0
1708
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

20.08.2004

Баня на колесах

Тэги: баннопрачечный, поезд


Поселок Петровск, что в Ярославской области, место по-своему примечательное. Здесь в железнодорожном тупике 1005-го Центрального вещевого склада МО РФ расположился необычный состав - 12-й банно-прачечный дезинфекционный поезд (БПДП). "Баня на колесах" - так окрестили его те, кто прошел первую чеченскую кампанию...

Вообще БПДП - явление необычное в структуре Вооруженных сил. Аналогов нет ни в одной армии мира. А вот отечественные военные стратеги осознали его значимость для обороноспособности страны еще в начале прошлого века. Как рассказали в Военно-медицинском музее МО РФ, впервые поезд-баня появился в России еще в 1904 г. и предназначался для нужд Красного Креста. Тогда он состоял из четырех вагонов: прачечные с ручными стиральными машинами и дезинфекционными камерами.

Во время русско-японской кампании мобильная баня обслуживала госпитали и лазареты на Дальнем Востоке. Хотя штат был невелик - 14 человек, объем работ впечатлял: за 10 часов обрабатывалось до 400 кг белья, что, по меркам того времени, было весьма немало. Активно использовался банно-прачечный поезд и в годы Первой мировой войны.

Со временем потребность Вооруженных сил в банно-прачечных составах только возрастала. Если до начала Великой Отечественной в Советской Армии их было всего 9, то в начальный период войны (1941-1942 гг.) количество взлетело до 100. Обычно эти составы располагались в районах распределительных железнодорожных станций фронтов, где придавались санитарно-пропускным пунктам.

По сравнению со своими предшественниками несколько видоизменилась и их структура. Кроме банно-дезинфекционного отделения и прачечной, состав обзавелся вспомогательными вагонами. В результате он заметно удлинился. Так, банно-дезинфекционное отделение включало 4 вагона: раздевалка, душевая, дезкамера, одевальня. Один из вагонов был оборудован двумя паро-формалиновыми дезкамерами на 60 комплектов обмундирования. В четырех вагонах-прачечных было установлено механическое оборудование. Во вспомогательные вошли две цистерны для воды, электростанция со слесарной мастерской, кухня, столовая, склад и вагон для личного состав поезда. В результате его производительность заметно увеличилась. За час полную санитарную обработку в нем могли пройти до 100 человек.

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ

После войны объем банно-прачечных работ несколько снизился. Однако о мобильных банях не забыли. Более того. Их несколько модифицировали. Нынешние БПДП состоят из нескольких сегментов. В административно-хозяйственную группу входят вагон-штаб, вагон-склад, вагон-столовая, цистерны для воды, вагон-электростанция, вагон-общежитие.

Основная группа - банно-дезинфекционная. Это - вагоны-санпропускники, дезинфекционный вагон, душевая и вагон-раздевалка. Прачечная группа включает вагоны-склады с чистым и грязным бельем, прачечную, сушилку и гладильный вагон. В общей сложности все хозяйство размещается в 19 вагонах, питающихся паром от паровоза, придаваемого на время работы.

Схема помывки личного состава, санитарной обработки белья, разработанная много лет назад, действует и по сей день. Вот как это происходит. Группа из 30-40 человек заходит в санпропускник, вешает одежду на вешалки, а нижнее белье оставляет на полу. Пока личный состав моется, наряд по бане собирает белье и относит на склад грязной одежды. Схема смены белья построена таким образом, чтобы потоки чистого не пересекались с грязным, пояснили в Центральном вещевом управлении МО РФ. После душа солдаты получают чистое белье из обменного фонда. На все про все - час.

Неотъемлемым атрибутом во время помывки является офицер медицинской службы, который определяет степень зараженности белья. Если в нем поселились, к примеру, вши, то оно помещается в дезкамеру для дезинсекции (дезинфекции).

СУДЬБА 12-го БПДП

Бани на колесах пригодились и в мирных условиях. Примечательна судьба 12-го БПДП, которым командует майор Сергей Землянский. С 1985 г. по 1989 г. он дислоцировался на Байконуре, обслуживая военных строителей, караулы. После капремонта его вновь бросили на ответственный участок. Во время землетрясения в Армении он обосновался в Ленинакане. Его клиентами стали военнослужащие, гражданское население.

В 91-м он вновь ушел на ремонт в Вологду. И уже через год отправился на новое место приписки в поселок Петровск.

Новый поворот в судьбе 12-го произошел в конце 1994 г. Тогда на Северном Кавказе только-только разворачивались печально известные события. Отметим, что почти одновременно с ним в мятежную республику отправился и 3-й БПДП. А вот начальника ему придать почему-то забыли. Так что Землянскому пришлось руководить сразу двумя составами. Боевые будни последнего начались с неприятного курьеза.

На станции Прохладная (Кабардино-Балкария) состав установили в тупике. Но угол наклона железнодорожной ветки, как выяснилось, не позволял сливать воду из вагона. Со временем она скопилась в таком объеме, что чуть было не парализовала работу всего поезда. Решили проварить дырку в полу злополучного вагона. Во время сварочных работ загорелся утеплитель. Так что солдаты тушили пожар, находясь... по колено в воде.

Не менее экзотические перипетии происходили и с 12-м поездом. В феврале 95-го он прибыл в Ингушетию для обслуживания беженцев из Чечни. Но комизм ситуации заключался в том, что у местного населения попросту не набиралось такого количества белья, необходимого для полнокровного функционирования бани на колесах. Да и людей: раз-два и обчелся. Так что здесь он долго не задержался, взял курс на Чечню.

На станции Червленная подчиненные капитана Землянского, пожалуй, впервые почувствовали "прелести" военного времени.

Сергей Валерьевич вспоминает:

- Как-то из проходящего мимо поезда какой-то "шутник" запустил осветительную ракету, которая угодила в яму с мазутом. Пламя охватило паровоз, затем полыхнула цистерна с водой. Не удалось спасти и палатки с грязным бельем.

Тушили пожар всем миром: и личный состав, и охрана станции. Да и местное население не осталось в стороне. И только спустя два часа удалось обуздать разбушевавшуюся стихию. "Хорошо, что мы вовремя оттащили вагон с мазутом, а то...", - улыбнулся голубоглазый начпоезда.

Так уж получилось, что на Червленной 12-й выполнял некоторую гуманитарную миссию. По договоренности с руководством Северо-Кавказской железной дороги в вагоне-столовой поварами работали чеченки. Так что отношения с местным населением довольно быстро сложились теплые, даже дружеские.

В Чечне 12-й проработал полгода. Командование пришло к выводу, что держать в регионе два поезда уже нет смысла. И в июле 1995 г. он снялся с якоря и отправился в пункт постоянной дислокации. А майор Землянский, проводив его в Петровск, вернулся, приняв руководство 3-м.

Лето 1996 г. выдалось тревожным. Особенно "жарко" стало в августе. Боевики тогда предприняли нападение на штаб группировки федеральных войск в Ханкале. Досталось и банно-прачечному поезду. Во время обстрела несколько гранат взорвались под вагонами. Три человека получили ранения. Жертв могло быть и больше, полагает майор Землянский, если гранаты попали бы в вагоны с людьми. Пока "вертушки", застыв аккурат над поездом, вели ответный огонь, подчиненные Сергея, вгрызаясь в землю, рыли дополнительные окопы. Атаку отбили. Как напоминание о том страшном инциденте в обшивке пострадавшего вагона до сих пор виднеются пробоины от пуль и осколков гранат.

Еще не так давно в расположении федеральной группировки в Ханкале работал 27-й банно-прачечный поезд, прибывший сюда в самом начале второй чеченской кампании. И... в конце концов почил, как говорится, в бозе - его списали по старости.

В УТИЛЬ РАНОВАТО

Ремонт существующих банно-прачечных эшелонов, убежден майор Землянский, экономически нецелесообразен. Вагоны, изготовленные еще в середине прошлого века, выработали свой ресурс дважды, морально устарели и не отвечают современным требованиям. Да и чеченский опыт выявил ряд принципиальных недостатков.

- Когда 12-й выводили из Чечни, - продолжает Сергей Валерьевич, - нешуточные проблемы возникли с вагонами довоенного образца, эксплуатация которых запрещена МПС с 95-го года.

На станции Рыбная ходовая часть одного из них вышла из строя. Начальник участка дороги арестовал его. Так что злополучный вагон пришлось оставить на станции. Уже в части было принято решение, что ремонтировать его не имеет смысла.

Невыгодны они и с экологической точки зрения. За сутки, как показал опыт боевых действий в Чечне, набиралось 200-250 т отработанной воды, а подходящего резервуара нет. Куда ее девать? Приходилось сливать прямо под вагоны. Из-за этого постоянно возникали трения с экологами.

Но самым главным недостатком является паровоз. На заре возникновения банно-прачечных поездов он был не только источником пара, но и тягловой силой всего состава. Со временем железнодорожная промышленность прекратила производство не только паровозов, но и запчастей к ним. Они остались лишь в банно-прачечном хозяйстве Вооруженных сил. Самому "молодому" сейчас более полувека, остальные - еще старше. Уже давно не выпускают и специальный огнеупорный кирпич для топок. Вместо него используют шамотный, который не выдерживает тепловых нагрузок от горения мазута. И вместо положенного месяца паровоз может работать всего лишь неделю. В Чечне пока один находился на ремонте, работал другой.

Но отправлять банно-прачечные поезда в утиль рановато, убежден Землянский. На сегодняшний день БПДП - единственное мобильное средство, цистерны которого способны вмещать 100 т воды. Это позволяет бесперебойно функционировать всему банно-прачечному хозяйству в течение полусуток.

Еще один плюс. Размещаясь на железнодорожных путях, поезд работает в тесном взаимодействии со службами МПС. Это позволяет производить различные ремонтные работы в специализированных мастерских. Например, перемотка электродвигателей, выточка валов к насосам, стиральным машинам. В полевых условиях эти и другие ремонтные работы не сделаешь - нужны стационарные.

Сейчас на Тверском вагонно-строительном заводе разрабатываются поезда нового поколения - БПДМ-2000. В них появятся вагон-химчистка, вагон очистки сточных вод. А вот паровоз исчезнет. Вагоны оснащены автономным источником пара - котлом КПП-500, работающим на дизельном топливе. Кстати, в хозяйстве Землянского уже имеется несколько экспериментальных вагонов нового образца. На сегодняшний день разработаны 9, а весь состав будет состоять из 15. В четвертом квартале следующего года планируется провести государственные испытания такого поезда с последующим принятием его на вооружение.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Почему Грудинин идет вслед за Путиным

Почему Грудинин идет вслед за Путиным

Дарья Гармоненко

Кандидат от КПРФ опять посетит регион, где только что побывал президент

11
29712
Путин ездит по регионам  не как кандидат,  ЦИК оптимизирует размер бюллетеня

Путин ездит по регионам не как кандидат, ЦИК оптимизирует размер бюллетеня

Иван Родин

0
3069
Украина готова потерять целую гривну, не пустив поезда в Россию

Украина готова потерять целую гривну, не пустив поезда в Россию

НГ-Online

Судьбу железнодорожного сообщения между странами решат в 2018 году

0
4582
Последнее турне Навального

Последнее турне Навального

Иван Родин

Штабы оппозиционера резко активизировали сбор пожертвований от сторонников

0
5384

Другие новости

Загрузка...
24smi.org