0
1011
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

21.04.2006 00:00:00

Услышит ли солдат глас Божий?

Павел Круг

Об авторе: Павел Круг - журналист, политолог.

Тэги: минобороны, капеллан, армия, священник


Главная военная прокуратура направила в Министерство обороны законопроект, согласно которому в Российской армии планируется ввести институт капелланов – полковых священников. Общественность уже принялась обсуждать этот документ, хотя текст его известен пока только самому узкому кругу лиц. Впрочем, подобное повышенное внимание вполне обоснованно: ведь капелланы, очевидно, будут призваны не допускать варварских проявлений неуставных отношений в Вооруженных силах РФ.

Повторим, пока текст законопроекта не доступен широкой общественности, обсуждать роль института капелланов в современной армии можно только в самых общих чертах. Однако по мере продолжения и развития дискуссии о миссии священнослужителей в воинских частях и на боевых кораблях, общество постепенно свыкается с самой возможностью таковой деятельности. Тем более что де-факто Вооруженные силы РФ давно окормляются самой крупной из российских религиозных организаций – Русской Православной Церковью. В Основах социальной концепции РПЦ армия и флот отнесены к тем сферам, работу в которых она считает для себя приоритетной. Строго говоря, РПЦ хочет не ввести, а воссоздать институт капелланов, ссылаясь на то, что в дореволюционной России полковые священники были, причем они выполняли не только обязанности духовных отцов верующих солдат и офицеров. Между тем глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин даже выступил с предупреждением, что в том случае, если будут соблюдаться права только православных военнослужащих, «это будет серьезный конфликт внутри самой армии».

Конечно, Основы социальной концепции РПЦ – вовсе не тот документ, на котором может строиться юридическое обоснование института полковых священников. Пусть с одобрением воспримут законопроект о капелланах в Минобороны, отправят его на рассмотрение Государственной Думы – вряд ли документ пройдет через нижнюю палату в неизменном виде. Тем более что возникающих в связи с ним вопросов предостаточно. Например: будут ли капелланы иметь воинское звание и являться военнослужащими, как это предлагает Главная военная прокуратура? Или чины военным священникам все же присваивать не будут? Как отделить основную функцию капеллана – реализацию права человека иметь религиозные убеждения и быть участником отправления культа – от активного проповедничества и миссионерской деятельности, явно не совместимой с армейским уставом? Какие конфессии будут представлены в армии? Наконец, сколько необходимо священнослужителей Вооруженным силам и потребуется в бюджете ли для содержания этого корпуса новая строка?

Очевидно, Русской Православной Церкви принятие закона о полковых священниках наиболее выгодно. Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с ВС РФ протоиерей Димитрий Смирнов видит будущего капеллана достаточно независимым от армейской иерархии человеком: он не носит оружие, не участвует в учениях и носит рясу (за исключением разве что служащих в горячих точек).

Несколько иное мнение у представителя ГВП генерал-майора юстиции Валерия Кондратова: полковой священник находится примерно в правах солдата, проходящего службу по контракту, но со статусом офицера. То есть военная подготовка капеллана не будет в данном случае ограничиваться только ознакомлением с воинским уставом, в принципе не исключены и физические тренировки.

Однако обсуждение таких частностей, как право священника носить рясу в армейской части, не должно отвлекать от основного вопроса, связанного с введением института капелланов. А именно: не будет ли противоречить его существование Конституции, в которой прописан принцип светскости государства, а также равенства в правах верующих, исповедующих разные религии, – как между собой, так и с теми, кто не исповедует никакой. Очевидно, Минобороны выступило неудачно со своим первоначальным предложением свести роль капелланов в армии к минимуму путем создания «религиозных уголков», где один и тот же капеллан может объединять в одном лице служителей разных культов. Но для самих священников одновременно придерживаться даже двух вероисповеданий, а уж тем более многих – довольно проблематично. С другой стороны, если допустить в Вооруженные силы православных, мусульманских и иудейских священнослужителей, то почему должны быть проигнорированы последователи других мировых религий?

Пока вопросов в дискуссии о капелланах больше, чем ответов. А для светского государства, каковым является Россия, главный вопрос стоит так: либо пускать в армию все мировые религии, которые того пожелают, либо не пускать никаких.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
347
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
352
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
287
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
185

Другие новости