0
1457
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

12.01.2007 00:00:00

Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы по правам военнослужащих № 1742 (2006 год)

Об авторе: В апреле прошлого года прочитал в "НВО" статью о заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы, посвященном правам военнослужащих. Нельзя ли ознакомиться с итоговым документом ПАСЕ по этому вопросу?
Александр Куркин, старший лейтенант запаса Москва
Ниже публикуются рекомандации ПАСЕ.


1. Армия является институтом, на который возложена ответственность за безопасность государства и его граждан. Смыслом и сутью ее существования является ведение боевых действий, поэтому в армии действуют некоторые ограничивающие правила, обеспечивающие ее целостность, иерархичность, соблюдение дисциплины и выполнение приказов.

2. ...служащие в вооруженных силах люди в военной форме являются такими же гражданами, как все остальное население, и должны пользоваться всеми правами, сформулированными в Конвенции о правах человека и в Европейской социальной хартии. Они имеют право на такую же защиту своих свобод и человеческого достоинства, как и все остальные граждане, в рамках, определяющихся спецификой выполнения воинских обязанностей.

3. ...Военнослужащие не могут не подлежать нормам гуманитарного права и соблюдения прав человека при выполнении ими своих функциональных обязанностей, и их права должны быть защищены. В связи с этим Совет Европы должен принять все необходимые меры для того, чтобы государства – члены СЕ обеспечивали соблюдение прав военнослужащих в рамках армейской иерархии и способствовали внедрению этой нормы в сознание военных...

9. ПАСЕ обращается к государствам – членам СЕ с просьбой обеспечить действенную защиту прав человека в вооруженных силах и прежде всего:

9.1. Предоставить военнослужащим право вступления в профессиональные союзы, которые могли бы вести переговоры от их лица по вопросам материального обеспечения военных и условий их службы, а также на всех уровнях создавать консультативные органы, в которые должны входить представители профессиональных союзов, представляющие интересы всех категорий личного состава.

9.2. В тех странах, где не существуют институты военного омбудсмена, создать такие органы. Они должны состоять из гражданских лиц и нести ответственность за обеспечение фундаментальных прав военнослужащих, гарантировать реализацию этих прав, оказывать юридическую помощь, принимать жалобы о нарушениях прав военнослужащих. Эта организация должна также обеспечивать возможность анонимного обращения военнослужащих по вопросам разрешения трудовых споров, а также по другим проблемам, возникающим в ходе выполнения ими своих функциональных обязанностей.

9.3. Устранить существующие ограничения на избирательные права военнослужащих.

9.4. Гарантировать военнослужащим и другим категориям личного состава вооруженных сил право вступления в политические партии.

9.5. Принять вновь или отредактировать законодательные нормы и другие положения, регламентирующие статус военнослужащих, с тем чтобы они полностью соответствовали Европейской конвенции о правах человека и прецедентному судебному праву, включая общие законы о военной службе и внутренние военные документы, в которых должны быть ясно и конкретно изложены права и обязанности военнослужащих.

9.6. Исключить любые из действующих ограничений на 5-ю и 6-ю статьи Европейской конвенции о правах человека.

9.7. Ввести в законодательство право на отказ от военной службы в любое время, т.е. до поступления на военную службу, в ходе ее, а также после выполнения воинского долга, предоставить аналогичное право профессиональным военным.

9.8. Там, где это необходимо, принять срочные меры по ликвидации возможности возникновения скандальных ситуаций и положить конец практике запугивания военнослужащих, а также практике замалчивания случаев нарушения законности в вооруженных силах, которая гарантирует безнаказанность.

9.9. Обеспечить такое положение, чтобы каждый случай нарушения законности становился известен соответствующим инстанциям и тщательно, быстро и гласно расследовался, а виновные получали заслуженное судебное наказание.

10. ПАСЕ рекомендует Комитету министров разработать и утвердить новые рекомендации странам – членам Ассамблеи, регламентирующие формы и методы обеспечения соблюдения прав человека в вооруженных силах и самими военнослужащим и выполнение требований Европейской конвенции о правах человека и Европейского суда. Новые рекомендации должны быть составлены на основе предыдущих рекомендаций Комитета министров и ПАСЕ, а также с учетом рекомендаций Уполномоченного по правам человека СЕ. Рекомендации вне зависимости от статуса личного состава вооруженных сил – военнослужащие срочной службы, добровольцы или профессиональные военные – должны как минимум включать возможность соблюдения следующих прав:

10.1. Все военнослужащие должны пользоваться следующими фундаментальными правами:

10.1.1 на жизнь (однако имея в виду опасности, свойственные военной профессии);

10.1.2 на защиту от пыток, жестокого обращения, плохого лечения и физического наказания;

10.1.3 на исключение рабского или подневольного труда и выполнения задач, не связанных с выполнением служебных обязанностей по обеспечению национальной безопасности;

10.1.4 на юридическую защиту своих прав, в случае их нарушения, право на свободу и безопасность, также на справедливое ведение судебных дел, а также право на обращение в судебные инстанции;

10.1.5 на защиту от дискриминации;

10.1.6 на свободу мысли и совести;

10.1.7 на полное удовлетворение гражданских прав и права на голосование;

10.1.8 право на собственность;

10.1.9 право на семейную жизнь.

10.2. Личному составу ВС должны быть также предоставлены следующие основополагающие свободы и права, на которые в некоторых случаях могут накладываться определенные ограничения:

10.2.1 на свободу выражения мыслей;

10.2.2 на свободу собраний и организации профессиональных ассоциаций, включая право на создание профсоюзов и членство в политических партия;

10.2.3 на частную и семейную жизнь, на жилище и ведение переписки.

10.3. Любые ограничения, накладываемые на реализацию военнослужащими прав, перечисленных в параграфе 10.2, должны соответствовать следующим критериям:

10.3.1 они должны иметь законную силу, быть строго оправданы потребностями и спецификой военной службы, дисциплины и обретения профессиональных навыков и должны пропорционально соответствовать целям введения этих ограничений;

10.3.2 они должны быть известны, предусмотрены и строго определены законодательством и строго соответствовать конституционным нормам;

10.3.3 они не должны неоправданно угрожать или подвергать опасности физическое или умственное здоровье военнослужащих;

10.3.4 они должны укладываться в нормы, установленные в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека.

10.4. Военнослужащие должны также пользоваться всеми экономическими и социальными правами, включая:

10.4.1 право на достойное жилище или размещение в казармах и общежитиях;

10.4.2 право на получение справедливого денежного вознаграждения и пенсии после отставки;

10.4.3 право на защиту здоровья и обеспечение безопасности службы;

10.4.4 право на качественную в достаточных количествах пищу.

10.5. Военнослужащие должны быть полностью информированы о своих правах и пройти обучение в области обеспечения прав человека, что позволит им более грамотно понимать и реализовывать свои права...

Подготовил к печати Владимир Иванов.
Публикуется с сокращениями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
612
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
712
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
379
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
258

Другие новости