В 1994 году в представленном Конгрессу США президентском докладе «Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов» отмечалось следующее: «Наша страна не имеет себе равных по военным возможностям. Соединенные Штаты – единственное государство, способное проводить широкомасштабные и успешные операции вдали от своих границ». Американское военно-политическое руководство вполне обоснованно сделало подобный вывод: всего три года минуло после того, как была успешно проведена операция «Буря в пустыне», в которой ведущую роль, безусловно, сыграли вооруженные силы США.
2006 год – год 15-летней годовщины той кампании. Однако, к сожалению, российские СМИ, военные историки и эксперты почему-то уделили этой дате, на мой взгляд, очень мало внимания. Между тем та кампания в регионе Персидского залива стала первой широкомасштабной войной, явившейся прообразом вооруженных противоборств XXI века. Она открыла эру обычных войн высоких технологий, характерной чертой которых явится прежде всего массированное применения высокоточного оружия (ВТО) различных классов, широкое использование электроники, спутниковых систем разведки, навигации, связи; продемонстрировала решающую значимость ВВС в ведении военных действий в трех физических сферах вооруженной борьбы, в завоевании и удержании господства в воздухе.
Затем в проведенных в последующем военных операциях и кампаниях фактически в основном совершенствовалось то, что впервые прошло проверку и обкатку в 1991 году. Например, замысел и планы войн разрабатывались Пентагоном с привлечением представителей стран, входивших в создаваемые при необходимости межнациональные силы (МНС). Все войны проводились под непосредственным руководством военачальников США. При подготовке каждой из них создавались мощные трехвидовые группировки сухопутных войск, ВМС и ВВС, основу которых составляли силы и средства американских ВС. До и в ходе военных действий осуществлялся широкий маневр сил (средств) видов ВС (родов войск) с одного операционного (стратегического) направления на другое.
Цели войны достигались совместными усилиями сил (средств) группировок СВ, ВМС, ВВС при ведущей роли военно-воздушных сил в начальный период войны. Управление силами (средствами) группировок – строго централизованное с широким применением современных АСУ.
Войны высоких технологий отличаются не шквалами огня, а применением «интеллектуальных» систем оружия, что позволяет проводить «хирургические» операции по поражению объектов (целей), представляющих для определенного периода времени войны наибольшую опасность, в результате уничтожения которых прекращает функционирование определенная система (оружия, производства и т.п.). При этом и в обычных войнах высоких технологий по-прежнему с первых минут боевых действий разворачивается жесточайшая борьба за завоевание и удержание господства в воздухе (воздушно-космическом пространстве), воюющими сторонами проводятся воздушные операции и воздушные кампании – особенно в начальный период войны.
Еще более массированным стало применение сил и средств РЭБ (других средств) с целью нарушения (срыва) управления объединениями, соединениями, частями видов ВС (родов войск), а также с целью нарушения (срыва) управления органами федеральной и региональною властей на театре (театрах) войны.
У войн высоких технологий также следующие основные черты:
– спутники связи – один из основополагающих элементов системы радиосвязи на театре войны, борьба с ними – сложнейшая и неотъемлемая составная часть вооруженной борьбы;
– применение спутников навигации – неотъемлемое условие боевого использования и повышения эффективности применения ВТО в бою (операции) силами (средствами) ВВС и ВМФ;
– увеличение объемов материально-технического обеспечения военных действий видов ВС (родов войск) и сокращение сроков восполнения материально-технических средств (например, авиационного топлива);
– возрастание значимости организации и осуществления взаимодействия между соединениями, частями, подразделениями видов ВС (родов войск), что обуславливает высокую эффективность работы штатов различных уровней и сокращение сроков выполнения поставленных задач по организации военных (боевых) действий и управлению войсками.
Всестороннее исследование обычных войн высоких технологий, обобщение их результатов – важнейшая задача современной отечественной военной науки.