0
9522
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

28.07.2006 00:00:00

Такая сытая корабельная жизнь

Вадим Кулинченко

Об авторе: Вадим Кулинченко - капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: подводники, еда


Начну с одного эпизода из известного романа Леонида Соболева «Капитальный ремонт». Пьяный матрос объясняет столь же набравшемуся водки солдату разницу между питанием в армии и на флоте: «У тебя в ж-животе одна крупа, ты крупой гадишь, как мерин... А нам м-мясо дают, сорок восемь золотников (188,768 г.– В.К.) в день, в-во! Мы кашу за борт кидаем, мы кашу не кушаем...»

С дореволюционных времен среди «широких народных масс» гуляют легенды о сверхсытном житье-бытье личного состава ВМФ. Впрочем, в начале июня, когда службы Тыла Вооруженных сил РФ проводили на Северном флоте учения, некоторые центральные российские телеканалы наглядно демонстрировали, как «от пуза» кормят моряков. На экране, в частности, можно было увидеть россыпь красивых баночек и упаковок. Но наверняка, мало кто из гражданской аудитории обратил внимание на одно любопытнейшее сообщение корреспондентов: оказывается экипаж авианосца «Адмирал Кузнецов», насчитывающий 1200 человек, за одни сутки съедает более 2 тыс. буханок хлеба и 1500 кг картофеля. Простая арифметика дает такой результат: один человек на авианосце в сутки потребляет 1 кг (300 кг сбрасываем на очистки. – В.К.) картофеля и 1,5 буханки хлеба.

ЗАКУСКА

Вывод однозначный – основой продовольственного рациона для матроса является картошка и хлеб. А все эти красивые баночки и коробочки уже не для него. Это все – для отчета прибывших на учения генералов и адмиралов перед согражданами: вот, мол, сколько разнообразных и вкусных блюд на столе моряка. Правда, еще в 2000 году в СМИ появились сообщения, что на подлодках вводятся бортовые пайки. Я тогда подумал, что наконец-то до руководства страны дошло, что труд моряка-подводника требует больших энергетических затрат, которые восполняются добротной пищей, а не одной овсянкой. А то ведь в 1990-е подводный флот дошел до ручки, в том числе и в вопросах питания (выживал за счет шефов. – В.К.). Но, похоже, дело на поправку идет медленно...

...Не знаю, как обстояли дела при царях, в первые десятилетия советской власти или в период Великой Отечественной, однако, опираясь на собственный опыт, на воспоминания друзей-ветеранов ВМФ, берусь утверждать: по нашему глубокому убеждению, уже давно флот существует для тыла, а не тыл для флота.

Впрочем, вот какой случай произошел со мной в 1958 году, когда, замечу, страна еще не устранила все последствия страшной войны 1941–1945 годов.

Каждый офицер-подводник знает, что самое трудное на первых порах – освоение внутренностей лодки. Нужно лазать целыми днями по «шхерам», чтобы потом в один из вечеров нарисовать механику картину гидравлической или осушительной магистрали, достойную кисти Левитана. На дизельных подлодках эти работы принимал сам «дед». И не дай бог упустить какой-то мазок! Ведь данное «творчество» было одним из сложнейших моментов сдачи зачетов на самостоятельное управление, заведование. Все равно что для студента сопромат. Некоторые, без преувеличения, делали заходы к «деду» до сотни раз, а некоторые, плюнув на все, уходили. Но зато оставшиеся все механизмы и приборы в лодке знали назубок – разбуди ночью – с закрытыми глазами любое устройство найдут...

У нас Юра Марин, так любовно звали мы своего 28-летнего «деда», по завершении этого «учебного процесса» наиболее отличившимся соискателям на романтичную подводную жизнь наливал бутылку «шила» (неразбавленного спирта). В условиях «сухого закона», установленного в ту пору во всех базах Заполярья, прямо-таки царский приз.

Прихожу в каюту на «Атреке», самоходной плавбазы, у которой мы тогда стояли, кричу: «Братва, пируем!»

– Да, ну? – удивляются мои коллеги по каюте.

Нас четверо: трое лейтенантов и один женатик.

– Тогда я остаюсь, – говорит женатик, – организую закусь.

Организация очень простая: он высовывает в иллюминатор голову, отыскивает взглядом среди лодок, стоящих под бортом плавбазы, наш бортовой «13» и кричит верхнему вахтенному (на каждой ПЛ есть такой матрос – в шубе и с автоматом): «Эй, на тринадцатой! Браток, скажи дежурному – офицеры есть просят!»

Тот подходит к рубке, жмет на сигнальную грушу, и на мостике возникает недовольная фигура.

– Ну, чего вам? – вопрошает она.

– Как всегда! – кричит женатик.

– Одному что ли?

– Нет, всем.

– Ясно, – отвечает фигура и исчезает в чреве субмарины.

Через 20 минут раздается негромкий стук в дверь каюты, и на пороге возникает герой-подводник, нагруженный свертками из отличного пергамента. На столе появляются: около кило сливочного масла, изрядная горка черной икры – зернистой, три селедки «ящечного посола», банки консервов «севрюга в томате», прочая аппетитная снедь. Мы выпученными глазами смотрим на это и спрашиваем моряка, который, как шкаф, стоит среди каюты: «Мы же просили чуть-чуть! А ты принес на всю команду!»

– А мы это не едим. Лягушачья икра в рот не лезет, а консервы больше любим в масле. С ними каша вкуснее...

Это было, повторяю, в 1958 году.

Но позже кому-то из чиновников высшего ранга, побывавшему на одном из флотов и отведавшему добротного матросского харча (ВМФ всегда славился хлебосольством. – В.К.), пришла в голову мысль: «А не слишком ли хорошо кормят моряков?» И матросский продпаек, в том числе и подводников, стал понемногу сокращаться. К середине 1980-х годов он уже резко отличался от того, о котором я рассказал выше...

И ПОБЕЛЕЛ ОКЕАН...

Теперь это уже история, хотя и не столь отдаленная. Некогда ВМФ СССР имел в Индийском океане постоянное соединение, именуемое 8-й оперативной эскадрой. Необходимость ее существования диктовалась жесткими условиями холодной войны.

Итак, в 1970-е годы создали эскадру, в которую входили в основном корабли и подлодки боевой службы. Но иметь постоянные места базирования не позволяли условия региона. Пришлось ставить бочки в океане. Посчитали, что одной плавбазы на рейде острова Сокотра вполне достаточно. Мотавшиеся по водным просторам советские военные моряки имели одну надежду на эту плавбазу: только здесь можно было помыться, отдохнуть, узнать новости, пообщаться с новыми людьми, отведать нормальную человеческую еду....

Если американцы, которые тогда строили и обустраивали военно-морскую базу в сердце Индийского океана – на острове Диего-Гарсия, говорили, что они не приведут в новую ВМБ корабли до тех пор, пока не заработают «дома свиданий», то наши моряки верхом своих желаний считали мечту о «вкусной и здоровой пище».

Как-то в штабе ТОФа получают радиограмму с плавбазы «Иван Кучеренко» с просьбой подбросить на 8-ю эскадру традиционных отечественных продуктов питания. Послание переадресовывают в тыл флота, а там недолго думают и решают: отправить на идущем вскоре транспорте снабжения «Алтаир»150 тонн квашеной капусты. Чем не национальное лакомство?

И все позабыли, что только месяц назад 8-я эскадра уже получила 50 тонн этого «деликатеса», и сей продукт морякам, мягко говоря, поднадоел. «Квашенка» стало ругательным словом на эскадре. И, конечно, никто не ожидал такого «сюрприза» от своего горячо любимого командования.

Но это было в интересах тыла, вернее, чиновников в мундирах. Почему – о том надо говорить особо.

Транспорт подходил к рейду Сокотры в ясный солнечный, а это значит – жаркий день. Его капитана поразила такая картина – все мачты и надстройки плавбазы были увешаны людьми, похожими на сушеную воблу. Время было обеденное, но никто не рвался к столам, а, наоборот, все бежали от них...

– Что у вас тут происходит? – спросил капитан транспорта у командира плавбазы.

– Квашеной капусты объелись! – ответил тот.

– Что-о-о?! – присел от неожиданности командир и, не удержав мата, бросился к командиру эскадры.

Срочно был собран штаб, который совещался до вечера и принял мудрое решение: разгрузку транспорта провести прямо... в водную пучину.

Ночью, в свете прожекторов перед посторонним наблюдателем предстало бы странное зрелище. Бочки, падая в воду, словно взрывались, и капуста, растекаясь по поверхности, пенилась и шипела, а океан как бы кипел, белея от злости.

Командир плавбазы, стоя рядом со своим интендантом, говорил ему: «Представляешь, что бы с нами стало, если бы мы все это съели? Мы бы тогда превратились не в таранку, а в горящий примус...»

Конечно, потом были разборы, расследования и прочее. В эту историю пришлось вмешаться даже главкому ВМФ. Нашли все-таки крайнего – им оказалась телеграфистка на узле связи флота, которая якобы неправильно приняла телеграмму-заявку.

Вот такие чудные дела происходили порой на флоте.

С тех пор прошло более 20 лет, отечественный ВМФ пережил разные периоды, в основном – трудные. Сегодня нам обещают его возрождение. Дай-то бог! Но когда вижу на экранах ТВ ту же вечную показаху, пока господствует лозунг «Люблю море с берега...», а энтузиазм романтиков морской службы глушат плотные ряды чиновников в мундирах и цивильных костюмах, я сомневаюсь в этом.

Что же касается моих рассказов, то это чистая правда в отличие от тех норм довольствия и показов продуктов, которые нам демонстрируют как доказательство заботы о рядовом матросе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кубинская «Черная весна» не дает покоя Вашингтону

Кубинская «Черная весна» не дает покоя Вашингтону

Сергей Никитин

США не оставляют попыток организации цветной революции на Острове свободы

0
282
В судах обновят офисное оборудование

В судах обновят офисное оборудование

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество надеется и на более современное делопроизводство

0
290
«Илиада» и «Одиссея» трущобной кошки

«Илиада» и «Одиссея» трущобной кошки

Андрей Юрков

К 165-летию со дня рождения писателя-анималиста и одного из основателей пионерии Эрнеста Сетон-Томпсона

0
313
Она была чудом. На 103-м году умерла Аза Тахо-Годи

Она была чудом. На 103-м году умерла Аза Тахо-Годи

«НГ-EL»

На 103-м году умерла Аза Тахо-Годи

0
330

Другие новости