В литературе, посвященной Аравийскому полуострову, часто встречаются ссылки на его труды. Он является, по-видимому, единственным представителем западной цивилизации, проведшим почти сорок лет в тех краях и претерпевшим трансформацию от британского чиновника до мусульманина - шейха Абдаллы Филби.
ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ
В 70-х годах ХIХ века Гарри Монтегю (Монти) Филби из городка Лаутон в графстве Эссекс отправился на Цейлон искать удачи в кофейном плантаторстве. Время от времени он наезжал в столицу острова Коломбо, где и познакомился со старшей дочерью командира английского гарнизона полковника Джона Дункана. Монти влюбился, и в мае 1883 года 19-летняя Квинни Дункан стала миссис Филби. В 1884 году у них родился сын Ральф, в 1885-м - герой нашего повествования, в 1887-м - Гарольд и в 1889-м - Деннис.
В конце 80-х годов у Монти возникли финансовые трудности, так как кофейные деревья поразила ржа. Монти оказался практически разоренным. Свои печали он начал топить в вине, не забывая и о женщинах. Квинни терпела выходки мужа до 1891 года, а потом забрала детей, села на пароход и уехала в Англию.
Несмотря на то что в 1903 году Квинни удалось открыть пансион и вполне успешно его содержать, семья всегда жила трудно. Между тем уже в начальной школе стало очевидно, что Джон Филби - одаренный мальчик, и классный руководитель настоял на том, чтобы он принял участие в конкурсе на получение стипендии для обучения в привилегированной школе Вестминстер. Тринадцатилетний Джон успешно прошел это испытание.
Жизнь в Вестминстере была спартанской: деревянные столы без скатертей в столовой, малоаппетитная еда, чуть теплая вода в ванной, дортуар, больше похожий на барак. Но все эти неудобства с лихвой компенсировались замечательным преподаванием и строгим сохранением давних традиций.
В 1903 году Филби окончил школу, а в марте 1904 года стал победителем конкурса на получение стипендии для обучения в знаменитом колледже Святой Троицы (Trinity College) в Кембриджском университете. Здесь Джон, как и в Вестминстере, занимался спортом, участвовал в самодеятельных спектаклях, писал веселые стишки-эпиграммы на своих друзей, был членом дискуссионных клубов, вступил в Шекспировское общество и "Общество Икс", где читали пьесы любых авторов, кроме Шекспира. Во время каникул по собственному желанию и за свой счет ездил во Францию и Германию для языковой практики.
ИНДИЯ
Успешно окончив университет, Джон Филби решил поступить на службу в британскую колониальную администрацию в Индии. В декабре 1908 года молодой человек прибыл на пароходе в Бомбей, а оттуда поездом добрался до Лахора и, представившись начальству, получил назначение в горный район Джелум. Жалованье начинающего служащего не превышало 400 рупий (около 30 фунтов стерлингов) в месяц. Но жизнь была очень дешевой. К примеру, жилье англичанин мог снимать за 1 рупию, а питаться на 4 рупии в месяц.
Скоро Филби приобрел репутацию трудоголика, каковым и оставался всю жизнь. После пяти месяцев пребывания в Индии с отличием сдал экзамен по урду. Он активно общался с местным населением, много путешествовал на велосипеде, наблюдал, изучал. При этом высказывался относительно того, что Индии вполне возможно предоставить независимость, за что прослыл радикалом.
В 1909 году Джон сдал экзамен, подтвердивший его владение языком пенджаби, а еще через год - новый экзамен по урду - уже на уровне "профессиональное владение", в связи с чем получил к зарплате прибавку в 100 рупий.
20 сентября 1910 года в церкви городка Мурри при большом стечении гостей состоялось венчание Джона Филби и Доры Джонстон, дочери старшего инженера на железной дороге. 1 января 1912 года у супругов родился сын Ким. Это было не официально зарегистрированное, а лишь домашнее имя мальчика, данное ему родителями в честь героя одноименного романа Киплинга.
Работал Джон успешно, его деятельность вызывала одобрение и похвалы начальства, вот только денег хронически не хватало (надо было помогать матери и братьям). Выручали необыкновенные способности Филби к языкам. Чем более редкий язык осваивал сотрудник колониальной администрации и чем выше был уровень владения им, тем большее вознаграждение он получал. Джон начал изучать арабский, надеясь по достижении приличного уровня получить вознаграждение в 300 фунтов. При этом у него был и более дальний прицел - молодого чиновника влекли страны Персидского залива и Месопотамия, где ему очень хотелось поработать.
В октябре 1915 года, в разгар мировой войны и в преддверии дальнейшего наступления английского экспедиционного корпуса в Месопотамии, сэр Перси Кокс (политический представитель Великобритании на территории, уже занятой английскими войсками) срочно просил прислать в его распоряжение арабистов. Филби оказался в списке.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Минуло еще два года, и в конце ноября 1917-го Филби в составе делегации из трех человек с караваном прибыл в Эр-Рияд - крупнейший город центральной аравийской области Неджд. Жители этих мест отличались крайней религиозной ортодоксальностью и подозрительностью к иноверцам, поэтому англичанам было предложено переодеться в арабскую одежду. Филби совершенно спокойно отнесся к этому и прекрасно себя чувствовал в новом одеянии, чего нельзя сказать о его коллегах. Кроме того, в пути Филби стал отращивать бороду, что соответствовало облику местных мужчин.
В Эр-Рияде англичан принял Ибн Сауд, вождь областей Центральной Аравии, которому было передано оружие и деньги для боевых действий против турок. Оставшись при дворе Ибн Сауда в качестве британского политического представителя, Джон часто и подолгу беседовал с аравийским правителем. Перед Филби поставили задачу добиться от Ибн Сауда максимального содействия англичанам в борьбе против турок. Джону лишь частично удалось решить ее. Ибн Сауд знал, чего хотели в Аравии англичане, и не позволял манипулировать собой. Вместе с тем между Филби и Ибн Саудом сохранялись дружеские и даже теплые отношения.
По окончании мировой войны Филби возвратился в Багдад. Будучи к этому времени убежденным противником политики британского правительства, он открыто заявлял, что является сторонником республиканского строя в Великобритании. От него, судя по всему, предпочли избавиться. Филби был направлен к правителю Трансиордании Абдалле на смену знаменитому Лоуренсу Аравийскому в качестве главного представителя Лондона в этой стране. Здесь Филби находил время и для исследовательской работы. Он совершил несколько путешествий по Трансиордании, о чем написал много статей.
Достоинства Филби не остались не замеченными его новыми руководителями, и ему поручали экстраординарные задания. Как никто другой, он знал и понимал людей Ближнего Востока. Поэтому и от английской разведки к нему зачастую поступали просьбы, выполнение которых требовало умения вести дела с арабами, соблюдения конспирации, проявления волевых качеств.
Тем не менее Филби расстался с государственной службой. Однако в Англии о нем помнили и даже консультировались по вопросам обстановки на Ближнем Востоке, но не всегда могли правильно понять и оценить то, что пытался объяснить Джон.
Уже как частное лицо Филби снова направился в Аравию, и Ибн Сауд, очень высоко ценивший его знания, опыт, честность и искренность, оставил его при себе.
СОВЕТНИК КОРОЛЯ
По мнению многих специалистов по Аравии, Филби почувствовал, что Ибн Сауд увидел в нем именно такого просвещенного представителя Запада, у которого можно многому научиться и советам которого можно доверять.
Джону разрешили посещать внутренние районы Аравии. Свои путешествия он описывал очень подробно, хотя, возможно, и скучновато, но только не для арабистов-исследователей, жаждавших неизвестных подробностей о внутренних районах этого мало кому известного края. Кстати, много позже, в 1960 году Филби принимал участие в конгрессе востоковедов в Москве. Его выступления по аравийской тематике вызвали восхищение аудитории.
Летом 1930 года Филби принял ислам. Был ли этот поступок искренним? Некоторые арабы - современники Джона-Абдаллы - отвечали на данный вопрос положительно. Духовное наследие, традиции, символизм и доктрина ислама определяли содержание каждого дня жизни мусульман Аравии, а Филби всегда восхищался исламской этикой, высоко ценил ее.
За проведенные на Аравийском полуострове исследования Филби был удостоен Золотой медали Королевского географического общества в Лондоне.
В 1945 году, когда Филби возвратился в Саудовскую Аравию после очередной поездки в Англию, Ибн Сауд преподнес ему подарки: 4 тыс. саудовских риалов и наложницу - молоденькую красавицу Рози, родившую Абдалле Филби в 1947 году сына Фахда, а затем и еще трех мальчиков.
Размолвка с новым королем Саудовской Аравии вынудила Филби уехать в Ливан. В сентябре 1960 года у него случился сердечный приступ, и 30 сентября он скончался в местной больнице. Находившийся в то время в Бейруте Ким похоронил отца на местном мусульманском кладбище. На могильном камне была высечена надпись: "Величайший исследователь Аравии".