0
3219
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

13.05.2005 00:00:00

В Молоково, на родину маршала Огаркова…

Тэги: Молоково, огарков


Молоково - это райцентр в одном из "углов" (не станем говорить "медвежьих") Тверской области, близ Вологодчины и Рыбинского водохранилища. От Москвы до поселка пять часов на "Икарусе" в один конец: 167 км надо проехать до Твери да потом еще - 203 км. По первым впечатлениям - те еще места: и железнодорожные, и автомобильные магистрали обошли Молоковский район стороной. Зато нет здесь предприятий, загрязняющих природу. Именно поэтому и пользуются постоянно благами экологически чистой природы всего-навсего 6,7 тыс. человек.

Любопытное совпадение: с 1941 года почти столько же жителей района - 6540 человек - ушли из сел и деревень на фронты Великой Отечественной. 4670 из них погибли и пропали без вести. 7 молоковцев-фронтовиков стали Героями Советского Союза (трое - посмертно).

Но есть еще и восьмой Герой, который "Золотую Звезду" получил уже в мирное время, в октябре 1977-го. И это, наверное, - самый именитый молоковец. Родился он 17 октября (по новому стилю - 30-го) 1917 года в крестьянской семье. А почти шесть десятилетий спустя, в январе 1977 года, Николаю Огаркову суждено было стать во главе Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Маршала Советского Союза Огаркова, по отзывам близко знавших людей, отличали широкий ум и кругозор, безупречный профессионализм, исключительная интеллигентность, воля в реализации идей и решений, сочетание строгой требовательности и тактичности к подчиненным, что присуще далеко не каждому военачальнику.

И вот не так давно в Молоково почтить память умершего 23 января 1994 года Николая Васильевича приезжали его бывшие подчиненные и сослуживцы. Минобороны выделило для этого "Икарус". Генштаб отрядил в поездку заместителя начальника ГШ генерал-полковника Александра Скворцова. Инициатором "экспедиции" явился полковник Александр Порфиров, в прошлом помощник Огаркова. В группе генералов корреспондент "НВО", который также оказался в салоне этого автобуса, заметил сподвижника маршала, когда тот уже руководил Главным командованием войск Западного направления (Варшава), генерал-полковника Бориса Уткина: Борис Павлович являлся начальником политического управления этой Западной ставки. А возглавлял делегацию экс-министр обороны России маршал Российской Федерации Игорь Сергеев.

До сих пор в Молоково сохранился двухэтажный бревенчатый дом, где родился будущий полководец. В прошлом году местные власти нашли деньги и материалы, здание отреставрировали, отделали изнутри и снаружи вагонкой и летом открыли поселковый историко-краеведческий музей имени маршала. Экспонатов пока маловато, но гордостью музея является парадно-выходной мундир Огаркова и его фуражка с золоченым оформлением.

На втором этаже разместилась выставка местной художницы. Удивительно было узнать, что это картины жены местного молодого батюшки, присланного сюда служить в церкви (почти как у военных: направили и изволь!). Небольшие акварельные произведения, посвященные здешней природе, просто великолепны! Особенно если учесть, что матушка, насколько я успел понять, нигде особо рисованию пока не обучалась.

Не так давно в Молоково к 60-летию Победы был возведен мемориальный комплекс. Возле него и началась встреча прибывших гостей и администрации поселка с жителями. Погода стояла мерзопакостная - иного слова не подберешь: снежище с ветром, но сельчане запрудили площадь. Было много детей. Не выдержали только немногочисленные ветераны войны: автобус несколько задержался на гололедной дороге, и пожилых людей благоразумно отвезли домой, хотя они очень хотели увидеть некогда высокопоставленных военных: в кои-то веки в эту глубинку приезжает целая плеяда генералов!

Затем гости осмотрели музей имени Огаркова. Кстати говоря, подобный пример едва ли не единственный в России. Да, конечно, известны дома-музеи маршалов Георгия Жукова, Ивана Конева, адмирала флота Николая Кузнецова на их малых родинах, в глубинках, подобной райцентру Молоково. Но это - полководцы и флотоводец Великой Отечественной. А вот чтобы также чтили память военачальника мирного периода - об этом слышать не приходилось. Впрочем, Огарков тоже воевал. Придя на службу в Красную Армию в 1938-м, он, инженер по военному образованию, в таковом качестве с 1941 года участвовал в боях на Западном и Карельском, а затем на 2-м и 3-м Украинских фронтах. На оперативную работу был выдвинут уже после войны - в 1948 году.

После музея встреча продолжалась в поселковом Доме культуры. Зал был полон. Люди пришли в праздничной одежде, семьями. И слушали военачальников, которые один за другим выходили на авансцену и вспоминали о совместной службе с именитым земляком молоковцев. Маршал Игорь Сергеев рассказал интересный случай. На рубеже 1980-х на повестке дня стоял вопрос о приемке на вооружение некой советской супер-ракеты, совершенно невероятной по своей разрушительной мощи. Между Огарковым и тогдашним министром обороны маршалом Дмитрием Устиновым возникли разногласия: министр считал, что новейшую разработку военно-промышленного комплекса надо немедленно запускать в серию, а начальник Генерального штаба был - это может показаться странным - категорически против. И в этой ситуации Огарков использовал последний довод. Он поручил в ту пору генералу РВСН Сергееву построить┘ деревянный макет ракеты в натуральную величину. Когда Устинов во главе комиссии прибыл взглянуть только на параметры этого могучего чудо-оружия, стало понятно, что его транспортировка на боевые позиции будет настолько проблематичной, что теряется весь смысл в самой БР. В результате для страны были сэкономлены миллиарды рублей.

Но особенно интересным был рассказ генерал-полковника Бориса Уткина. Борис Павлович опытный оратор. Кроме того, бывший член военного совета Западной ставки, написал книгу об Огаркове, которая в издательстве "ООСТ" вышла уже двумя изданиями - насколько велик интерес к герою. Она, кстати, названа "Маршал Советского Союза Н.В. Огарков. Обаяние личности, масштаб свершений". И это название говорит само за себя.

Генерал Уткин приводит в своем труде немало малоизвестных фактов. К примеру, на Западе всегда любили составлять различные рейтинги. Так вот Огарков в свою пору неизменно оказывался на 1-м месте из 29 самых высокопоставленных советских военачальников, достойных занять пост министра обороны. Еще в 1987 году в Лондоне вышла книга о высшем военном руководстве СССР, в которой анализировалась деятельность четырех глав военного ведомства: маршалов Родиона Малиновского, Андрея Гречко, Дмитрия Устинова и Сергея Соколова и, соответственно, четырех начальников Генерального штаба. Причем из 400 страниц текста почти половина посвящена Огаркову. Правда, западные аналитики, оценивая его по военным талантам и авторитету в армии, не учли интриги в тогдашнем советском руководстве: Огаркову не суждено было возглавить Министерство обороны, в 1984 году он вынужден был оставить пост начгенштаба, уйти "с понижением" на Западную ставку. Однако маршал "не обиделся" на высшую власть (во всяком случае, по словам Уткина, внешне это никак не проявлялось), а с присущей ему энергией исполнял обязанности на этой новой должности.

За семь лет руководства Генеральным штабом Николай Васильевич успел сделать очень многое. Главное, по мнению военных специалистов, - ему удалось в максимальной степени приблизить Генштаб к той ступени функционального совершенства, когда он действительно становится "мозгом армии"...

Пока шло мероприятие в зале, в фойе Дома культуры спецназовец (он просил не упоминать его фамилии) в форме морского пехотинца с орденом Мужества на груди преподал молоковской детворе урок самообороны без оружия. "Приемчики" как мальчишки, так и девчонки уясняли весьма живо. Отрадно, что будущие призывники все еще грезят Воздушно-десантными да Пограничными войсками┘

У Огаркова есть и еще один рейтинг. Его уже давно нет в живых, вроде бы в прошлом "его эпоха", но из отечественных военачальников послевоенной поры он до сих пор остается самым цитируемым как на Западе, так и в России военных авторов. Это обусловлено тем, что многие идеи, заложенные им в реформирование армии, так или иначе реализуются и сегодня.

Благодаря этому приезду и сами молоковцы, наверное, больше узнали о своем именитом земляке. Тем более что сам он, говорят, как уехал из Молокова, так в него больше и не приезжал: так складывалась жизнь. А в годы крайнего противостояния двух систем, когда Огарков уже был на высоком посту, и вовсе не до этого было: в отпусках толком не всегда приходилось бывать┘

А созданный дом-музей маршала - это, без преувеличения, замечательно. Особенно в условиях, когда интерес к офицерской службе среди молодежи неуклонно падает. Военачальники же пообещали регулярно наведываться в Молоково, чтобы хоть таким способом стимулировать этот интерес. Следующая поездка, как сказали корреспонденту "НВО", запланирована на август.

 

Молоково-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
959
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1122
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1563
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1263

Другие новости