Каждого неравнодушного человека, посмотревшего фильм Федора Бондарчука "9 рота", не мог не поразить в самое сердце его трагизм. Ибо, утверждают авторы киноленты, жестокие и неумные советские генералы, оказывается, бросили на произвол судьбы в Афганистане аж целую роту - девятую. А парни, верные присяге, стояли насмерть, истекая кровью. Но они не знали, что войска, вывод которых им вроде бы требовалось прикрыть, уже ушли из этого района. И никто даже не собирался направлять сюда колонну, ради защиты которой десантники и обороняли высоту с отметкой 3234.
Всего-то прошло семнадцать лет после возвращения на Родину из Афганистана соединений и частей 40-й армии, а как изменяет историческая память! Причем почему-то в первую очередь людям, непричастным к той войне. Вспоминаю, с каким пиететом описывалась в центральных газетах встреча создателей "9 роты" с президентом и министром обороны, коллективный просмотр фильма. Казалось, Сергей Иванов, как руководитель военного ведомства, первое лицо в иерархии Вооруженных сил, хотя бы деликатно даст понять творческой группе, что она допустила грубейшую ошибку - никто никаких рот при выводе войск из Афганистана на съедение "духам" не оставлял. Это исторический факт. Ан нет, промолчал, наверно, сам поверил в то, что так оно и было. Еще распорядился крутить ленту по своему патриотическому телеканалу чаще других. И миллионы будущих защитников Отечества почерпнут из кинопроизведения, что о людях в Советской армии никто не думал, да и сами полководцы - бесталанны и неорганизованны, если способны выбросить из головы, словно малозначащую мелочь, целое подразделение, гибнущее в неравном бою. А ведь любой солдат и офицер, сражавшийся в Афганистане на завершающем этапе той десятилетней кампании, знает, с какой заботой и трепетом относился командарм 40-й армии генерал Борис Громов к своим подчиненным. Он всегда придерживался принципа - максимальное сохранение личного состава.
ЧТО ВЫДУМАЛИ АВТОРЫ
Художественные фантазии сценариста напрямую порочат командование Ограниченного контингента, якобы "в суматохе вывода огромной армии просто забывшее 9-ю роту на этой высоте и оставившее ее на растерзание моджахедам". Да, знать, не пропала даром клевета эпохи перестройки, когда некоторые "правозащитники" тоже обвиняли наших генералов в том, что они якобы преднамеренно наносили огневые удары по своим окруженным подразделениям - чтобы солдаты не сдавались в плен.
По прихоти автора сценария события на высоте 3234 сдвинуты на год - на январь 1989-го. Это абсурд. К тому времени уже прошел первый этап вывода советских войск из Афганистане, причем не только из приграничного с Пакистаном округа Хост (в фильме почему-то проходит название провинция Хост, хотя таковой в Афганистане нет), но и из всех восточных, юго-восточных и юго-западных районов страны.
Новобранцы весеннего призыва 1988 года (герои фильма) в Афганистане оказаться никак не могли, так как пополнение осенью 1988 года туда не направлялось, там добровольно остались имевшие боевой опыт старослужащие солдаты, чтобы не подвергать неоправданному риску необстрелянных ребят.
Вообще-то подготовка сержантов и специалистов для находившихся в Афганистане частей осуществлялась в течение шести месяцев, для чего в приграничных военных округах были созданы специальные учебные полки в Термезе, Отаре и Кушке, а также учебные центры в районах Ашхабада, Иолотани, Термеза, Алма-Аты и Кушки. Десантников пропускали через учебный центр близ Ферганы.
С пополнением для ОКСВ занимались офицеры и сержанты, имевшие опыт боевых действий. Затем, уже в Афганистане, новичков в частях и подразделениях еще в течение 10-12 дней также готовили по соответствующей программе. Особое внимание уделялось обращению с оружием, передвижению на машинах и бронетехнике, преодолению минно-взрывных заграждений... Поэтому героев фильма никто и никогда не направил бы на боевую операцию на третий день после прибытия в Афганистан. Словом, извращение, и очень обидное, незаслуженно злое.
С географией у авторов фильма тоже не все в порядке. В ходе этой операции 9-я рота сначала выдвигается в Анаву (Панджшер), а потом вдруг оказывается совсем в другой части Афганистана (юго-восток страны), куда из Панджшера пройти через горы невозможно.
Непонятно, зачем советские солдаты бросают занимаемые боевые позиции и приходят в кишлак. Обычно в селения входили только афганские части и агенты ХАДа, а советские подразделения их только блокировали. Наверное, этот эпизод был придуман создателями фильма, чтобы показать, как советская артиллерия разрушает дома мирных жителей?
Короче говоря, какого эпизода "9 роты" не коснись - почти все в нем не соответствует исторической действительности. Налицо же - домыслы несведущих людей, очень далеких от всего, что происходило в Афганистане, но желающих "приобщиться" к этой войне, не выходя из кабинетов, пытающихся заработать, не особенно утруждая себя, известность на киноописании боевых событий тех дней.
КАК ВСЕ БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ
Что же произошло в действительности в Афганистане? Для деблокирования дороги Гардез-Хост в ноябре 1987-го - январе 1988-го проводилась операция под кодовым названием "Магистраль". Руководил ей непосредственно командующий 40-й армией генерал Борис Громов. Координировал ход операции генерал армии Валентин Варенников.
Боевые действия шли в высокогорной лесистой местности и отличались напряженностью и упорством. Решающий вклад в достижение успеха внесли десантники дивизии Павла Грачева, захватившие перевал Сатукандав, названный западными СМИ "неприступным бастионом, о который русские сломают себе зубы". В провинции Пактия были разгромлены главные силы моджахедов и их базы, захвачено большое количество боеприпасов и военного снаряжения. Особое место отводилось уничтожению базового района Срана. Основную роль в его захвате сыграл 345-й отдельный парашютно-десантный полк (командир - Валерий Востротин). При этом один из частных эпизодов боевых действий 9-й роты опдп на высоте 3234 лег в основу фильма "9 рота".
Заместитель командира полка подполковник Лапшин вел в ту пору дневник. Приведу выдержку из него: "┘В 16.30 7 января 1988 года начался обстрел 9-й роты, обороняющейся на высоте с отметкой 3234. Обстрелы для нас были делом привычным, но здесь обстановка накалялась с каждой минутой.
После часового огневого воздействия из безоткатных орудий, минометов, гранатометов и стрелкового оружия "духи" перешли в атаку. Наступающие, одетые в черные куртки, двигались спокойно, в полный рост. Перли, невзирая на огонь артиллерии и потери. Складывалось впечатление, что они - в наркотическом угаре. Используя террасы и скрытые подступы, противник подходил все ближе и ближе к расположению 9-й роты. В ход и с той и с другой стороны пошли гранаты. "Духи" атаковали с криками: "Аллах акбар!", "Москва, сдавайся!" Ну а наши, бросая гранаты, кричали в ответ: "За Федотова!", "За Куйбышев!", "За Борисов!", "За Могилев!" Каждый выкрикивал свой родной город. Бой шел уже второй час, когда, прикрывая отход товарищей, на огневой позиции остался один - младший сержант Александров В.А. "Духи" одновременно ударили по нему из трех гранатометов. Погиб он геройски. Мы представили его к званию Героя Советского Союза (посмертно).
Срочно сняли разведывательную роту и бросили ее на подмогу героической 9-й роте. Командир роты Ткачев командует уверенно, но тревога в голосе чувствуется. Он держится, но боеприпасы на исходе. Чтобы ускорить подход, разведчики создали группу, солдаты которой, бросив все лишнее, взяв с собой лишь гранаты и патроны, стремительно стали подниматься вверх. Короткая передышка - снова вражеская атака. Положение становилось критическим.
Гранаты были на исходе. Погибли рядовые Мельников А.В. и Кузнецов А.Ю. На помощь роте вышел разведвзвод батальона во главе со старшим лейтенантом Смирновым. Стало чуть легче. Отлично работает корректировщик старший лейтенант Бабенко. Артиллерия бьет по атакующим "духам", нанося им поражение, но группе разведроты, спешащей на подмогу, еще примерно два часа пути наверх. Тем временем была отбита еще одна атака. Где-то в час ночи 8 января началась новая атака, как потом выяснилось, самая ожесточенная. Но и она захлебнулась. В 9-й роте много раненых и мало патронов.
"Духи" забрасывают наши позиции гранатами. Не забуду, когда выносили после боя умирающего рядового Криштоненко О.В., он все шептал, что не успел ее (гранату) от себя отбросить - отбросить свою смерть. До рассвета он не дожил. Видели потом мы эти легкие пластмассовые гранаты американского производства. Срезав часть ее корпуса, обнаружили 3-миллиметровые шарики. До двухсот их было в теле младшего сержанта Огнева К.Н. Ногу ему потом пришлось ампутировать... Сутки прожил с тяжелейшей контузией рядовой Цветков А.П. и скончался. С большим трудом мы удержали высоту 3234. Убитых - 6, раненых - 10 человек. Трое раненых отказались эвакуироваться. Только через трое суток их спустили вниз - стали гноиться раны.
По нашим расчетам, против тридцати девяти человек 9-й роты наступало около двух-трех сотен "духов". Какие у них потери, мы тоже не узнали, поскольку они вынесли с поля боя всех убитых и раненых. Через несколько дней из разведотдела армии сообщили: против нас действовал отборный полк командос пакистанской армии "Чехатвал"┘"
Жертвы 9-й роты были не напрасны, как утверждают авторы вроде бы посвященного ей фильма. Удалось осуществить проводку автомобильной колонны с продовольствием и предметами первой необходимости в Хост, который долгие годы находился в блокаде моджахедов, а также продемонстрировать жизнеспособность правящего в Афганистане режима, войска которого участвовали в боях. За операцию "Магистраль" Борису Громову присвоили звание Героя Советского Союза. Такого же звания, но посмертно были удостоены младший сержант Вячеслав Александров и рядовой Андрей Мельников из 9-й роты 345-го отдельного парашютно-десантного полка.