Поселок Петровск, что в Ярославской области, место по-своему примечательное. Здесь в железнодорожном тупике 1005-го Центрального вещевого склада МО РФ расположился необычный состав - 12-й банно-прачечный дезинфекционный поезд (БПДП). "Баня на колесах" - так окрестили его те, кто прошел первую чеченскую кампанию...
Вообще БПДП - явление необычное в структуре Вооруженных сил. Аналогов нет ни в одной армии мира. А вот отечественные военные стратеги осознали его значимость для обороноспособности страны еще в начале прошлого века. Как рассказали в Военно-медицинском музее МО РФ, впервые поезд-баня появился в России еще в 1904 г. и предназначался для нужд Красного Креста. Тогда он состоял из четырех вагонов: прачечные с ручными стиральными машинами и дезинфекционными камерами.
Во время русско-японской кампании мобильная баня обслуживала госпитали и лазареты на Дальнем Востоке. Хотя штат был невелик - 14 человек, объем работ впечатлял: за 10 часов обрабатывалось до 400 кг белья, что, по меркам того времени, было весьма немало. Активно использовался банно-прачечный поезд и в годы Первой мировой войны.
Со временем потребность Вооруженных сил в банно-прачечных составах только возрастала. Если до начала Великой Отечественной в Советской Армии их было всего 9, то в начальный период войны (1941-1942 гг.) количество взлетело до 100. Обычно эти составы располагались в районах распределительных железнодорожных станций фронтов, где придавались санитарно-пропускным пунктам.
По сравнению со своими предшественниками несколько видоизменилась и их структура. Кроме банно-дезинфекционного отделения и прачечной, состав обзавелся вспомогательными вагонами. В результате он заметно удлинился. Так, банно-дезинфекционное отделение включало 4 вагона: раздевалка, душевая, дезкамера, одевальня. Один из вагонов был оборудован двумя паро-формалиновыми дезкамерами на 60 комплектов обмундирования. В четырех вагонах-прачечных было установлено механическое оборудование. Во вспомогательные вошли две цистерны для воды, электростанция со слесарной мастерской, кухня, столовая, склад и вагон для личного состав поезда. В результате его производительность заметно увеличилась. За час полную санитарную обработку в нем могли пройти до 100 человек.
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ
После войны объем банно-прачечных работ несколько снизился. Однако о мобильных банях не забыли. Более того. Их несколько модифицировали. Нынешние БПДП состоят из нескольких сегментов. В административно-хозяйственную группу входят вагон-штаб, вагон-склад, вагон-столовая, цистерны для воды, вагон-электростанция, вагон-общежитие.
Основная группа - банно-дезинфекционная. Это - вагоны-санпропускники, дезинфекционный вагон, душевая и вагон-раздевалка. Прачечная группа включает вагоны-склады с чистым и грязным бельем, прачечную, сушилку и гладильный вагон. В общей сложности все хозяйство размещается в 19 вагонах, питающихся паром от паровоза, придаваемого на время работы.
Схема помывки личного состава, санитарной обработки белья, разработанная много лет назад, действует и по сей день. Вот как это происходит. Группа из 30-40 человек заходит в санпропускник, вешает одежду на вешалки, а нижнее белье оставляет на полу. Пока личный состав моется, наряд по бане собирает белье и относит на склад грязной одежды. Схема смены белья построена таким образом, чтобы потоки чистого не пересекались с грязным, пояснили в Центральном вещевом управлении МО РФ. После душа солдаты получают чистое белье из обменного фонда. На все про все - час.
Неотъемлемым атрибутом во время помывки является офицер медицинской службы, который определяет степень зараженности белья. Если в нем поселились, к примеру, вши, то оно помещается в дезкамеру для дезинсекции (дезинфекции).
СУДЬБА 12-го БПДП
Бани на колесах пригодились и в мирных условиях. Примечательна судьба 12-го БПДП, которым командует майор Сергей Землянский. С 1985 г. по 1989 г. он дислоцировался на Байконуре, обслуживая военных строителей, караулы. После капремонта его вновь бросили на ответственный участок. Во время землетрясения в Армении он обосновался в Ленинакане. Его клиентами стали военнослужащие, гражданское население.
В 91-м он вновь ушел на ремонт в Вологду. И уже через год отправился на новое место приписки в поселок Петровск.
Новый поворот в судьбе 12-го произошел в конце 1994 г. Тогда на Северном Кавказе только-только разворачивались печально известные события. Отметим, что почти одновременно с ним в мятежную республику отправился и 3-й БПДП. А вот начальника ему придать почему-то забыли. Так что Землянскому пришлось руководить сразу двумя составами. Боевые будни последнего начались с неприятного курьеза.
На станции Прохладная (Кабардино-Балкария) состав установили в тупике. Но угол наклона железнодорожной ветки, как выяснилось, не позволял сливать воду из вагона. Со временем она скопилась в таком объеме, что чуть было не парализовала работу всего поезда. Решили проварить дырку в полу злополучного вагона. Во время сварочных работ загорелся утеплитель. Так что солдаты тушили пожар, находясь... по колено в воде.
Не менее экзотические перипетии происходили и с 12-м поездом. В феврале 95-го он прибыл в Ингушетию для обслуживания беженцев из Чечни. Но комизм ситуации заключался в том, что у местного населения попросту не набиралось такого количества белья, необходимого для полнокровного функционирования бани на колесах. Да и людей: раз-два и обчелся. Так что здесь он долго не задержался, взял курс на Чечню.
На станции Червленная подчиненные капитана Землянского, пожалуй, впервые почувствовали "прелести" военного времени.
Сергей Валерьевич вспоминает:
- Как-то из проходящего мимо поезда какой-то "шутник" запустил осветительную ракету, которая угодила в яму с мазутом. Пламя охватило паровоз, затем полыхнула цистерна с водой. Не удалось спасти и палатки с грязным бельем.
Тушили пожар всем миром: и личный состав, и охрана станции. Да и местное население не осталось в стороне. И только спустя два часа удалось обуздать разбушевавшуюся стихию. "Хорошо, что мы вовремя оттащили вагон с мазутом, а то...", - улыбнулся голубоглазый начпоезда.
Так уж получилось, что на Червленной 12-й выполнял некоторую гуманитарную миссию. По договоренности с руководством Северо-Кавказской железной дороги в вагоне-столовой поварами работали чеченки. Так что отношения с местным населением довольно быстро сложились теплые, даже дружеские.
В Чечне 12-й проработал полгода. Командование пришло к выводу, что держать в регионе два поезда уже нет смысла. И в июле 1995 г. он снялся с якоря и отправился в пункт постоянной дислокации. А майор Землянский, проводив его в Петровск, вернулся, приняв руководство 3-м.
Лето 1996 г. выдалось тревожным. Особенно "жарко" стало в августе. Боевики тогда предприняли нападение на штаб группировки федеральных войск в Ханкале. Досталось и банно-прачечному поезду. Во время обстрела несколько гранат взорвались под вагонами. Три человека получили ранения. Жертв могло быть и больше, полагает майор Землянский, если гранаты попали бы в вагоны с людьми. Пока "вертушки", застыв аккурат над поездом, вели ответный огонь, подчиненные Сергея, вгрызаясь в землю, рыли дополнительные окопы. Атаку отбили. Как напоминание о том страшном инциденте в обшивке пострадавшего вагона до сих пор виднеются пробоины от пуль и осколков гранат.
Еще не так давно в расположении федеральной группировки в Ханкале работал 27-й банно-прачечный поезд, прибывший сюда в самом начале второй чеченской кампании. И... в конце концов почил, как говорится, в бозе - его списали по старости.
В УТИЛЬ РАНОВАТО
Ремонт существующих банно-прачечных эшелонов, убежден майор Землянский, экономически нецелесообразен. Вагоны, изготовленные еще в середине прошлого века, выработали свой ресурс дважды, морально устарели и не отвечают современным требованиям. Да и чеченский опыт выявил ряд принципиальных недостатков.
- Когда 12-й выводили из Чечни, - продолжает Сергей Валерьевич, - нешуточные проблемы возникли с вагонами довоенного образца, эксплуатация которых запрещена МПС с 95-го года.
На станции Рыбная ходовая часть одного из них вышла из строя. Начальник участка дороги арестовал его. Так что злополучный вагон пришлось оставить на станции. Уже в части было принято решение, что ремонтировать его не имеет смысла.
Невыгодны они и с экологической точки зрения. За сутки, как показал опыт боевых действий в Чечне, набиралось 200-250 т отработанной воды, а подходящего резервуара нет. Куда ее девать? Приходилось сливать прямо под вагоны. Из-за этого постоянно возникали трения с экологами.
Но самым главным недостатком является паровоз. На заре возникновения банно-прачечных поездов он был не только источником пара, но и тягловой силой всего состава. Со временем железнодорожная промышленность прекратила производство не только паровозов, но и запчастей к ним. Они остались лишь в банно-прачечном хозяйстве Вооруженных сил. Самому "молодому" сейчас более полувека, остальные - еще старше. Уже давно не выпускают и специальный огнеупорный кирпич для топок. Вместо него используют шамотный, который не выдерживает тепловых нагрузок от горения мазута. И вместо положенного месяца паровоз может работать всего лишь неделю. В Чечне пока один находился на ремонте, работал другой.
Но отправлять банно-прачечные поезда в утиль рановато, убежден Землянский. На сегодняшний день БПДП - единственное мобильное средство, цистерны которого способны вмещать 100 т воды. Это позволяет бесперебойно функционировать всему банно-прачечному хозяйству в течение полусуток.
Еще один плюс. Размещаясь на железнодорожных путях, поезд работает в тесном взаимодействии со службами МПС. Это позволяет производить различные ремонтные работы в специализированных мастерских. Например, перемотка электродвигателей, выточка валов к насосам, стиральным машинам. В полевых условиях эти и другие ремонтные работы не сделаешь - нужны стационарные.
Сейчас на Тверском вагонно-строительном заводе разрабатываются поезда нового поколения - БПДМ-2000. В них появятся вагон-химчистка, вагон очистки сточных вод. А вот паровоз исчезнет. Вагоны оснащены автономным источником пара - котлом КПП-500, работающим на дизельном топливе. Кстати, в хозяйстве Землянского уже имеется несколько экспериментальных вагонов нового образца. На сегодняшний день разработаны 9, а весь состав будет состоять из 15. В четвертом квартале следующего года планируется провести государственные испытания такого поезда с последующим принятием его на вооружение.