Недавно ТВ в очередной раз повторило наши кинематографические бестселлеры: "Особенности национальной охоты" и "┘рыбалки". Увидел знакомые винтокрылые машины. Вертолетчики ювелирно доставили генералу Иволгину водку и "Равиоли". Знаю, что пилотировали Ми-8 ребята гвардейского вертолетного полка, что в местечке Прибылово Глебычевской волости Выборгского района - это в 30 минутах полета на "вертушке" от окраин Санкт-Петербурга. Красиво, конечно: на тебе с облаков манны небесной, гуляй-отдыхай!.. И вспомнились встречи с гвардейцами, состоявшиеся совсем при других обстоятельствах.
ГЕРОЙСКИЙ НЕ ГЕРОЙ
Когда-то в Прибылово располагалась авиадивизия. Ее штаб и два полка, один из которых - 158-й авиационный - и стал прародителем нынешнего вертолетного. Летал полк на реактивных МиГ-15 и МиГ-17, Як-17, а в 1961-м по команде пересел на вертолеты.В годы Великой Отечественной войны полк дал 12 Героев Советского Союза. 13-й, капитан Владимир Кучеренко, добавился к ним во время десятилетней войны в Афганистане. А вообще Афган прошли 90 экипажей. Не миновал их и Чернобыль: 104 ликвидатора налетали более 500 часов в смертельно опасной зоне. Наконец, более половины личного состава полка приняли участие в проведении антитеррористической операции на Северном Кавказе.
Один из них - подполковник Владимир Бабушкин - живая легенда. Спец по полетам в условиях отсутствия и минимальной видимости (причем без всяких приборов) - ночью в тумане. В один из именно таких вылетов он сумел вывезти с передовой 29 тяжелораненых, хотя теоретически его машина могла взять на борт только половину из них... Командование в Чечне представляло его к званию Героя России, но в высоких штабах не показалось, что Владимир Николаевич оного достоин...
На взлетно-посадочной полосе полным ходом идут занятия. Экипажи Ми-24 загружают боекомплекты, проводят техническое обслуживание машин. Рядом тренируются спасатели из поисково-спасательной службы. Вот только занятия чаще идут на земле: не хватает топлива и боеприпасов, на которые лимиты, лимиты┘ Вспоминают время перед отправкой на войну. Вот когда и летали и стреляли┘
Именно там, в Чечне, в начале января 2000 г. у меня и состоялось знакомство с вертолетчиками┘
"С УДАЧНОЙ ПОСАДКОЙ ВАС, СМЕРТНИЧКИ"
Я, будучи офицером пресс-центра ОГВ, с группой тележурналистов вылетел в направлении штаба Западной группировки, располагавшегося тогда в районе Старых Атагов. "Вертушка", что должна была забрать нас обратным рейсом, доставила в Моздок "груз-200". Мы не знали, что находилось в ящиках из-под артиллерийских снарядов, и злились оттого, что разгрузка идет долго и время вылета откладывается. Ко мне подошел пилот и сказал, что эти "двухсотые" - пацаны из 506-го мотострелкового полка ПриВО. Их расчлененные тела духи подбросили к нашим позициям ночью. С ними еще два сваренных в кипятке танкиста - только медальоны остались. После этих слов нам лететь в этой машине разом расхотелось. Честно говоря, пришлось и изрядно принять на грудь.
Вылетели с опозданием. Однако на подходе к Терскому хребту командир вертолета получил приказ возвращаться на аэродром в станице Калиновской. Выяснилось, что летящий впереди нас этим же маршрутом транспортный Ми-26 был обстрелян из засады с окраины уже давно освобожденного села Мескерт-Юрт. Получив большое количество пробоин, он ушел на ближайший аэродром. Вскоре рядом с ним сел и наш "борт". Наш командир экипажа, прибавивший себе за этот день лишних седин, выйдя из кабины, устало пробормотал: "С удачной посадкой вас, смертнички". - "Ну спасибо, утешил", - в тон ответил я ему.Экипаж Ми-26 уже посчитал, сколько дырок получил вертолет - 46. Без жертв обошлось потому, что все пули попали в десантный отсек, а людей там не было - везли продовольствие.
В Калиновской эскадрилья расположилась на аэродромной базе полка Армавирского авиационного училища. На пьедестале в жилом городке застыл МиГ-17. Война прошлась по городку отменно. Но ребята вышли из положения - окна забили досками от ящиков, на бетонные полы настелили щиты, поставили печки-буржуйки, смастерили двери - словом, создали себе уют. Главное - есть электричество, а что все удобства на улице - не беда. Пользуясь случаем, задал интересующие вопросы замначальника отдела авиации ЛенВО полковнику Михаилу Бакиных.
- Когда наши машины поднимаются в воздух, у "духов" резко портится настроение, - рассказал он. - Это нам известно точно, из радиоперехватов.
Летчики, в свою очередь, рассказали, что многому учились по ходу боевых действий. Были найдены новые способы борьбы, не прописанные в учебниках, например отработаны новые тактические приемы преодоления массированного огня противника из стрелкового оружия.
Один из вертолетчиков, Сергей, рассказал, как в самый канун Нового, 2000-го, в районе села Автуры залегла наступавшая мотострелковая рота, прижатая к земле мощным пулеметным огнем. Перекресток, как и весь кусок дороги, хорошо простреливался бандитами. В воздух была поднята пара "крокодилов" (Ми-24). Цель засекли быстро - боевики засели в двух добротных частных трехэтажных особняках, стоящих на краю села, построенных, видать, недавно и не без привлечения рабского труда. Летчики быстро сориентировались, оценили обстановку и применили управляемые ракеты. Пехота продолжила наступление...
- Вообще-то есть у нас отличное оружие - ракеты. Идут по лучу точно в цель. Куда марку перекрестия наложил - туда и попал. В форточку попасть - не проблема. Жаль только, что маловато у нас пока такого оружия. Приходится экономить каждую ракету.
Здесь, на войне, свою квалификацию летчики повышают быстро. Выполнили боевое задание, возвращаются - а погода испортилась (в Чечне, особенно зимой, она портится часто): видимость 300, облачность 30 метров. Полеты осуществляются практически вслепую. Когда машины заходят на посадку, руководитель полетов очень переживает за летчиков, нервничает. Но даже летчики 3-го класса садятся с таким, как они сами говорят, жестким минимумом. Многие из них по праву достойны звания "летчик-снайпер".
Возле одного из Ми-24 собралась группа летчиков. Ребята показывают на дыру в бронированном стекле кабины пилота. Это пробоина от пули, выпущенной бандитами из ДШК во время боя над Грозным. Пилот уцелел чудом, благодаря прочности стекла. Повезло.
"Стоит над городом появиться нашим "вертушкам", - рассказывали летчики, - как "духи" ожесточенно огрызаются огнем всех своих средств ПВО: бьют из "зэушек", из ДШК". Штурман одной из "двадцатьчетверок" поведал, что когда их пара заходила на город, по ведомому вертолету боевики пустили ПТУР. Ракета прошла рядом с машиной. "В нас попадали из ДШК, - рассказывал он, - будто кувалдой изо всех сил по корпусу ударяли...".
Через некоторое время мы вылетели в сторону Аргунского ущелья. "Восьмерку" пилотировал лично исполняющий обязанности комэска Владимир Бабушкин - лучший специалист по взлетам-посадкам в тумане и ночью. Внизу Терек. Слева по борту чеченское село. Видно, что взято оно было без боя. Село зажиточное. Дома богатые, в два-три этажа. Война обошла его стороной, зато вокруг все поля изрыты окопами и воронками. Все чаще появляется наша бронетехника. Орудия танков и БМП развернуты в сторону противника. Мотострелки машут нам руками.
Вертолет резко пошел на снижение. Сели, двигатель не выключаем. Видно, как за бээмпэшками укрываются омоновцы - примерно по взводу за каждой машиной. Зрелище специфическое - у нас в пехоте так не принято. Чувствуется предбоевое напряжение. Нас просят не выходить: работают чеченские снайперы. Телевизионщики снимают из открытых иллюминаторов. Подбежавший к вертолету старший офицер МВД очень эмоционален. Из его слов можно понять, что на этом участке ожидается прорыв отряда боевиков численностью не то в 300, не то в 30 человек. Данные те еще, и это вносит дополнительную нервозность.
Подполковник Бабушкин связывается с руководством, согласовывает действия, после чего наш Ми-8 взлетает, делает разворот, совершает виражи и наносит удары неуправляемыми ракетами, ведя при этом огонь из пулемета вдоль по руслу Аргуна, где засели бандиты. Для телевизионщиков это "то, что надо" - "экшн", венец будущего сюжета...
СПАСИБО ГОСПОДУ┘
┘В Прибылово офицеры с улыбками вспоминают, как снимались в двух "Особенностях┘", "подвозили" Алексею Булдакову и К* водку и снедь... Кино кином, но и в жизни летчикам нередко приходится спасать незадачливых рыбаков, серфингистов, заблудившихся грибников... Тяжело больных в Выборг санрейсами тоже доставляют. Гвардейцы чем могут помогают старикам. По крайней мере два раза в год - на 9 Мая, в День Победы, и 1 октября, в День пожилых людей, - приглашают ветеранов в свою столовую, помогают углем... Полк шефствует над 27 семьями погибших.
Подхожу к группе молодых офицеров. Они только что подвезли к вертолету из укрытия на тележке ящик с ракетами. Спросил, кто они по воинским специальностям. Один представляется летчиком-штурманом, а его товарищ смеется: "Это он только здесь летчик, а так по расчету запасной кочегар". Оказывается, по штату в полку 51 кочегар, а в наличии - только один. Недалеко от Прибылово, в Приморске, строится терминал, и там рабочие получают в месяц в несколько раз больше, чем офицеры-вертолетчики. Вот все и ушли туда, где платят. Поэтому наши офицеры и прапорщики объединились в бригады и топят сами. Днем боевая подготовка - вечером работа в котельных, чтобы жены и дети не замерзли. "Не кочегары мы, не плотники┘" Но приходится. Опять как на войне - борьба за выживание. Все, кто хотел уйти, ушли...
Молодежь не бежит - а где еще полетаешь? Недавно два офицера поступили в академию. Благодарят за это Господа. Нет, не небесного - земного: полковник Владимир Господ - командир полка. Все о нем отзываются как о "золотом человеке", "умнице" (наверное, фамилия обязывает быть именно таким): он умело сочетает требовательность и заботу о подчиненных. Все желающие получили огороды, по ягоды-грибы пойти-поехать - пожалуйста. Охота и рыбалка опять же. Но все это - не в ущерб службе...
Что удерживает всех этих ребят сегодня в армии, зовет подниматься в воздух? "Просто мы знаем, что нужны Родине", - бесхитростно ответил один молодой летчик. Он убежден в этом. А что по этому поводу кто-то подумает┘ ну, это дело того, кто подумает┘
Калиновская (Чечня) - Прибылово - Санкт-Петербург