0
7703
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

02.06.2006 00:00:00

Знамя и оркестр – вперед!

Анатолий Исаенко

Об авторе: Анатолий Иванович Исаенко - ветеран боевых действий.

Тэги: шатров, вальс, манчжурия


В конце августа прошлого года я побывал в городе Тамбове. Моей целью было посещение Воздвиженского кладбища, где похоронен военный композитор и дирижер Илья Алексеевич Шатров – автор знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии».

ОТ ВАРШАВЫ ДО МУКДЕНА

Иду по улице Чичканова, прохожу мимо здания Венного училища химической защиты, расформированного совсем недавно.

Вот рядом и городское кладбище. Смотритель любезно показал мне направление на березу, под которой находится могила композитора. Тем не менее я не сразу нашел памятник. Дело в том, что первый памятник был в виде обелиска, и я настойчиво искал его. Оказалось, что после смерти супруги Шатрова памятник был заменен в 1975 году. Я сфотографировал утопающий в зелени памятник в виде прямоугольной беломраморной плиты, на которой написано:

ШАТРОВ
Илья
Алексеевич
1885–1952
Творец вальса
«На сопках Маньчжурии»

В левом верхнем углу вертикальной плиты расположен его портрет в овальной рамке, звание – капитан, хотя в 1952 году он получил звание майора.

Илья Алексеевич Шатров родился в уездном городке Землянске Воронежской губернии 1 апреля 1885 года в семье отставного унтер-офицера. В детстве самостоятельно научился играть на балалайке и гармошке. После смерти отца мальчика определили воспитанником в музыкальную команду полка, находившегося в Варшаве. Одели в военную форму. Илья учился играть сначала на барабане, потом на трубе.

В 1900 году командование полка направило талантливого мальчика в Варшавский музыкальный институт (позже преобразован в консерваторию).

В 1903 году он окончил Варшавский музыкальный институт в звании военного капельмейстера. По окончании учебы капельмейстер Шатров назначен в 214-й Мокшанский пехотный батальон, расквартированный сначала в Екатеринбурге, затем в Златоусте. Возглавлял музыкальную команду батальона, включавшую около шестидесяти музыкантов.

С началом русско-японской войны батальон преобразован в 214-й Мокшанский полк и направлен в Маньчжурию, сначала под Ляоян, а затем под Мукден. В феврале 1905 года полк принял участие в кровопролитных боях под Мукденом. Десять дней мокшанцы отбивали атаки японцев у железной дороги, но кончились патроны. В критический момент командир полка полковник Побыванец подал команду: «Знамя и оркестр – вперед!»

Капельмейстер Илья Шатров воскликнул: «Музыканты, настал наш час!» – взмахнул рукой, и грянул боевой марш. Вслед за полковым знаменем он повел вперед свой оркестр. За ними поднялся в штыковую атаку весь пехотный полк. Боевой марш не умолкал, впереди оркестра шел капельмейстер Шатров. Артиллерийский снаряд противника ударил по оркестру, убит музыкант, ударной волной отбросило в сторону Шатрова. Но он с оркестром снова идет вперед. Мокшанский полк стремительной штыковой атакой отбросил противника и вышел из окружения, хоть и понес большие потери. Вскоре погиб командир полка.

За проявленное мужество семь музыкантов полкового оркестра были награждены солдатскими Георгиевскими крестами (к сожалению, их имена пока отыскать не удалось).

А капельмейстер Шатров после продолжительного оформления и переоформления бумаг был удостоен ордена Св. Станислава 3-й степени с мечами «за разновременные отличия против японцев».

Закончилась война, подписан мирный договор с Японией, но Мокшанский полк оставался еще почти год в Маньчжурии. Если перед войной полк насчитывал 49 офицеров, 391 унтер-офицера, 3463 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыканта, то после боев осталось около 700 человек. Вскоре был назначен новый командир полка, который однажды отправил строптивого капельмейстера на гауптвахту. Здесь, под шум гаоляна, он начал сочинять свой вальс, посвященный друзьям и товарищам.

Вальс появился в начале 1906 года под названием «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Считается, что позже Шатров сам написал слова вальса, который быстро стал знаменитым. Есть и другие варианты стихов к вальсу.

Впервые ноты вальса были изданы в 1907 году, а к 1911 году переиздавались уже 82 раза! После 1911 года вальс стал называться короче – «На сопках Маньчжурии».

ВОЕННЫЙ ДИРИЖЕР

После Октябрьской революции Шатров посвятил свою жизнь военно-капельмейстерскому делу. Он возглавлял военные оркестры во многих гарнизонах нашей страны.

В 1935–1938 годах руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища. В 1947–1951 годах – дирижер (в 1947 году слово «капельмейстер» заменено на «военный дирижер») военного оркестра Закавказского военного округа.

Илья Шатров выступал по радио в Москве 10 августа 1947 года, а в 1951 году состоялась его встреча в Тбилиси с певцом Иваном Козловским – исполнителем легендарного вальса.

В последние годы жизни Шатров преподавал музыку в Тамбовском суворовском училище и дирижировал духовым оркестром. Награжден орденом Красной Звезды и медалями, ему присвоено воинское звание «майор» по представлению командующего Закавказским военным округом. Умер 2 мая 1952 года.

Кроме легендарного вальса им написаны еще три – «Дачные грезы» (1907), «Осень настала» (1911) и «Голубая ночь в Порт-Артуре» (1950). В Тамбовском областном краеведческом музее хранится богатый нотный архив Ильи Шатрова и его музыкальный инструмент – труба.

Можно сказать, что воинский и творческий подвиг композитора может служить ярким примером нашим сыновьям, а покровительница музыки Евтерпа относилась к нему весьма благосклонно. С этими патриотическими и романтическими мыслями в голове я направился в Тамбовское высшее авиационное инженерное училище (институт). На здании училища я увидел мемориальную доску, установленную 25 мая 1985 года. На доске под лирой – эмблемой военных оркестров и военных музыкантов – сделана надпись:

Здесь проходили службу видные военные дирижеры и композиторы –
авторы марша «Прощание славянки» В.И. Агапкин (1884–1964)
и вальса «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатров (1879–1952).
Заметим, что здесь год рождения Ильи Шатрова не совпадает с указанным на памятнике.

Вслушиваюсь в трогательную и минорную мелодию вальса в исполнении певца Ивана Козловского:

Тихо вокруг, сопки
покрыты мглой,
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.

Перед нами настоящий музыкально-исторический документ. В 2006 году мы отмечаем столетие со дня создания славного вальса.

Моя статья была почти готова, когда мое внимание привлекла интересная статья в «Военно-историческом журнале» (№10, 1992 год) под названием «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». В статье приводится дюжина ссылок на архивные документы, а также дается критика предыдущих публикаций: «┘известно около сотни публикаций, к сожалению, в большинстве своем они бедны подлинными фактами и изобилуют домыслами». Автор не уточняет, в чем состоят эти домыслы и неточности.

ДОСАДНЫЕ НЕТОЧНОСТИ

Обратим внимание на ряд расхождений в некоторых изданиях. В большинстве изданий день рождения композитора дается по-разному: 1879 или 1885. В музыкальной энциклопедии дается 1879 г., а на могильном памятнике написан 1885 г., этот же год дается и в личном деле майора Шатрова, хранящемся в Тамбовском горвоенкомате. Соответственно и год окончания Варшавского музыкального института дается двояко: 1900 г. или 1903 г. Случается и разнобой в имени Илья – Илий или дается альтернатива Илья (Илий). Полк, в котором был воспитанником Шатров, называется то пехотным, то гусарским, то Петербургским.

До Русско-японской войны роты Мокшанского батальона в соответствии с милютинской военной реформой в разное время располагались в разных городах: Мокшан, Пенза, Екатеринбург и Златоуст. Поэтому разные авторы направляют молодого капельмейстера на службу в один из этих городов по своему выбору. Более того, направляют сразу в полк, не учитывая, что батальон был преобразован в полк только в июне 1904 года.

Воинское звание капельмейстера Шатрова дается так: вольноопределяющийся – подпоручик – поручик.

Исчезновение наименования Мокшанского полка из названия вальса иногда объясняют так: название не умещалось на этикетке пластинки полностью. Или более обобщенно – вальс посвящен не только одному полку, а всем погибшим воинам.

Заглянул я и в интернет. Как говорится, доверяй, но проверяй. Читаю: «┘на мраморной плите написано: «Гвардии майор, композитор┘»

Беру магнитофонную кассету: «Вальс исполняет Иван Козловский. Звучание две минуты пятьдесят две секунды». А вот о тексте сказано: «Слова народные». Думаю, это самая высокая оценка для всей военной музыки.

В сентябре 2005 года в Выставочном зале федеральных архивов я посетил историко-документальную выставку, посвященную 100-летию окончания Русско-японской войны 1904–1905 годов, послушал лекцию, а также посмотрел хроникально-документальный видеофильм, в котором часто звучала мелодия вальса «На сопках Маньчжурии».

В фильме также звучала и поэзия, я сразу узнал апокалиптические стихи философа Владимира Соловьева («Панмонголизм»), написанные за десять лет до роковых событий:

О Русь! Забудь былую славу:
Орел двуглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.

Я спросил работников выставки, бывают ли здесь японцы. Мне ответили, что при открытии выставки были представители из посольства, а позже было еще несколько посетителей.

В стеклянной витрине мое внимание привлек экспонат, представленный Российским государственным военно-историческим архивом (РГВИА). Это «Журнал военных действий 214-го пехотного Мокшанского полка 1904–1905 гг.» с шифрами № 264470, ч.1, ф. 846, оп. 16. Но дальше дело не продвинулось. Чтобы частному лицу получить документ, необходимо в архиве встать в очередь и только через полгода можно заняться исследованием.

Но вернемся к военной музыке. Знаменитый Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». Думаю, что это высказывание относится и к вальсу «На сопках Маньчжурии».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
535
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
541
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
484
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
481

Другие новости