Выдающихся полководцев в ратной летописи России - десятки, но в памяти народной сохранились единицы. Очевидно, мало одних только блистательных побед, необходимо еще что-то. В череде немногих укрепившихся в массовом сознании имен - Суворов, Кутузов, Скобелев, Брусилов, Жуков - есть еще одно: Михаил Драгомиров. В начале ХХ века его знали все, хотя далеко не каждый мог вспомнить, в каких сражениях отличился этот генерал.
ПЕРВАЯ МЕДАЛЬ - ЗА УЧЕБУ
Родился Михаил Иванович Драгомиров под Конотопом на Украине 8 ноября 1830 года в имении отца, потомка поляков-перебежчиков, верно служивших русскому царю. Окончив Конотопское городское училище, поступил в привилегированный Петербургский Дворянский полк, который фактически являлся закрытым военно-учебным заведением. Там он окончил курс обучения фельдфебелем и в 1849 году был направлен в лейб-гвардии Семеновский полк прапорщиком. В 1854 году получил чин поручика и поступил в Академию Генерального штаба.
Не только судьба и начальство благоволили молодому офицеру. Он сам проявил недюжинные способности к наукам, окончив академию с золотой медалью. Вскоре Драгомиров получил чин штабс-капитана Генерального штаба. Там, при штабе в столице, он и провел Крымскую войну, которая поразила его мужеством солдат и тем, что была проиграна. Тщательно изучая эту несчастливую кампанию, Драгомиров впервые задумался о роли морального фактора на войне. А главным итогом стала его первая научная работа "О высадках в древние и новейшие времена" - единственное глубокое исследование десантных операций, имевшееся в России до революции.
В 1858 году Драгомирова командировали за границу изучать современное состояние военного дела в Европе. Он получил статус наблюдателя при штабе Сардинской армии и принял участие в австро-итало-французской войне. Здесь он получил славу провидца, способного предсказать исход любого вооруженного противоборства. За одним из завтраков с королем Сардинии Виктором-Эммануилом II тот спросил русского офицера, каким ему видится финал войны. "Вы победите австрийскую армию, - ответил Драгомиров. - Она будет разбита, ибо в ее рядах - масса славян и венгров. Нет дурака, который, сидя в тюрьме, сражался бы за честь своей тюрьмы". Так и вышло. А к Драгомирову впоследствии постоянно обращались за прогнозами, и все они сбывались.
Вернувшись домой, он представил отчет под названием "Очерки австро-итало-французской войны 1856 г.", в котором особо остановился на морально-нравственных качествах солдат и военачальников сражавшихся армий. Здесь же был проведен тщательный разбор применявшейся тактики. Этот интерес к военной теории был замечен, и Драгомирова назначили в Академию Генерального штаба адъюнкт-профессором по кафедре тактики с оставлением в штатах ГШ. И произвели в капитаны.
В 1861-1863 годах слушателем Драгомирова по курсу тактики оказался великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III. Впоследствии он весьма благоволил своему учителю тактики, и именно на годы его правления пришелся расцвет деятельности Драгомирова. Отмена крепостного права в 1861 году вызвала серьезные перемены в жизни России, возникла необходимость реформ, в том числе и военной. И реформатор армии военный министр Милютин обрел в лице Драгомирова серьезного проводника новых идей.
С 1861 года Михаил Драгомиров - активный военный писатель, постоянный автор журнала "Оружейный сборник", "Инженерного журнала", "Артиллерийского журнала" и других специализированных изданий. Главная тема - армия в новых условиях, в первую очередь нравственное ее состояние. Тогда же Драгомиров начал возрождать заветы великого Суворова, напрочь забытые к тому времени. В армии господствовал прусский стиль, ненавистный знаменитому генералиссимусу. Но в своих лекциях преподаватель тактики стремился напомнить слушателям о системе воспитания и обучения, применявшейся великим полководцем. Драгомиров был противником постоянных смотров и парадов, считая муштру бессмыслицей, и отдавал предпочтение методу практических занятий в противовес словесному обучению.
В 1864 году полковника Драгомирова назначили начальником штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии, но вскоре отправили в новую загранкомандировку - военным атташе на австро-прусскую войну. В 1866 году он привез отчет о боевых действиях и стойкое отвращение к прусской военной школе. Больше всего его поразил тот факт, что "прусская армия не любит победителей". Военачальникам, потерпевшим поражение, продолжали доверять управление войсками. Впоследствии Драгомиров весьма иронично отзывался в своих воспоминаниях о боевых действиях на театре той войны.
ГЕНЕРАЛЬСКАЯ КАРЬЕРА
В 1866-1869 годах Драгомиров снова в Академии Генерального штаба, но теперь уже профессор тактики, с 1868 года - генерал-майор. Ему 38 лет, он успешно делает карьеру и пишет свой первый учебник "Записки о тактике". Тогда же, полемизируя с Львом Толстым, пишет разбор военной тактики в романе "Война и мир". Находит в этом гениальном произведении массу несуразностей в трактовке военной борьбы и делает вывод: специалист не найдет здесь ничего, "кроме того, что военного искусства нет, что подвезти вовремя провиант и велеть идти тому направо, тому налево - дело не хитрое и что быть главнокомандующим можно ничего не зная и ничему не учившись".
В 1869 году генерал Драгомиров стал начальником штаба Киевского военного округа. Служба в столице Древней Руси считалась престижной и ответственной, поскольку округ граничил с двумя враждебными империями - Турцией и Австро-Венгрией. В 1873 году его назначили командиром 14-й пехотной дивизии. На этих должностях Драгомиров получил возможность практически реализовать свои теоретические изыскания. Принцип "Учить солдата и офицера тому, что необходимо на войне" был главенствующим.
Тогда же Драгомиров издал "Памятную книжку чинов 14-й пехотной дивизии", где среди прочего имелся свод требований к солдатам в порядке важности: преданность государю и Родине; дисциплина; вера в начальника и безусловная обязательность выполнения его приказов; храбрость, решительность; готовность без ропота переносить все нужды солдатские; чувство взаимной выручки. Солдаты его дивизии отличались дисциплиной и обученностью. Они быстро усвоили новую тактику рассыпного строя и стрелковой цепи.
Систему обучения Драгомирова экзаменовала Русско-турецкая война 1877-1878 годов. Переправу главных сил Российской армии через Дунай в районе города Зимницы должна была обеспечить 14-я дивизия Драгомирова. Надлежало форсировать реку, защищаемую немалыми силами турок, захватить плацдарм и прикрыть переброску на правый берег остальных сил. Драгомиров лично занимался рекогносцировкой, подготовкой плавсредств и разработкой плана операции. От офицеров он требовал довести задачу до каждого подчиненного: "Последний солдат должен знать, куда и зачем он идет".
Бой начался в 2 часа ночи 15 июня 1877 года и закончился в 2 часа дня. К этому времени 14-я дивизия отбросила неприятеля от берега и захватила город Свиштов, обеспечив переправу всех четырех корпусов главных русских сил. За блестящие действия Драгомиров был награжден Военным орденом Святого Георгия 3-й степени.
Впоследствии дивизия участвовала во взятии Тырново и овладении горными перевалами. Именно Драгомиров привел в критический момент подкрепление на Шипкинский перевал на помощь русско-болгарскому отряду Столетова. Здесь отважный генерал был ранен в колено. Ему грозила ампутация ноги. Однако Драгомиров преодолел и это. На фронт его больше не пустили, но в утешение Александр II пожаловал ему чин генерал-лейтенанта. Затем он был назначен начальником Академии Генерального штаба и произведен в генерал-адъютанты. За одиннадцать лет Драгомиров превратил академию в крупнейший центр военной научной мысли. Здесь в 1879 году издал свой главный труд - "Учебник тактики".
В 1880-е годы Драгомирова дважды направляли во Францию знакомиться с новинками военной техники. Но передовой в сфере тактики, методики обучения и воспитания солдат генерал оказался яростным противником магазинных винтовок и всяческих технических новшеств. Он с упорством догматика исповедовал суворовский принцип "Пуля - дура, штык - молодец!". Идеалом считал однозарядную винтовку.
А впоследствии так отозвался о пулемете Максима: "Если бы одного и того же человека нужно было убивать по нескольку раз, то это было бы чудесное оружие, так как при 600 выстрелах в минуту их приходится по 10 на секунду. На беду для поклонников столь быстрого выпускания пуль, человека довольно подстрелить один раз, и расстреливать его затем вдогонку, пока он будет, надобности, сколько мне известно, нет. Правда, есть рассеивающие пули приспособления, но, опять-таки на беду, не народилось еще таких музыкантов, которые были бы в состоянии переменить направление стволов 10 раз в секунду".
В 1898-1903 годах Михаил Иванович был начальником не только Киевского военного округа, но и всего Юго-Западного края, то есть одновременно губернатором Киевской, Волынской и Подольской губерний с весьма широкими полномочиями. Здесь он активно содействовал украинской интеллигенции в формировании национально-культурного возрождения. При нем Киев получил новый оперный театр, Политехнический музей и много всего другого. Тогда же Драгомиров стал героем многих анекдотов, бытующих до сих пор.
Скончался Михаил Иванович 15 октября 1905 года на 76-м году жизни в родном Конотопе, где и был похоронен. В некрологах перечислялись его заслуги и звания. Драгомиров состоял почетным членом общества Medailles militaries во Франции, был почетным профессором Киевского и Московского императорских университетов, Шведско-норвежской военной академии в Стокгольме, конференции Академии Генерального штаба и почетным президентом Михайловской артиллерийской академии.