Отец Владимира Пантелеева и сам не понимает, как он выдержал это тяжелое испытание. Ведь ему, священнослужителю, пришлось отпевать собственного сына. А Алексея Фидулкина родители так и не дождались, чтобы справить новоселье. Все это реальные примеры из жизни современной России, где одетые в военную форму парни по-прежнему гибнут в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе.
НЕВОСПОЛНИМАЯ ПОТЕРЯ
4 июля в Чечне, в районе населенного пункта Автуры, возвращаясь с задания, попали в засаду бойцы спецназа ГРУ. Колонна в составе нескольких грузовиков в сопровождении БТР была обстреляна экстремистами из гранатометов. Лейтенант Феликс Соболев, младший сержант Илья Барышев, сержант Евгений Пахомов, старший сержант Тимур Тажиев, рядовые Евгений Шустов и Алексей Фидулкин погибли на месте. Рядовой Владимир Пантелеев скончался несколько дней спустя в военном госпитале города Моздока. Это были совсем молодые ребята в возрасте от 19 до 23 лет.
Из перечня актуальных новостей данное трагическое событие ушло уже через несколько дней. Отечественные СМИ «переключили» свое внимание на другие чрезвычайные происшествия, которые, по правде сказать, в стране и в самом деле фиксируются почти ежедневно. Между тем для родственников убитых ничего не закончилось. Напротив – самое, может быть, тяжелое все еще только начиналось: жизнь без самых близких на свете людей.
Владимир Пантелеев очень хотел поступить в военное училище, стать офицером. Но так сложилось, что он пошел в армию, служил по контракту в бригаде спецназа. А теперь – вот такая трагедия, и его нет на этом свете┘ Отец Володи, как уже говорилось выше, священнослужитель, и на его долю выпало еще одно несчастье – произнести над сыном заупокойную молитву.
Или, например, семья лейтенанта Феликса Соболева. Он вместе с родителями много лет прожил в Грозном. Отчим Феликса прошел Афганистан и не понаслышке знает, что такое смерть товарищей в бою. Но, узнав о гибели офицера, его семья приняла решение уехать на несколько месяцев из родного города, чтобы пережить это горе. Мать лейтенанта Соболева не хотела встречаться ни с кем. Этот удар судьбы так опустошил Елену Ивановну, что у нее больше нет сил оплакивать сына. И только узнав, что ей хотят передать соболезнования от Бориса Громова, Героя Советского Союза, председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Елена Ивановна согласилась поделиться своей скорбью. Тогда она еще не догадывалась, что от имени организации ей окажут и материальную помощь – 150 тыс. рублей.
Родители Алексея Фидулкина живут в одном из рязанских общежитий, у них 2 комнаты, по 8–10 квадратных метров каждая. Недавно они приобрели в кредит квартиру и ждали сына, чтобы отметить это событие. Алеше оставалось совсем немного до окончания срока контрактной службы. Он пошел на нее, желая помочь семье расплатиться за покупку жилья. Чтобы зря не волновать близких, Алексей скрывал, что его отправили в командировку в Чечню. Старшая сестра погибшего воина учится в Академии права и юриспруденции. Сейчас семья Фидулкиных подала прошение в военный комиссариат чтобы для их дочери, для их уже единственного ребенка, снизили плату за учебу.
Тимур Тажиев был сиротой. Но даже после смерти он не сможет лежать в земле того края, где он провел детство с родителями. Его похоронят в Костроме, где сейчас живет его единственная близкая родственница – сестра, чтобы хотя бы она могла навещать могилу Тимура.
У Евгения Пахомова и Евгения Шустова кроме родителей остались и сестры. А Илья Барышев был единственным ребенком в семье.
«Смерть любимого ребенка – самый страшный удар, который может нанести судьба. Я до сих пор не верю, что сын больше никогда со мной не заговорит, не обнимет и не скажет «мама», – говорит мать одного из погибших, с трудом сдерживая слезы. – Мы не ожидали, что в таком горе о нас вспомнит кто-то, для кого соболезнования – не простая формальность».
НЕТ ЧУЖОГО ГОРЯ
«Боевое братство» оказало помощь и поддержку всем этим семьям. Они не будут забыты и впредь, ведь их сыновья совершили подвиг и героически пали в бою, защищая Родину. «Для нас это погибшие братья», – выразил свои соболезнования Дмитрий Саблин, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя организации.
Это далеко не первый и, конечно, не последний случай, когда «Боевое братство» оказывает поддержку людям, так или иначе пострадавшим в результате боевых действий. Например, Сергей Степаненко благодаря организации получил «новые глаза»: ему помогли в приобретении собаки-поводыря.
«Боевое братство» приходит на помощь семьям погибших военнослужащих и инвалидам боевых действий, занимается увековечиванием памяти павших, уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодежи, развитию спорта и патриотическому искусству. «Наша цель – улучшить жизнь тех, кто пострадал за Родину», – пояснил «НВО» председатель организации Герой Советского Союза Борис Громов.
Капитан запаса, офицер горно-стрелковой бригады, кавалер ордена Красного Знамени и двух орденов Красной Звезды Степаненко потерял зрение в Афганистане. Недалеко от Джелалабада шел бой с моджахедами, отряд разведчиков вместе с Сергеем попал на минное поле.
– Буквально в метре от меня на мине подорвался сапер, – рассказывает ветеран, – ну и зацепило меня и еще двух моих подчиненных-разведчиков.
Потом были долгие месяцы в госпитале, операции. Зрение Сергею врачи, несмотря на все усилия, вернуть не смогли. «Глаза» ему заменяла собака-поводырь, большой черный ньюфаундленд. Но прошло время, он состарился и не мог уже сопровождать своего хозяина. Узнав об этой беде, на помощь офицеру-афганцу пришли бывшие однополчане. Приобрести хорошего, обученного пса на свою пенсию капитану Степаненко было достаточно сложно. Новым другом и помощником ему стал лабрадор по кличке Руслан.
Несколько лет назад организация по инициативе ее председателя Бориса Громова сделала большое доброе дело для всех матерей и родственников погибших на Северном Кавказе солдат. На Богородском кладбище Ногинского района появилось новое захоронение. Теперь здесь покоятся останки военнослужащих, павших в схватках с террористическими бандами, – опознанные и неопознанные.
Кроме самого захоронения на кладбище воздвигнуты монумент, беседка и церковь, где каждый колокол отлит на средства Московского областного отделения организации «Боевое братство». Ежегодно 25 сентября здесь проходит день памяти погибших. Сюда съезжаются матери на могилы к собственным сыновьям, а если нет могилы с именем, то поклониться праху неизвестного солдата. В этот день они объединяются в единую семью, спаянную общим горем.
В последние годы в России происходит очень много чрезвычайных происшествий, терактов, катастроф. Сообщениями о них пестрят средства массовой информации. Следя за последними новостями, мы не просто сбились со счета – мы на каждое новое трагическое событие смотрим все с большим и большим равнодушием. Мы понимаем, что еще одной жизнью стало меньше, а несколькими скорбящими родственниками – больше. Мы разучились принимать чужую боль и сострадать ближнему. Но от этого только ценнее становится внимание, добрые дела и способность воспринимать чужое горе как свое.
Из досье «НВО»
Организация «Боевое братство» была основана в 1997 году. Ее основной целью является защита интересов ветеранов и инвалидов войн и локальных конфликтов, их семей, вдов и сирот. На момент создания (тогда еще Всероссийское общественное движение) объединяла участников 35 войн и конфликтов на территориях 19 стран мира, ветеранов боевых действий Вооруженных сил, МВД России, Пограничной службы ФСБ, Службы внешней разведки, подразделений спецназа, инвалидов Афганистана и других горячих точек, медиков–интернационалистов, семьи погибших военнослужащих. В 2004 году «Боевое братство» было принято в Международную федерацию ветеранов (МФВ), штаб-квартира которой находится в Париже. Благодаря инициативе и настойчивости ветеранов при поддержке правительства Российской Федерации в Москве на Поклонной горе 27 декабря 2004 года открыт памятник воинам-интернационалистам. В 2005 году на III съезде Движения было принято решение о его реорганизации путем преобразования его во Всероссийскую общественную организацию ветеранов «Боевое братство». Сегодня в ней состоит более 750 тыс. человек из всех регионов РФ, она выражает интересы более чем 2,5 млн. граждан России, на ее учете – более 43 тыс. инвалидов и около 20 тыс. членов семей погибших. Всего за 2001–2005 годы членам семей погибших, инвалидам и ветеранам оказаны различные виды помощи, в том числе и материальной, на общую сумму более 1 млрд. рублей.