0
3447
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

21.10.2005 00:00:00

Наш человек в Египте

Анатолий Исаенко

Об авторе: Анатолий Иванович Исаенко - подполковник в отставке.

Тэги: исаенко, египет, переводчик


Направили меня в Египет в 1968 году. После всяких бесед и инструктажей, а также выдачи египетского армейского обмундирования я, недавний выпускник Военного института иностранных языков, получил назначение в зенитную ракетную бригаду, расположенную в зоне Суэцкого канала. В этом соединении было пять советских офицеров - военных советников и, кроме того, еще два - в штабе дивизии ПВО, так что работы переводчику хватало.

Кстати, впервые наш соотечественник приехал в Египет в качестве военного советника еще в 1875 году. Это был Ростислав Фадеев (1824-1883 гг.) - двоюродный брат знаменитой создательницы теософии Елены Блаватской, дядя еще более известного широкой публике государственного деятеля Сергея Витте, военный историк, публицист, участник Большой кавказской войны XIX века и пленения Шамиля. Однако в стране пирамид отставной русский генерал-майор долго не задержался. Слишком большую тревогу вызвало его появление в Каире у англичан и турок. Фадеев уехал из Египта, увозя с собой как память о своей неудавшейся миссии портрет хедива Исмаила с его автографом.

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ

В течение первых двух недель мне удалось объездить весь израильско-египетский фронт - от Порт-Саида до Суэца, от Средиземного до Красного морей - и ни разу не попасть в какую-нибудь переделку.

Через месяц в сентябре запланировали проведение командирских занятий на берегу Суэцкого залива. День выдался солнечный и ясный. Отработка учебных вопросов проходила под открытым небом и завершилась знакомством с советской 23-мм спаренной десантной зенитной установкой. Египетские солдаты лихо переводили ЗУ-23-2 из походного положения в боевое и обратно.

После обеда поехали купаться в замечательное место Сохна (теплый источник). Вспоминается прекрасное море, живописнейшее место... Ровно через год поблизости от него во время противовоздушного боя погибли два наших советника, а переводчик, мой однокурсник, с инженером чудом остались живы...

Мы поплавали в море и в теплом минеральном источнике, после чего вместе со старшим советником и сопровождающим египетским офицером поехали в Суэц. Миновали нефтяную базу, приблизились к городской окраине... И тут окрест разнесся продолжительный вой сирен. Улицы мгновенно пустели, даже собаки куда-то убегали в тревоге. Израильтяне начали обстрел города, египтяне ответили, и завязалась артиллерийская дуэль через канал.

Мы заскочили на командный пункт, расположенный в бункере, построенном еще англичанами. Очень прочное и надежное укрытие, а потому здесь царит спокойная обстановка, хотя и кипит напряженная работа, на планшетах отображаются изменения в обстановке. Изредка выбегаю из бункера, чтобы понаблюдать за происходящим. Город виден как на ладони. В северной его части огонь и дым застилают горизонт. Поскольку обе стороны не жалеют снарядов, сразу вспомнилось "здесь... вставала земля на дыбы".

Канонада длилась уже более часа, когда западнее КП, у подошвы горы Атака, загрохотали новые выстрелы. В бой вступили египетские 130-мм дальнобойные пушки. Над КП разразилась настоящая "стальная вьюга". Однако продолжалась она недолго: после этого удара египетской артиллерии внезапно наступила полная тишина.

ПРОТИВОВОЗДУШНЫЙ БОЙ

В Военном институте дали только общее представление о том, что такое противовоздушный бой, а потому в памяти осталось лишь краткое определение: это, мол, действия частей зенитно-ракетных войск по уничтожению воздушного противника... Запомнилось также, что бой протекает в ограниченном районе в течение короткого времени.

Случилось так, что в Египте меня назначили переводчиком в дивизию ПВО, а затем в зенитную ракетную бригаду. Район действия - от Порт-Саида до Суэца. В начале весны 1969 года севернее Суэца развернули еще один зенитный ракетный дивизион. Располагался он на небольшом расстоянии от Суэцкого канала. Как-то в марте мы прибыли туда с советником по фамилии Шарашкин. Надо сказать, что был он человек мудрый и решительный. Мог делать все сам: за командира дивизиона, командира бригады и дивизии ПВО. Причем не только советовал, но и показывал, как надо действовать в сложной обстановке. И такой случай тогда представился.

В это время шла артиллерийская перестрелка между египетскими и израильскими войсками. Эту огневую дуэль можно было наблюдать невооруженным глазом. Радиолокационная станция зрдн захватила низколетящую цель на восточном берегу канала. Выяснилось, что это самолет-корректировщик, который безнаказанно летает вдоль канала.

Наш советник предлагает командиру дивизиона уничтожить воздушного разведчика. Офицер-египтянин находится в нерешительности и тянет время. Советник давит на меня: ты-де мягко переводишь, а надо жестче и решительнее.

Наконец командир дивизиона ответил:

- Господин Шарашкин, сбивать самолет нельзя, здесь замешана большая политика.

Однако ж согласился связаться с вышестоящим штабом. Доложил обстановку, и политика сразу изменилась. Египтянина как будто подменили.

Шарашкин кричит мне:

- Анатолий, выбегай из кабины наведения и наблюдай, запускаем ракету!

Выбегая из кабины наведения, я услышал команду на арабском языке, которую помню до сих пор: "Эртифа хамсин, масафа арбаин - идрипт!" ("Высота 50, дальность 40 - огонь!").

Выскочив из кабины, я чуть не присел от сильного хлопка и взрыва - это из клуба огня и пыли стартовала ракета и, набирая скорость, пошла к цели. Через несколько минут корректировщик был поражен: в небе расплылось желтое облако, а на землю полетели обломки самолета. За моей спиной раздались аплодисменты - это отдыхающая смена приветствовала успех стрелявших.

Вскоре была обнаружена вторая воздушная цель. Дивизион запустил еще одну ракету, которая, однако, пролетев половину пути, вдруг клюнула носом вниз и врезалась в землю. Так что этому израильскому летчику повезло. Вторую ЗУР использовать не стали, потому что самолет противника исчез в течение нескольких секунд. Артиллерийская перестрелка через Суэцкий канал сразу же прекратилась...

...Через пять лет, уже будучи военным наблюдателем ООН, я посетил эту зенитную ракетную позицию. Она была взорвана израильскими войсками в октябре 1973 года после форсирования Суэцкого канала и блокирования 3-й египетской армии.

ГОРА ЖЕНИФА

Весной 1969 года командный пункт египетской зенитной ракетной бригады переместили из Абу-Сувейра в населенный пункт Фаид, расположенный на западном берегу Большого Горького озера. Здесь когда-то находился аэродром, выведенный из строя израильской авиацией в первые часы шестидневной войны в июне 1967 года. На пересечении взлетных полос виднелись глубокие воронки. Зато подземный КП, в котором мы обосновались, был целехонек и оборудован на славу.

Наступил апрель 1969 года, выезд на выходные в Каир нам запретили. Египтяне отмечали религиозный праздник. На плацу был выстроен личный состав штаба бригады. Присутствовал и я с советником командира бригады. Комбриг произнес речь, после чего сказал нам на английском, что упомянул в своем выступлении и военных советников, которые помогают египтянам защищать небо родины.

Западнее Малого Горького озера, на господствующей высоте под названием Женифа была оборудована позиция одного из зенитных ракетных дивизионов. Выгодное положение, отличный обзор, хорошее укрытие выделяли эту позицию среди других, и не случайно сюда привозили на экскурсию большое начальство.

Как-то после рабочего дня советника командира бригады срочно вызвали на КП. Остальные советники находились безвыездно в дивизионах, проживали в землянках. И тут приходит сообщение, что идет артобстрел зрдн на горе Женифа. Израильтяне установили на берегу Малого Горького озера четыре дальнобойных орудия и открыли огонь с дистанции в 20 км. Командир дивизиона позвонил своим артиллеристам на передний край с просьбой подавить противника. Но те медлили. Отправили к ним на автомашине начальника штаба. Не помогло.

Через полчаса мы с советником комбрига были на Женифе. Обстрел постепенно прекратился - с наступлением вечера стало темно. Советник командира дивизиона доложил, что личный состав не пострадал, поскольку израильские снаряды рвались в основном на склонах и у подножия горы. Но одна пусковая установка все же была повреждена. К счастью, ракета на ПУ не взорвалась и не загорелась. Мы осмотрели результаты попадания. Первую ступень ЗУР отбросило в сторону метров на 50. Вторая ступень осталась нетронутой на направляющей. Вся земля вокруг ПУ была усыпана осколками снаряда.

Поступил приказ - срочно перевести дивизион на запасную позицию. Закипела работа. К рассвету зрдн развернулся на новом месте. На Женифе были оставлены макеты, и по ним утром противник нанес ракетно-бомбовый удар...

...Через пять лет я снова побывал на горе. Рядом со старой позицией была построена новая - с более мощными бетонными перекрытиями для размещения ЗУР нового поколения. Однако обе позиции были взорваны израильскими войсками в октябре 1973 года.

ОАЗИС МОИСЕЯ

Конец февраля 1979-го. С арабским офицером связи едем в оазис Айун Муса - источник Мусы. Мусой арабы называют пророка Моисея. Согласно легенде, после ударов его посоха образовалось 12 источников. Один из них - здесь, в 15 км от Суэца. Из земли бьет тепловатая минеральная вода. Рядом видны заброшенные ванны из цемента. Подальше растут пальмы. Местность в низине заминирована, везде колючая проволока.

Оазис находился под израильской оккупацией семь лет. Везде контрасты: древность и современность, жизнь и смерть.

Севернее размещалась позиция 155-мм израильских гаубиц, тоже носившая имя Моисея. Отсюда велся обстрел города Суэц. С наблюдательного пункта, имеющего вид бронеколпака, хорошо видна окружающая местность, канал и кварталы Суэца. Шесть орудий находились в железобетонных бункерах и на рельсах выкатывались из укрытия при ведении огня через открытые стальные ворота.

Бункеры и орудия взорваны египтянами во время штурма.

Нас сопровождал сын местного шейха, одетый в полосатую галабею. В оазисе - несколько глинобитных построек, некоторые из них разрушены. Но жизнь возрождается, неподалеку как ни в чем не бывало играют дети...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1176
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1356
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1475
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3660

Другие новости