1. Армия является институтом, на который возложена ответственность за безопасность государства и его граждан. Смыслом и сутью ее существования является ведение боевых действий, поэтому в армии действуют некоторые ограничивающие правила, обеспечивающие ее целостность, иерархичность, соблюдение дисциплины и выполнение приказов.
2. ...служащие в вооруженных силах люди в военной форме являются такими же гражданами, как все остальное население, и должны пользоваться всеми правами, сформулированными в Конвенции о правах человека и в Европейской социальной хартии. Они имеют право на такую же защиту своих свобод и человеческого достоинства, как и все остальные граждане, в рамках, определяющихся спецификой выполнения воинских обязанностей.
3. ...Военнослужащие не могут не подлежать нормам гуманитарного права и соблюдения прав человека при выполнении ими своих функциональных обязанностей, и их права должны быть защищены. В связи с этим Совет Европы должен принять все необходимые меры для того, чтобы государства – члены СЕ обеспечивали соблюдение прав военнослужащих в рамках армейской иерархии и способствовали внедрению этой нормы в сознание военных...
9. ПАСЕ обращается к государствам – членам СЕ с просьбой обеспечить действенную защиту прав человека в вооруженных силах и прежде всего:
9.1. Предоставить военнослужащим право вступления в профессиональные союзы, которые могли бы вести переговоры от их лица по вопросам материального обеспечения военных и условий их службы, а также на всех уровнях создавать консультативные органы, в которые должны входить представители профессиональных союзов, представляющие интересы всех категорий личного состава.
9.2. В тех странах, где не существуют институты военного омбудсмена, создать такие органы. Они должны состоять из гражданских лиц и нести ответственность за обеспечение фундаментальных прав военнослужащих, гарантировать реализацию этих прав, оказывать юридическую помощь, принимать жалобы о нарушениях прав военнослужащих. Эта организация должна также обеспечивать возможность анонимного обращения военнослужащих по вопросам разрешения трудовых споров, а также по другим проблемам, возникающим в ходе выполнения ими своих функциональных обязанностей.
9.3. Устранить существующие ограничения на избирательные права военнослужащих.
9.4. Гарантировать военнослужащим и другим категориям личного состава вооруженных сил право вступления в политические партии.
9.5. Принять вновь или отредактировать законодательные нормы и другие положения, регламентирующие статус военнослужащих, с тем чтобы они полностью соответствовали Европейской конвенции о правах человека и прецедентному судебному праву, включая общие законы о военной службе и внутренние военные документы, в которых должны быть ясно и конкретно изложены права и обязанности военнослужащих.
9.6. Исключить любые из действующих ограничений на 5-ю и 6-ю статьи Европейской конвенции о правах человека.
9.7. Ввести в законодательство право на отказ от военной службы в любое время, т.е. до поступления на военную службу, в ходе ее, а также после выполнения воинского долга, предоставить аналогичное право профессиональным военным.
9.8. Там, где это необходимо, принять срочные меры по ликвидации возможности возникновения скандальных ситуаций и положить конец практике запугивания военнослужащих, а также практике замалчивания случаев нарушения законности в вооруженных силах, которая гарантирует безнаказанность.
9.9. Обеспечить такое положение, чтобы каждый случай нарушения законности становился известен соответствующим инстанциям и тщательно, быстро и гласно расследовался, а виновные получали заслуженное судебное наказание.
10. ПАСЕ рекомендует Комитету министров разработать и утвердить новые рекомендации странам – членам Ассамблеи, регламентирующие формы и методы обеспечения соблюдения прав человека в вооруженных силах и самими военнослужащим и выполнение требований Европейской конвенции о правах человека и Европейского суда. Новые рекомендации должны быть составлены на основе предыдущих рекомендаций Комитета министров и ПАСЕ, а также с учетом рекомендаций Уполномоченного по правам человека СЕ. Рекомендации вне зависимости от статуса личного состава вооруженных сил – военнослужащие срочной службы, добровольцы или профессиональные военные – должны как минимум включать возможность соблюдения следующих прав:
10.1. Все военнослужащие должны пользоваться следующими фундаментальными правами:
10.1.1 на жизнь (однако имея в виду опасности, свойственные военной профессии);
10.1.2 на защиту от пыток, жестокого обращения, плохого лечения и физического наказания;
10.1.3 на исключение рабского или подневольного труда и выполнения задач, не связанных с выполнением служебных обязанностей по обеспечению национальной безопасности;
10.1.4 на юридическую защиту своих прав, в случае их нарушения, право на свободу и безопасность, также на справедливое ведение судебных дел, а также право на обращение в судебные инстанции;
10.1.5 на защиту от дискриминации;
10.1.6 на свободу мысли и совести;
10.1.7 на полное удовлетворение гражданских прав и права на голосование;
10.1.8 право на собственность;
10.1.9 право на семейную жизнь.
10.2. Личному составу ВС должны быть также предоставлены следующие основополагающие свободы и права, на которые в некоторых случаях могут накладываться определенные ограничения:
10.2.1 на свободу выражения мыслей;
10.2.2 на свободу собраний и организации профессиональных ассоциаций, включая право на создание профсоюзов и членство в политических партия;
10.2.3 на частную и семейную жизнь, на жилище и ведение переписки.
10.3. Любые ограничения, накладываемые на реализацию военнослужащими прав, перечисленных в параграфе 10.2, должны соответствовать следующим критериям:
10.3.1 они должны иметь законную силу, быть строго оправданы потребностями и спецификой военной службы, дисциплины и обретения профессиональных навыков и должны пропорционально соответствовать целям введения этих ограничений;
10.3.2 они должны быть известны, предусмотрены и строго определены законодательством и строго соответствовать конституционным нормам;
10.3.3 они не должны неоправданно угрожать или подвергать опасности физическое или умственное здоровье военнослужащих;
10.3.4 они должны укладываться в нормы, установленные в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека.
10.4. Военнослужащие должны также пользоваться всеми экономическими и социальными правами, включая:
10.4.1 право на достойное жилище или размещение в казармах и общежитиях;
10.4.2 право на получение справедливого денежного вознаграждения и пенсии после отставки;
10.4.3 право на защиту здоровья и обеспечение безопасности службы;
10.4.4 право на качественную в достаточных количествах пищу.
10.5. Военнослужащие должны быть полностью информированы о своих правах и пройти обучение в области обеспечения прав человека, что позволит им более грамотно понимать и реализовывать свои права...
Подготовил к печати Владимир Иванов.
Публикуется с сокращениями.