Недавно под руководством статс-секретаря – заместителя министра обороны РФ генерала армии Николая Панкова был составлен перечень военно-учебных заведений МО, которые подлежат реформированию в 2006–2010 годах. Причем в данном случае имеются в виду не только некие организационные мероприятия, но и передислокация вузов в другие регионы страны, и их ликвидация. Стоит также отметить, что в вышеназванном документе отсутствовали Военно-воздушная инженерная академия (ВВИА) имени профессора Н.Е. Жуковского и Военно-воздушная академия (ВВА) имени Ю.А. Гагарина.
И вдруг неожиданно главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов направил министру обороны России Сергею Иванову письмо. В нем предлагалось объединить ВВИА и ВВА в одно высшее учебное заведение, которое будет именоваться «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского», что позволит ВВС произвести сокращение 280 офицерских должностей и вести подготовку в новой ВВА не менее 1 тыс. слушателей-офицеров (обучение курсантов не предполагалось).
На первый взгляд, начинание – благое. Однако, как стало известно «НВО», это предложение после рассмотрения на совещании в Главном управлении кадров Минобороны, проходившем под руководством генерала армии Николая Панкова, было отвергнуто как не до конца проработанное.
На этом можно было бы поставить точку и считать дело закрытым... Но вместе с тем нельзя не задаться вопросом: как и почему родилась «объединительная инициатива»? Варианты ответов высказываются разные – от коммерческих до служебно-карьерных. Какая из версий подтвердится, думается, со временем выяснится. Пока же удивляет та легкость, с какой главкомат ВВС намеревался перебросить в перенаселенное Монино академию имени Жуковского.
Ведь в ВВИА в настоящее время функционируют 30 научных школ, которые признаны в России и во всем мире. Ученые и преподаватели «Жуковки» используют в своей работе около 10 тыс. единиц различной аппаратуры, техники, в том числе размещенных в уникальных по своим возможностям лабораториях и классах. Специалисты утверждают, что только демонтаж, перевозка, установка на новом месте всего этого дорогостоящего оборудования потребует огромных расходов, сопоставимых с возведением для академии огромного здания.
Более того – перемещение «Жуковки» за Московскую кольцевую автодорогу равносильно ее фактическому уничтожению. Потому что в настоящее время 80% работающих в ВВИА докторов наук и 50% кандидатов наук – военнослужащие запаса или в отставке. Их невозможно будет по приказу отправить трудиться за десятки километров от Москвы.
Так что стоит крепко подумать, прежде чем еще раз предлагать объединять инженерную и летную академии ВВС. Это абсолютно разные по своему предназначению вузы.