Максуд Алиханов. В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев. - Махачкала.: Издательский дом "Эпоха", 2005. - 412 с.
Эту книгу вполне можно рекомендовать для изучения в российских военных учебных заведениях. Ведь многим будущим офицерам предстоит служить в Северо-Кавказском военном округе. Поэтому им весьма полезно будет прочитать удивительные по достоверности и эмоциональному воздействию очерки Максуда Алиханова, увидевшие свет в 1895-1896 годах на страницах газеты "Кавказ" и вновь подготовленные к изданию историком и писателем Рудольфом Ивановым. Ибо автор - генерал-лейтенант Русской императорской армии, имя которого доныне почитаемо в Дагестане, - воссоздал достоверную картину Большой Кавказской войны XIX века.
Да, о том далеком противоборстве уже немало написано и сказано. И все же до конца непонятно, почему многочисленным регулярным русским войскам так долго не удавалось добиться решающего успеха. Нередко они артиллерийским огнем разрушали целые аулы. Но заканчивались кровопролитные сражения, батальоны возвращались в возведенные ими крепости - и вновь возрождались селения, а непокорные кавказские народы отнюдь не собирались складывать оружие. Такую стойкость Максуд Алиханов объясняет особым укладом жизни и мировоззрения горцев, которые зачастую были готовы скорее умереть за свои безжизненные скалы, чем уступить захватчикам. Это умело использовал имам Шамиль - талантливый администратор и военачальник, создавший настоящее независимое государство, сформировавший из разрозненных пеших и конных отрядов мобильную боеспособную армию.
Вместе с тем, ведя борьбу с неверными, Шамиль не жалел и собственных подданных. Как свидетельствуют очерки Максуда Алиханова, за малейшие прегрешения Шамиль безжалостно расправлялся с мужчинами и женщинами, стариками и детьми. Своей жестокостью он оттолкнул от себя даже верного соратника и подлинного народного героя Хаджи-Мурада.
Автор ярко живописует повседневный быт горцев, хозяйство труднодоступной страны, веками отрезанной от всего внешнего мира. Приводятся подробные статистические данные об экономике региона, из которых сам по себе напрашивается вывод, что большинство населения едва сводило концы с концами. Именно это заставляло мужчин отправляться в набеги на равнины с целью грабежа.
Лишь после ряда поражений и неудач русское командование на Кавказе выбрало наиболее верную тактику умиротворения мятежного края. В частности, присягнувшие на верность "белому царю" горцы вошли в состав местных милицейских формирований, наиболее выдающимся руководителям которых присваивались офицерские звания. Перспективы мирной благополучной жизни в великой империи, материальные выгоды службы России - вот что в конечном итоге предопределило поражение Шамиля.
О последнем штурме его последнего оплота на горе Гуниб 25 августа 1859 года рассказывают сами дагестанцы - участники той давней драмы. Твердыню, заблаговременно подготовленную к длительной осаде, защищали всего несколько сотен мюридов. Известно имя храбрейшего из них - Таймаз из селения Губдет: он повел 40 воинов с шашками наголо в атаку против пехотинцев целого Ширванского полка. За несколько минут солдаты, вооруженные винтовками, расстреляли всех бесстрашных джигитов...
Конечно, Максуд Алиханов, отец которого перешел от Шамиля на сторону русских, весьма критически написал о деятельности имама. Но от этого не страдает в целом познавательное значение самих очерков, их злободневность для нынешней ситуации на Северном Кавказе. К сожалению, явным недостатком книги является сравнительно небольшой тираж - 4 тыс. экземпляров. Неудивительно, что ее трудно найти, приобрести.