом этапе своей истории

0
3101
Разведчики информируют...

Разведчики информируют...

Евгений Горбунов

В предвоенные годы была создана основа для будущего ГРУ

0
2763

Другие новости

Загрузка...
24smi.org