Еще 11 января, выступая перед депутатами Госдумы, вице-премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов говорил о необходимости рассмотреть в первом квартале 2006 года ряд важных документов, касающихся Вооруженных сил. Речь шла о четырех подготовленных Минобороны законопроектах - об ужесточении ответственности за несоблюдение военнослужащими условий контракта, о сокращении отсрочек в связи с переходом в 2008 году на двенадцатимесячную службу по призыву, о ликвидации в стране института прикомандирования офицеров к государственным органам власти, а также о создании военных центров при гражданских вузах.
Однако первый квартал уже заканчивается, а документы, которые должны были быть представлены на заседании правительства еще на прошлой неделе, как сообщили "НВО" в Управлении информации и общественных связей МО, будут рассмотрены кабинетом министров значительно позже. Почему?
В Генштабе "прорабатываются вопросы", которые призваны максимально смягчить издержки, связанные с двукратным сокращением времени военной службы. Генералы предлагают внести в законопроекты промежуточные положения о переводе призывников с 2007 года на полуторагодичную военную службу. Причем говорится о необходимости подобного шага давно. Как минимум - 4 месяца. Об этом, например, в декабре 2005 года заявлял заместитель начальника Генштаба Василий Смирнов. В январе наличие "промежуточного варианта" подтвердил "НВО" глава думского комитета по обороне Василий Заварзин. В Управлении информации и общественных связей МО сообщили, что утрясаются некоторые "чисто технические вопросы", поэтому и задержка. А ведь эти самые "промежуточные положения" планировалось рассмотреть именно вкупе с вышеупомянутыми законопроектами...
Между тем бывший командующий 58-й армией, Герой России генерал-лейтенант Владимир Шаманов, до недавнего времени исполнявший обязанности помощника председателя правительства, считает, что затяжка с рассмотрением "законопроектов, связанных с упразднением некоторых отсрочек от военной службы и изменением ее сроков, обусловлена озабоченностью военного ведомства развернутой в стране рядом правозащитных организаций кампанией по отказу от военной службы". Если законопроекты об отсрочках от военной службы "предлагать на рассмотрение в Госдуму РФ в ходе весеннего призыва, то это все равно, что подливать бензин в огонь", считает Шаманов. Аналогичного мнения придерживаются члены комитета Госдумы по обороне генерал-майор Николай Безбородов, Алексей Сигуткин и другие политики.
Тормозятся и другие законодательные инициативы Сергея Иванова. По словам советника аппарата Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Владимира Гаврищука, законопроект об отмене института прикомандирования офицеров к государственным органам власти "точно не будет рассматриваться в Госдуме на весенней сессии, поскольку не прошел согласование с заинтересованными ведомствами". Гаврищук скептически оценивает возможность рассмотрения законопроекта и осенью, поскольку "у этого документа есть много противников, в первую очередь - офицеров и генералов, которые прикомандированы к государственным органам власти. У них больше оклады и служба там является престижной".
Вопрос об отмене института прохождения службы офицерами в структурах власти Иванов ставил перед президентом страны еще в ноябре 2004 года, выступая на сборах руководящего состава ВС РФ. С тех пор прошло полтора года, а дело не сдвинулось с мертвой точки. Хотя дело касается 3,5 тыс. старших и высших офицеров - это численность целой мотострелковой бригады, или более 5% от всего офицерского корпуса страны.
Сегодня офицерский корпус искусственно разделен. Одни за копейки тянут лямку в войсках. Другие, получая высокие чиновничьи оклады, проходят так называемую военную службу в престижных ведомствах - аппарате правительства, администрации президента, "Рособоронэкспорте", РОСТО-ДОСААФ и т.п. Конечно, эти люди будут сопротивляться отмене своих привилегий.
Блокируется рассмотрение и другого важного закона, связанного с привлечением к материальной ответственности офицеров, досрочно расторгнувших контракт. Ведь, по словам преподавателей Военного университета, дети высокопоставленных военных чиновников, получив образование в этом вузе, зачастую сразу же увольняются из армии.
Таким образом, инициативы Сергея Иванова, направленные на совершенствование военной организации страны, увеличение призывных ресурсов и соблюдение принципа социальной справедливости в Вооруженных силах, пока не реализованы. И сразу становится понятно, кто на самом деле руководит военной организацией страны, - это безымянные военные чиновники, способные саботировать любую инициативу, ущемляющую их интересы.