0
1000
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

20.01.2006 00:00:00

Храбрец и демагог

Тэги: шарон


В силу многих объективных причин любое значительное политическое событие на Ближнем Востоке имеет сильнейший мировой резонанс. Неудивительно, что сейчас все ведущие СМИ следят за здоровьем Ариэля Шарона, как год назад следили за медицинскими бюллетенями Ясира Арафата. Но Шарон не просто политик, он прославленный генерал, участвовавший во всех войнах, которые вел Израиль. В чем же военные заслуги Арика-Бульдозера, как его прозвали на родине?

ОТ РЯДОВОГО ДО ГЕНЕРАЛА

Родители израильского военачальника и премьера были выходцами из России, перебравшимися в 1921 году в Палестину. Они носили фамилию Шейнерман. Ее же получил и Ариэль, родившийся в 1928 году в еврейском поселении Кфар Малале. Шароном он стал впоследствии. Семья занималась сельским хозяйством, сын пошел по стопам родителей и поступил учиться на агронома. Палестина в то время была колонией Великобритании, и в ней разгоралось движение за независимость. При этом у евреев и арабов было разное представление о будущем суверенном государстве. Арик тоже не остался в стороне и уже в 14 лет вступил в подпольную еврейскую армию "Хагана".

В 1948 году англичане ушли, оставив клубок межнациональных и межконфессиональных проблем. Сразу же после их ухода разгорелась война, получившая в Израиле название Война за независимость. На следующий день после того, как в Тель-Авиве было провозглашено независимое еврейское государство, которое тут же признали США и СССР, на столицу только что появившейся на карте мира страны посыпались бомбы, а ее границы пересекли военные части Трансиордании, Египта, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии, Ирака и Ливана. Они намеревались уничтожить Израиль вместе с еврейским населением.

Арик отправился на фронт. Сперва командовал пехотным отделением, потом ротой. Прошел десятки сражений. Во время битвы под Латруном - самой кровопролитной за всю войну - получил тяжелое ранение и остался в тылу врага. Когда пришел в себя, сумел сориентироваться и уползти к своим. Тогда же он сформулировал принцип, впоследствии ставший одним из основных в израильской армии, - "раненых на поле боя не оставляют". Позже был еще раз тяжело ранен. В 1952 году вышел в отставку с должности командира батальона и поступил в Иерусалимский университет, где изучал историю и проблемы Востока.

Учиться пришлось недолго. Палестинцы развязали кровавый террор против мирного населения Израиля, ситуация ухудшалась с каждым днем. В августе 1953 года Шарона вызвал к себе генерал Моше Даян и сказал: "Есть люди, которые изучают историю, а есть люди, которые делают ее". Он поручил создать специальное антитеррористическое формирование, получившее наименование "часть 101" ("отряд 101"). Первоначально в него вошли 40 отборных бойцов. Позднее Даян прибавил "части 101" батальон парашютистов, и она превратилась в 202-ю парашютную бригаду. Ее стремительные налеты на базы террористов в соседних арабских странах сделали свое дело. Террор удалось обуздать.

В 1956 году обстановка на Ближнем Востоке снова накалилась. Египет национализировал Суэцкий канал и, нарушая международные соглашения, прекратил пропуск израильских судов. Одновременно он блокировал Тиранский пролив, закрыв выход Израилю в Красное море и запретив полеты пассажирских самолетов. Египтом были созданы базы "фидаинов" - наемных террористов, среди которых палестинцы составляли меньшинство. Они за хорошую зарплату совершали диверсии и убийства на территории Израиля. Египет, Сирия и Иордания, создав совместное командование, намеревались решить "еврейский вопрос".

Великобритания и Франция готовили военную операцию по восстановлению международного статуса Суэцкого канала, который был построен на их деньги. Израиль решил воспользоваться удобным моментом и провести свою операцию под названием "Кадеш" для ликвидации военной угрозы со стороны арабов.

Открыла кампанию 202-я парашютная бригада Ариэля Шарона, десантировавшаяся в 17.00 29 октября 1956 года в египетском тылу на перевал Митла. Здесь 31 октября разгорелась битва за Хейтанский проход. Две роты парашютистов при поддержке трех танков и минометов отправились на бронемашинах, рассчитывая, что немногочисленный противник отступит без боя. Но когда колонна втянулась в ущелье, по ней был открыт со всех сторон губительный огонь. Бой продолжался семь часов. В самом начале загорелся и взорвался бензовоз, затем грузовик с боеприпасами и еще три машины. Минометы вышли из строя, получили повреждения и остановились несколько бронемашин и джипов. Вырваться из этого мешка, казалось, не было возможности. Единственный выход - подняться на кручи и пойти в рукопашную. Что и сделали парашютисты.

Десантники понесли тяжелые потери. И напрасные, поскольку не получали команды на штурм прохода. Более того, не было надобности захватывать эти египетские позиции и удерживать их, поскольку не планировался выход к Суэцкому каналу. 202-я бригада должна была продвигаться в противоположном направлении на Шарм-аш-Шейх. Она и овладела им, совершив самый глубокий в истории арабо-израильских войн прорыв в тыл противника.

В 1957 году Шарон был направлен на учебу в Англию в командно-штабной колледж, а после его окончания стал самым молодым полковником в истории ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля) - в 29 лет. Все последующие годы он находился в рядах армии, но в начале 1960-х годов перешел в бронетанковые войска. В 1966 году Шарон прослушал курсы юриспруденции в Тель-Авивском университете и наконец-то получил диплом о высшем образовании.

ТАНКИСТ-ПОЛИТИК

Во время Шестидневной войны 1967 года Ариэль Шарон, уже генерал-майор, командовал бронетанковой дивизией. Ему пришлось штурмовать укрепрайон Абу-Агейла - гордость египетской армии. Он был прикрыт глубокими рвами, многочисленными рядами колючей проволоки, минными полями, бетонными дотами и являлся стратегическим центром всей египетской обороны на Синае. Танкисты и мотопехота Шарона обошли их с двух сторон, взяли в клещи и после двухдневного штурма захватили. В первый день танки прорвали внешние укрепления, ночью на штурм египетских окопов пошла пехота. Ночью же с вертолетов был выброшен десант, подавивший артиллерию обороняющихся. Затем снова вперед пошли танки, круша оборону противника.

В 1969-1973 годах Ариэль Шарон возглавлял Южный военный округ страны. В 1973 году он уволился в запас в звании генерал-майора, но вернулся на военную службу, когда в октябре начались военные действия.

6 октября 1973 года, когда в Израиле праздновали "Йом-Кипур" - праздник Судного дня, египетские вооруженные силы развернули крупномасштабное наступление. Одновременно сирийские войска тремя бронированными колоннами двинулись на Голанские высоты и вклинились на 20 км в боевые порядки израильтян. На карту было поставлено существование еврейского государства. 14 октября президент Египта Анвар Садат бросил в атаку свои бронетанковые войска. Со времен Курской битвы мир не знал подобного танкового сражения. Более двух тысяч бронированных машин сошлись в яростной битве. Роковой ошибкой египтян стало то, что их танки вырвались из-под прикрытия своих ПВО. Вертолеты израильтян методично расстреляли 364 египетских танка, исход войны был предрешен.

На следующий день танки ЦАХАЛа ринулись к Суэцу. Садату предлагали отвести египетские войска на западный берег канала, но он из политических соображений отказался это сделать. Обнаружив прореху на стыке двух египетских армий, Шарон стремительно двинул туда метопехоту и всего с семью танками форсировал канал. Когда египтяне спохватились, у них в тылу находились уже две израильские дивизии, а сами они оказали отрезаны. Оставалось только подписать перемирие.

Покидая после этой победы свои войска, Ариэль Шарон написал в последнем приказе: "Солдаты, вы вырвали у врага победу вопреки катастрофическим ошибкам и бездарности руководства, утратившего контроль над ситуацией..." И все сразу забыли, что именно Шарон командовал тем самым Южным округом всего за полгода до войны и оставил своему преемнику неукрепленный рубеж. Но он был готов обвинять в неудачах кого угодно, только не себя. Себя Шарон видел исключительно в роли триумфатора.

В 1978 году в Израиль приехал президент Египта Анвар Садат. "Есть ли среди встречающих Ариэль Шарон?" - спросил он, спустившись по трапу самолета. Когда Арик подошел, Садат пожал ему руку и сказал: "Вы, генерал Шарон, являетесь для нас олицетворением воинской доблести".

В 1981 году Арик занял пост министра обороны. В этот время произошло обострение на границе с Ливаном. Там образовался палестинский анклав, как его называли в Израиле, "ФАТХленд". Со стороны Ливана практически ежедневно производились обстрелы из тяжелых орудий и "катюш", совершали рейды отряды экстремистов. Стремясь положить этому конец, в 1982 году Шарон провел операцию "Мир Галилее". В результате формирования Организации освобождения Палестины были изгнаны из Южного Ливана и рассеяны по всему арабскому миру.

Но тогда же была написана самая позорная страница биографии Шарона. При его попустительстве в лагерях беженцев Сабра и Шатила ливанские фалангисты устроили массовую резню мирного населения.

Главным минусом Шарона многие считают отсутствие стратегической глубины мышления. Он способен увидеть и использовать в действии каждый бугорок на поле битвы, выигрывая тактически. Но если же ему поручить отвечать за стратегию, проигрыш неминуем. Ливанская кампания оказалась единственной в истории Израиля, которая была проиграна. И при этом все бои в Ливане были выиграны! Израиль покинул буферную зону в Южном Ливане, не добившись окончательной победы.

Ариэль Шарон обаятелен, инициативен и изобретателен. Отчаянно храбр и нацелен на победу любой ценой. Но при этом готов жертвовать жизнями своих солдат, обманывать и хитрить, давать демагогические обещания и лгать, не смущаясь. И все это ради Израиля. Он настоящий патриот, этого у Шарона не отнять. И при всей своей воинственности всегда мечтал только об одном - гарантированном мире для своей страны. Ради этого он даже пошел на ликвидацию еврейских поселений, чтобы передать эти территории палестинцам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1685
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4187
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2307
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2607

Другие новости