От социальной несправедливости страдают не только военные пенсионеры России. У бывших их собратьев - военных пенсионеров Украины - также нелегкое положение. В то время как должностные оклады служащих органов исполнительной власти, прокуратуры, судов растут как на дрожжах - в частности, с 1 ноября произошло очередное повышение, на 28%, - украинские военные пенсионеры теряют последнюю надежду получить честно заработанную пенсию.
Несмотря на то что существует множество официальных документов, определяющих положение военного пенсионера (закон о пенсионном обеспечении, указ президента об усилении социальной защиты, указ о надбавках военнослужащим, закон о социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей), начисление и индексация пенсий проводятся не в соответствии с требованиями закона, а по усмотрению чиновников. Спрашивается, почему закон о социальном статусе госслужащего выполняется неукоснительно, а закон о социальной защите военнослужащих - нет. Выходит, офицеры украинской армии - граждане второго сорта?
Согласно закону за беспрерывную воинскую службу должна производиться выплата ежемесячных надбавок. Военные пенсионеры за пять лет выслуги имеют право на надбавку к пенсии в размере 10%, за 10 лет - 30%, за 15 лет - 50%, за 20 лет - 70%, и, наконец, за 25 и более лет выслуги положена надбавка в размере 90% от денежного обеспечения. Однако система различных надбавок к окладам довольно запутанна, и положенные средства не доходят до пенсионеров. Например, в 2000 г. введена 100-процентная надбавка к должностным окладам военнослужащих, размер же пенсий военных пенсионеров не изменился. Процесс судебных исков к военкоматам растет. Всего за январь-сентябрь 2004 года поступило 3184 судебных решений по пересчету пенсий. И по состоянию на 1 октября пересчитаны пенсии 1602 пенсионерам в максимальных размерах.
Вопреки букве закона военкоматы пересчет пенсий не производят. Кроме того, существует диспропорция между размерами пенсий военнослужащих, уже уволившихся со службы, и увольняющихся сегодня. Несмотря на многочисленные публикации в СМИ по вопросам пенсионного обеспечения уволенных в запас и находящихся в отставке офицеров и прапорщиков, несмотря на поток исков, поступающий в военкоматы, проблема пересчета так до сих пор и не решена. И, судя по тому, как быстро военкоматы делают эту работу, разрешения дождутся не все.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ
Если провести соответствующее исследование среди отставников, то его результаты были бы провальными для руководства нынешнего МОУ. Уволенные офицеры и прапорщики в начале 90-х годов оказались чужими для родного МОУ и государства, хотя законодательная основа существует. Министерским чиновникам не до уволенных в запас, ведь при любом раскладе после увольнения военнослужащие имеют право получить пенсию больше в трех-четырехкратном размере по сравнению с теми, кто был уволен ранее, и солидное выходное пособие. Сегодня действует принцип не сколько ты прослужил, а когда уволился, и военные комиссариаты не считают нужным проводить соответствующие перерасчеты. Они, вероятно, ждут указаний МОУ, которое не торопится приводить все в соответствие с законодательством.
В других странах таких случаев социального неравенства среди военнослужащих история не знает. В Германии офицер, который служил в вермахте, а затем в бундесвере имеет при равных званиях и выслуге лет такую же пенсию, как офицер бундесвера. Почему так получилось? Ответ очень простой - денег на всех не хватает, поэтому каждая группа увольняющихся "молодых" и энергичных офицеров (генералов), находящаяся у власти, эффективно лоббирует "персональный" законопроект об "особом" порядке начисления пенсий с учетом последних существенных повышений зарплаты военнослужащим.
Однако при этом не учитываются права военнослужащих, уволенных ранее, при более низком денежном содержании. Такое замораживание размера военных пенсий противозаконно, нарушает права офицеров в отставке и в запасе. Однако Генпрокуратура мирится с этим, вероятно, считая, что если нарушения законов идут на пользу бюджету, то их можно допускать.
Таким образом, законодательство о пенсионном обеспечении уволенных в запас пора пересмотреть и сделать одним цельным законом, а не так, как нынче, - огромное количество законодательных актов, в которых практически невозможно разобраться. Необходимо пересмотреть должностные оклады и оклады по воинскому званию, включив в них мифическую секретность, особые условия и другое.
А пока в Киеве создан общественный комитет "За справедливость", который возглавил офицер запаса В.А. Тимофеев. Этот комитет оказывает помощь пенсионерам в их противостоянии военкоматам в получении законно заработанных пенсий. Авторитет комитета растет, и уже сегодня чувствуется его влияние не только на Киев, но на другие регионы Украины. Движение военных пенсионеров за отстаивание своих прав только набирает силу. Ибо сегодня повышение наших пенсий зависит не от требований закона, а от доброго дяди.
ПЛАТА ЗА ПЕНСИЮ
Как правило, судебные иски, поданные военными пенсионерами, выигрываются. Однако плата за услуги юристов далеко не всем из них по карману - примерно 500-600 долларов. Механизм быстрого получения нужного результата таков. Прежде всего необходимо найти адвоката, набившего руку в исках подобного рода. Адвокат "по своим каналам" собирает необходимые документы, составляет исковое заявление и "обеспечивает" его быстрое прохождение в суде. Уплатив адвокату 500 долларов, можно буквально за пару месяцев получить на руки вступившее в законную силу решение районного суда. А после передачи исполнительного листа о выплате новой пенсии плюс недоимок за прошедшие годы госисполнителям, можно надеяться, наконец, на прибавки к пенсии - почти втрое больше, чем раньше.
Как видим, понесенные затраты окупаются с лихвой за счет быстрого и практически гарантированного результата.
Спрашивается, почему военные должны, требуя приведения в должное соответствие с законодательством пенсий, кормить целый сонм юристов. Фирм и фирмочек возле киевского горвоенкомата - пруд пруди, и все хотят урвать с пенсионера свой кусок. Многие уже теряют последнюю надежду получить честно заработанную пенсию и готовы отдать половину причитающихся им денег, а это примерно15-20 тысяч, чтобы поставить раз и навсегда точку в хождениях по инстанциям.