22 декабря в Шэньяне, в КНР, был открыт мемориал в честь советских воинов, павших при освобождении этого города на северо-востоке Китая от японских оккупантов. Посвященный данному событию сюжет, который показали по телевидению, стал, однако, для меня поводом отнюдь не для радостных предновогодних размышлений.
СТРАННОЕ РЕШЕНИЕ
Свыше 10 лет минуло с той поры, как был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». И столько же времени у ветеранов Великой Отечественной войны, в первую очередь – у тех, кто воевал и служил на Дальнем Востоке, вызывает недоумение и непонимание исключение из перечня знаменательных исторических дат Дня победы над империалистической Японией – 3 сентября 1945 года.
При этом в ряде СМИ до неузнаваемости искажались события, связанные со вступлением СССР в войну против Японии, а данный шаг советского руководства объявлялся неоправданным, едва ли не ярчайшим примером вероломства в мировой истории. Авторы некоторых публикаций договорились до того, что советским войскам якобы вообще никаких боевых действий ход Маньчжурской стратегической операции вести не пришлось и все решилось после того, как американцы сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки.
В действительности, как свидетельствуют многие документы и исторические факты, англо-американские союзники СССР на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях настойчиво просили Сталина принять участие в войне против Японии. Конечно, основную тяжесть сражений с вооруженными силами Японской империи в декабре 1941 – июле 1945 года вынесли армия, авиация и флот США. Но разгром сосредоточенной в Маньчжурии Квантунской армии ускорил окончание Второй мировой войны. Причем советские войска потеряли в боях более 12 тыс. человек убитыми (японские – 84 тысячи) и взяли в плен более 650 тыс. офицеров и солдат противника.
И после этого можно представлять все происходившее в августе 1945-го в Северном Китае, в северной части Кореи, на Сахалине своего рода «легкой прогулкой»? Допустимо в издевательском тоне, пренебрежительно писать о стремлении еще живущих участников дальневосточной кампании не дать забыть гражданам РФ о той поре, когда была ликвидирована одна из опаснейших и давних угроз национальной безопасности нашей страны? По сути порочить память о красноармейцах и краснофлотцах, командирах и политработниках, отдавших свои жизни, чтобы отстоять честь и достоинство Родины?
Кстати, после внесения поправок в упомянутый закон взятие Китай-города в Москве 4 ноября 1612 года стало всенародным праздником. Памятным днем в связи с выводом советских войск из Афганистана давно считается 15 февраля. А вот победа, завершившая Вторую мировую войну, оказывается, ничего не значит.
ВЫДАЮЩИЙСЯ УСПЕХ
Инициатива ветеранов включить в список дат воинской славы России 3 сентября 1945-го не нашла поддержки ни в Госдуме РФ, ни в правительстве страны. Последнее отвергло предложение не столько по финансовым соображениям (эта сторона дела просто надумана), а по определенным ложно понятым внешнеполитическим соображениям. Так, нам, солдатам и офицерам Великой Отечественной, напоминают о том, что «установление Дня Победы над Японией не будет в полной мере соответствовать концепции Закона, фиксирующего только те победы, которые сыграли решающую роль в истории России».
Но среди памятных исторических дней значатся взятие Суворовым Измаила и отдельные морские сражения. Да, они, бесспорно, являются выдающимися примерами ратной доблести, боевого мастерства, важными вехами в развитии военного искусства. Однако нельзя сказать, что эти битвы сыграли решающую роль в истории России. Авторы ответа, не заглянув даже в святцы (календарь памятных дат), заявляют, что тогда надо-де установить день победы над французами в 1812 году. Хотя такой день есть – 8 сентября, и связан он с Бородинским сражением. Это еще раз свидетельствует о надуманности всех возражений против Дня Победы над Японией.
Правда, ныне и в отдельных исторических трудах кампания на Дальнем Востоке просто исключается из Великой Отечественной войны. Некоторые официальные лица, особенно по линии МИД, порой ведут себя таким образом, как будто мы уже стесняемся этого выдающегося успеха советского оружия. Что наносит политический и моральный ущерб авторитету и международному престижу России.
Между тем Маньчжурская стратегическая наступательная операция – одна из самых блестящих операций в летописи боевой славы наших Вооруженных сил, поскольку в короткие сроки удалось нанести сокрушительное поражение мощной группировке японских войск с минимально возможными потерями с нашей стороны. Причем с точки зрения научной историографии наиболее обоснованным является вывод о том, что война на Дальнем Востоке – неотъемлемая часть Великой Отечественной войны.
Дело в том, что план обороны СССР в 1930-е годы исходил из единого стратегического замысла противостояния военным угрозам на Западе (против Германии) и на Востоке (против Японии). Главная цель состояла в том, чтобы в случае агрессии разгромить противников последовательно, как это в конечном счете практически и было осуществлено.
В период противоборства с фашистской Германией и ее сателлитами значительная часть советских соединений была переброшена с Дальнего Востока на Запад. Тем не менее до 40 дивизий Красной армии СССР продолжал держать на своих дальневосточных рубежах, где сохранялось постоянное военное напряжение. Японцы совершили более тысячи провокаций. Они топили наши корабли, сбивали самолеты. Затем (в 1945 году) снова последовала передислокация войск РККА – на Восток. И хронологический разрыв в войне во времени – с 9 мая до 9 августа 1945-го – был только кажущимся. В это время шла огромная работа по подготовке стратегической наступательной операции на Дальнем Востоке, осуществлялась перегруппировка 400 тыс. человек, 7 тыс. артиллерийских орудий, 2 тыс. танков, 1100 самолетов и большое количество других материальных средств.
РАДИ БУДУЩЕГО
Даже после американской атомной бомбардировки в Токио намеревались продолжать сопротивление, перебросив Квантунскую армию на Японские острова. В этом случае при их захвате, по расчетам военного командования США, вооруженные силы Соединенных Штатов могли потерять более миллиона человек. Лишь вступление СССР в войну против Японии в соответствии с его обязательствами перед союзниками, успешное проведение Маньчжурской стратегической наступательной операции, разгром в короткие сроки Квантунской армии предотвратили жертвы союзников и ускорили капитуляцию Страны восходящего солнца.
Исходя именно из этого, все военнослужащие советских Вооруженных сил, участвовавшие в кампании на Дальнем Востоке в 1945 году, считаются полноправными участниками Великой Отечественной войны. И не случайно 3 сентября было объявлено праздничным днем указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года. Этот документ не утратил своей силы. И то, что 3 сентября не значится в Федеральном законе «О днях воинской славы России», не может отменить уже состоявшегося исторического события: и в действительности, и по существу – это знаменательный памятный день.
Вместе с тем никто не ставит вопрос об учреждении очередного праздника. Просто предлагается закрепить в календаре то, что является фактом истории, и включить 3 сентября в число славных дат нашего прошлого. Это необходимо не только с точки зрения восстановления исторической справедливости, но и как дань уважения погибшим и живым – тем, кто сражался с японскими войсками.
Данный шаг послужит еще одним важным актом закрепления нашей победы на Дальнем Востоке, одержанной совместно с США, Китаем и другими странами, и будет символизировать единство государства и общества в отстаивании национальных интересов России. Это важно также с точки зрения обеспечения стабильности обстановки на Востоке, вселения уверенности в души граждан РФ, населяющих Сахалин, Курилы и другие наши дальневосточные земли.
Людям же, опасающимся вызвать какие-либо сложности в российско-японских отношениях, можно сказать следующее. Мы и наши союзники воевали не с японским народом, а против японского милитаризма и источника агрессии на Востоке. То, что свершилось в истории, перечеркнуть или отменить нельзя. Необходима лишь объективная и разумная оценка событий не только с точки зрения прошлого, но и с учетом интересов сотрудничества народов в будущем.