Авиаторы – кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914–1918 годов: Биографический справочник. Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. – 360 с., илл. Тираж 1000 экз.
«НЕСТЕРОВ Петр Николаевич
Дата рождения. 15.02.1887 г.
Происхождение. Из дворян Нижегородской губернии. Сын штабс-капитана.
Вероисповедание. Православный.
Образование. Окончил Нижегородский кадетский корпус (1904 г.), Михайловское артиллерийское училище (1906 г.), Офицерский класс Офицерской воздухоплавательной школы (1912 г.), Авиационный отдел той же школы (1913 г.).
Чины и звания.
Подпоручик – 29.10.1906 г.
Поручик – 01.09.1909 г.
Штабс-капитан – 31.08.1913 г.
Военный летчик – 1913 г.
Прохождение службы... 09.09.1913 г. первым в мире выполнил «мертвую петлю» – фигуру пилотажа, впоследствии названную в честь него «петлей Нестерова»...
Награды. Св. Георгия IV ст. – ВП (Высочайший приказ. – «НВО») от 23.04.1915 г. «за то, что в бою 26 августа 1914 г., заметив в воздухе над г. Жолкевым неприятельский аэроплан, производивший разведку, по личной инициативе, поднявшись на аппарате, протаранил неприятельский аэроплан, упавший с двумя летчиками около д. Вола-Высоцка, при этом сам погиб славной смертью героя».
Дата и обстоятельства смерти. 26.08.1914 г., недалеко от г. Жолкева... погиб, разбившись о землю».
Это – выдержка только из одной биографии, помещенной в данной, без преувеличения уникальной книге. О военном воздухоплавателе Нестерове (автор «петли» и первого в истории авиации тарана) знают все или многие любители отечественной военной истории. А вот о других...
По подобному принципу в биографическом справочнике представлены документальные жизнеописания 269 первых российских летчиков, ставших и первыми же «небесными кавалерами» высших военных наград Российской империи. При этом описания подвигов авиаторов приводятся по тексту Высочайших приказов о чинах военных за 1914–1917 годы и по другим архивным источникам. Собственно, на них и основана вся книга.
Но ценен справочник не только этим. По биографиям летчиков можно видеть, как конкретно применялась боевая авиация в годы Первой мировой войны. Это тем более значимо, что в трудах отечественных историков боевая летная тема практически не освещалась. Работы их были посвящены в основном не более чем десятку воздушных асов той поры, главным образом погибшим (Евграф Крутень, Петр Нестеров, Иван Орлов) или служивших после революции в Красной армии (Константин Арцеулов, Михаил Ефимов). Роль других по идеологическим соображениям принижалась (не рабоче-крестьянское происхождение: из 68 офицеров-авиаторов – Георгиевских кавалеров, проходивших службу в РККА, в советских справочниках и энциклопедиях упоминается только один Михаил Строев) или замалчивалась (большинство из них воевали на стороне белых, жили потом в эмиграции). Например, мало кто слышал о младшем офицере 4-го корпусного авиационного отряда поручике Александре Козакове, который в отличие от Нестерова тараном не только уничтожил вражеский самолет, но и остался жив. Более того, в последствии он стал самым результативным русским летчиком-истребителем.
Интересующийся читатель, изучив книгу, сделает для себя и другие не менее любопытные открытия.